Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуск N4 за 2001 год

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 123–137. 
В статье характеризуются три основных направления глобальной истории, сформировавшиеся за последние годы: современный (синергетический) эволюционизм; миросистемная теория, обогащенная наследием теории локальных цивилизаций и история мировых держав (историческая геополитика). Долгое время идеи синергетики оставались для эволюционистов периферийными и использовались спонтанно. Примером является книга Д.Даймонда «Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ», в которой попытки показать историю человечества из экзотических исторических перспектив (прежде всего полинезийской и китайской) основываются изучении на спонтанных сочетаний экологических, демографических, технологических, бактериологических и иных факторов, выступающих как точки бифуркаций в процессе социальной эволюции. Более осознанный подход отмечает применение новых методологий в миросистемных исследованиях, изучающих бифуркации между глобальными и локальными тенденциями в развитии культур. Показана эффективность такого рода исследований применительно к истории средневекового Востока и общемировых процессов. В глобальной истории представления об универсальности такого рода взаимодействий проявляются в концепции «глокализации», созданной В.Рудометоффым и Р.Робертсоном. Как пример геополитических исследований рассматриваются работы С.Хантингтона и П.Кеннеди, открывающие новые перспективы исследования политической истории. В статье обозначена граница между всеобщей историей, связанной с телеологическими и финалистскими моделями исторического времени и глобальной историей, во многом унаследовавшей проблемы и подходы микроистории и более свободной от влияния метафизики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андреас Умланд Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 71-84. 
Статья немецкого политолога представляет собой историографический обзор работ, опубликованных в 1993–1996 гг. в разных странах и интересных для представителей сравнительной политологии и социологии. Термин “правый” не всегда соответствует современной классификации (например, приводится характеристика И. Сталина как “большевика радикальной правой”). Статья структурирована по следующим разделам: общие обзоры, публикации документов и источников, “антисионизм”, феномен Жириновского, после Ельцина. Автор считает, что исследования правого русского экстремизма должны развиваться в 3 направлениях: 1) развитие сотрудничества российских и зарубежных ученых; 2) преодоление цеховой разобщенности ученых; 3) более детальное изучение имеющихся материалов и более оперативное ознакомление с новыми исследованиями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
А.А. Мелкумов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 62–70. 
Оперируя обширным историческим материалом, автор рассматривает особенности федеративного и конфедеративного устройства различных государств. Выделяются те особенности, которые предопределяют именно такой тип государственного устройства. Даются разные трактовки суверенитета применительно к федеративному государству. В частности, рассматривается государственное устройство США как федерации, приводятся примеры строительства федерализма в Южной и Юго-Восточной Азии и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 85–102. 
Автор рассматривает проблемы власти в истории России в широком историческом контексте, в частности, в свете концепции царя-Спасителя (мессии). Корни этого представления восходят к Древнему Египту, где должность фараона подверглась сакрализации, существовала идея о сочетании в нем божественного и человеческого начал. Подобной же природой обладал мессия (мошиах) в иудаизме. В христианстве соединение светской власти и посредничества между землей и небом практиковалось в двух основных формах. На Западе развился католический папоцезаризм и папы рассматривали европейских монархов как своих заместителей по светским делам. На Востоке, в Византии и затем в России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвященничестве византийских императоров, их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена.
ресурс содержит прикрепленный файл