Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуск N5 за 2002 год

Опубликовано на портале: 03-04-2004
Владимир Игоревич Пантин Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 156-167. 
В статье методы глобальной политической истории как нового направления исторического знания используются для разрешения одной из наиболее захватывающих загадок мировой истории – загадки «Осевого времени», когда в один и тот же период VIII–III вв. до н. э. на огромном пространстве от Средиземноморья до Тихоокеанского региона рождались мировые религии и другие мировоззренческие предпосылки, позволившие человеку обрести современный духовный облик. Автор предлагает политологическое разрешение проблемы, связывающее духовный кризис язычества с политическим кризисом древневосточных империй и рождением на их границах самостоятельных городов-государств или слабых монархий. Отсутствие навязанной сверху унификации благотворно повлияло на развитие альтернативных вариантов миросозерцания. Образование централизованных империй в III в. до н. э. предопределило завершение эпохи духовных и социальных поисков. Таким образом, «осевое время» выступает как своего рода передышка между эпохами господства империй. Процессы подобного рода наблюдались и в период «второго осевого времени» в XVI–XVIII веках, когда «геополитическая революция» одновременно создала условия для перемещения глобального центра развития на Запад и предотвратила его развитие по имперскому типу. Современная глобализация также подготовлена кризисом и крахом европейских империй в начале ХХ века, что ведет к изменению мирового порядка. Автор рассматривает предпосылки новой геополитической и геоэкономической революции, связанной с возможным перемещением «центра» мирового развития на современную «периферию».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 94-103. 
В статье анализируются суждения различных политологов о воздействии государства на гражданское общество. Автор считает ошибочной позицию, согласно которой институты гражданского общества призваны противостоять властным структурам при отстаивании интересов граждан. Он полагает, что общество не может существовать без всякого государственного регулирования. Оно может быть позитивным или негативным. Позитивное – когда государственное вмешательство сообразуется со спецификой отношений и институтов гражданского общества, с механизмами его саморегуляции и социальной культурой, с уровнем исторической зрелости, динамикой развития. Основное внимание уделяется политическому самосознанию граждан, от которых зависит, по какому пути будет развиваться демократия в постсоветской России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
М.В. Стрежнева Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 141-155. 
С позиций когнитивного подхода автор анализирует современные западные представления о политической культуре. В качестве «особо полезных» для типологизации указанных представлений выбраны объективизм, конструктивизм и субъективизм. Западная традиция представлена теориями социокультурной жизнеспособности М. Томпсона и А. Вильдавского, исследованиями Г. Элмонда, С. Вербы и их последователя Р. Ингльхарта, а также современными дискуссиями по поводу влияния на политическую культуру процесса глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Александр Максимович Яковлев Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 78-93. 
В статье рассматриваются особенности российской государственности, в которой выделяются три содержательные категории: государство, общество, гражданин. Соотношение этих категорий и предопределяет характер общественного, государственного устройства. Автор показывает, что серьезное влияние на развитие государственности и права в России оказали социокультурная традиция российского правосознания, идеология самодержавного абсолютизма и российский вариант марксизма. В рамках концепции “гражданское общество и правовое государство”рассматриваются экономическая свобода человека, основанная на неприкосновенности личной, частной собственности, и политическая свобода, обеспечивающая полноценное участие гражданина в политической деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл