Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Опубликовано на портале: 07-02-2010
Юлия Сорока, Татьяна Зуб Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 1. P. 222-236. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2010
Анастасия Рябчук Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 1. P. 105-114. 
В статье рассматривается роль адаптационного дискурса в создании и воспроизводственеравенства в посткоммунистических обществах. В рамках этого дискурса утверждается, что степень, в которой конкретное лицо успешно адаптируется к новымсоциально-экономическим условиям, определяет его или ее текущее положение в обществе. Тем не менее, основным недостатком этого дискурса является то, что он рассматривает адаптационный потенциал только как индивидуальный акт, без учета каких-либо структурных факторов, которые позволяют одному индивиду адаптироватьсялучше, чем другим.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Аркадиуш Карвацкий, Доминик Антонович Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 36-70. 
Государственные (а позднее постгосударственные) сельскохозяйственные сообщества в Польше годами формировали специфический синдром “культуры бедности”. Члены таких сообществ не могли получить какой-либо социальный капитал через системы воспитания или образования. Социологи исследуют предпосылки образования андеркласса в среде постгосударственных сельхозработников. Хотя данный процесс развивается в течение многих лет, ряд исследователей выражают сомнения относительно возможности формирования андеркласса в Польше, что может быть связано и с объяснительными, и с терминологическими расхождениями между ними, а также с особенностями моделирования этого феномена. Однако проведенные авторами статьи исследования и анализ литературы дают основания говорить о существовании польского андеркласса (локального характера), который сформировал собственную систему поведения, ценностей и норм, которые можно трактовать как “культуру бедности”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Сергей Макеев, Анжела Патракова, Анна Домаранская Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 85-100. 
На основании данных репрезентативного опроса с использованием модуля  ISSP “Социальное неравенство–IV” авторы выясняют, каким видят граждане Украины сформировавшийся в стране тип социальной стратификации и каким он должен быть. Применение факторного анализа позволяет обнаружить, где именно, по мнению респондентов, проявляется самая высокая степень неравенства. При помощи специальной процедуры агрегирования селективно отобранных суждений определяются признаки, дифференцирующие оценки существующих неравенств, и конструируется стратифицированная классификация респондентов по их восприятию ситуации неравенства. Среди украинского населения преобладает представление о том, что общество, в котором они живут, глубоко стратифицировано по биполярному принципу: масса и очень малочисленные “другие”. Формирование “желаемой” модели стратификации невозможно без основательной модернизации механизма воспроизводства неравенств. Кроме того, сопоставление последних данных по Украине (2009) и доступных данных по модулю “Социальное неравенство–IV” (1999) предыдущей волны ISSP дает основания утверждать, что украинские граждане оценивают уровень существующих неравенств в социально и личностно значимых сферах жизни гораздо более критично, чем население Европы и обеих Америк.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Наталия Ковалиско Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 123-135. 
В статье рассматривается социальное неравенство как определенная совокупность стратификационных порядков, постоянно воспроизводимых в каждом обществе. Доминантной в исследовании стратификационных  порядков является конъюнкция “позиции&диспозиции”, позволяющая выявить и объяснить специфику поведения индивидов и общностей, действующих тем или иным образом, поскольку они представляют собой носителей определенного габитуса (как совокупности диспозиций). Таким образом, стратификационные порядки – это позиции, иерархически упорядоченные на основе некоего множества критериев неравенства, определяющих, какой из агентов (индивид, группа, страта) занимает высшее, а какой низшее место в социальном расслоении общества. Диспозиции же являются продуктом прошлого опыта и присутствуют в социальных агентах как схемы восприятия, мышления и действия. Положение общностей в социальной структуре формируется на основе всей совокупности стратификационных порядков, методологически и методически обосновываемых исследователем в рамках определенной теоретической парадигмы или подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Андрей Бова Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 1. P. 158-168. 
В статье представлена качественная типология уровня доходов в четырех странах: в Украине, Польше, Венгрии и Грузии.. Она описывается в через демографические, социальные и психологические переменные: средний возраст в пределах типа, индекс богатства, самооценка экономических условий в семье, индекс удовлетворенности жизнью, психологический стресс.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Светлана Николаевна Оксамитная Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 4-28. 
В статье на основе работ зарубежных и отечественных специалистов анализируется институциональная среда формирования и воспроизводства социального неравенства. Перечисляются те социальные институции, которые, по мнению современных исследователей социального неравенства, в наибольшей степени влияют на глубину и структуру неравенства в обществе. По результатам многочисленных международных сравнительных исследований к таким институтам чаще всего относят централизованную систему коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами; профессиональные союзы, учитывая возможности их создания и влиятельность; институт минимальной заработной платы, ее уровень и динамику; систему налогообложения, ее формы и уровни; институты перераспределения доходов, государственных социальных гарантий; институциональное разделение политической власти, тип избирательной системы; институциональные условия обеспечения прав собственности; институциональные условия соблюдения трудовых прав и стандартов; институциональные отношения в сфере образования. В статье рассмотрен ряд характеристик социально-институционального устройства украинского общества в плане влияния на состояние экономического неравенства. Подчеркивается актуальность для отечественной социологии рассмотрения воспроизводства социального неравенства, его глубины и динамики сквозь призму особенностей институциональных правил и практик, присущих современному украинскому обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2013
Елена Владимировна Симончук Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 4. P. 50-96. 
В статье представлен анализ тенденций формирования в Украине периода независимости социальных классов как субъектов, осознающих свои интересы и умеющих их защищать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2013
Елена Владимировна Симончук Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 1. P. 50-96. 
В статье представлен анализ тенденций формирования в Украине периода независимости социальных классов как субъектов, осознающих свои интересы и умеющих их защищать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-02-2010
Наталия Ковалиско Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 2. P. 66-82. 
В статье рассматриваются основные категории анализа стратификации: фундаментальные классы и градации. Возможности изучения стратификационного порядка: объективизм & субъективизм, структура & деятельность; позиция & диспозиция практик и тому подобное.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2013
Сергей Макеев, Светлана Николаевна Оксамитная Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 1. P. 32-49. 
В статье обсуждаются некоторые современные трактовки понятия "институт", а также вводится доминирущее допущение, ограничивающее вариативность интерпретации этого понятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2013
Сергей Макеев, Светлана Николаевна Оксамитная Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 4. P. 32-49. 
В статье обсуждаются некоторые современные трактовки понятия "институт", а также вводится доминирующее допущение, ограничивающее вариантивность интерпретации этого понятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2010
Наталия Ковалиско, Руслан Савчинский Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 3. P. 5-37. 
В статье обобщены основные принципы многомерного анализа социального пространства и их методологического потенциала применительно к украинскому обществу. Стратификационная модель рассматривается на основе многомерного иерархического подхода, а именно через анализ прибыли, уровня образования, положения во власти, самооценку финансового положения, самоидентификацию, т.е. учитывается сочетание объективных и субъективных критериев.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2010
Владимир Матусевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 104-112. 
В современной социологии непоследовательность и маргинальность рассматриваются как различные, не связанные явления, каждое из которых имеет свою собственную историю изучения. Г.Ленский был первым, кто обратил внимание на эти феномены, и заметил, что человек с низким статусом является маргинальным, и его характеризуют определенные социальные и психологические особенности. В статье делается попытка понять связи между непоследовательностью и маргинальностью. Непоследовательность интерпретируется как причина, а маргинальность рассматривается как результат. В то же время, оба они понимаются как два определения одного статуса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Ольга Иващенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 29-55. 
Статья посвящена поиску интерпретаций общественного восприятия экономического неравенства в современном украинском обществе согласно данным модуля “Социальное неравенство–2009” в рамках Международной программы социальных исследований (ISSP) с привлечением широкого конкретного статистического и социологического материала. Социологический анализ общественного отношения к неравенству в доходах осуществлен с учетом особенностей социальноэкономической ситуации в УССР и современной Украине. Общее и отличное в контексте неравенства при сравнении Украины и Польши дают автору основания для изменения акцентов в изучении неравенства только как следствия незавершенного рыночного реформирования с выделением ряда значимых черт социального и экономического поведения украинцев при конвергенции культуры выживания и культуры потребления. Социально-экономическое неравенство в современной Украине в целом уже следует рассматривать под углом зрения демократизации уровня жизни, отойдя при этом от концепции “общества блага” Д. Гэлбрейта к “обществу потребления” Ж. Бодрийяра.
ресурс содержит прикрепленный файл