Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 18-08-2010
М.Ю. Барбашин Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 2. С. 168-178. 
Анализируется двойственный характер современных этнополитических процессов, традиционалистское и адаптационное измерение которых испытывает на себе воздействие со стороны господствующей в современном обществе культуры постмодерна. Автор рассматривает основные теории и направления постмодерна и модернизации и приходит к выводу о бесперспективности традиционалистких реакций по этническому возрождению и необходимости развития этнокультурной специфики с учетом современных вызовов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2007
В.В. Савчук Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 168-183. 
"Нацистский миф" восходит – среди прочих истоков – к "революционному мифу", укорененному во французском Просвещении. Существование угрозы "нацистского мифа" оправдывает полноту "мифа демократического". Агон двух философских сверхдержав (Германии и Франции) провоцирует постановку вопросов о специфике отечественной философии, о своей традиции, которая заключается в неприятии недавней – советской – истории как своей собственной. Если у немцев есть чувство вины, у французов – забвение (форлюзия), то у соотечественников – подростковое запирательство.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Я. Панакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 161-177. 
Радикальные изменения современной социальной реальности требу ют другой антропологии: более гибкой, находчивой. Автор выступает за включение в антропологию все еще маргинального сегодня метода кино. Если в классической антропологии такие вопросы, как постижение инокультурного опыта и способ его репрезентации, вопрос интерсубъективности в поле или вопрос роли антрополога — «автора», заключались в скобки, то в случае применения метода кино они становятся непосредственной частью антропологического труда. По этим же причинам метод кино незаменим при изучении миграции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2012
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 41-58. 
В статье рассматривается влияние этнического фактора на социальные процессы в условиях модернизации общества. Анализируются основные социологические и социально-антропологические подходы к феномену этничности. Приводится авторская классификация этнического фактора на макро-, мезо- и микроуровне. Особое внимание уделяется субъектам межэтнического взаимодействия, в частности, содержанию негативного взаимодействия как отражения системы этнических предубеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2008
Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  № 4. С. 190-193. 
25 апреля 2002 г. на факультете социологии СПбГУ прошел городской семинар «Сибирь и сибирский менталитет». Организаторами семинара выступили факультет социологии СПбГУ, Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Российский гуманитаный фонд.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 204-206. 
В статье представлена резенция на книгу Л.М. Дробижевой "Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Werner Sombart Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 1. С. 27-53. 
Статья представляет собой перепечатку некоторых фрагментов работы Зомбарта Евреи в экономической жизни, опубликованной в России в 1912 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2012
Людмила Владиславовна Клименко Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 148-160. 
В статье рассматриваются этнокультурные особенности формирования многоуровневой идентичности населения Республики Адыгея. На основании результатов прикладного социологического исследования проводится сравнительный анализ структуры социальных идентичностей адыгейского и русского населения по осям личностной и групповой идентификаций. Исследуется выраженность уровневых компонентов в региональной идентификации местных жителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Вера Михайловна Пешкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 136-148. 
Ответ на вопрос, каким образом в современных мультикультурных российских городах сохраняются этнокультурные образцы и воспроизводится этничность, связан с пониманием того, что в этом процессе существенное значение принадлежит инсценированию этничности. Инсценирование, или проигрывание этничности является доминирующим образом существования этничности на публичном уровне взаимодействия этнической общины с другими представителями «своей» этнической группы, обществом и властью. Однако оно актуально в первую очередь для укорененной этнической общины, ядро которой составляют этнические общественные организации. Данный тезис рассматривается на примере украинской общины Москвы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Т.С. Алексеева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 5-14. 
Материалы экспертного интервью с Николаем Михайловичем Гиренко, проведенного осенью 2002 г., публикуются впервые. Исследовательский социологический проект "Межкультурная толерантность в большом городе: на примере Санкт-Петербурга и Москвы был осуществлен в 2002-2003 гг. группой в составе: проф. Владимир В. Козловский (рук.), Татьяна С. Алексеева, Людмила В. Исмаилова, Анисья М. Хохлова при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 02-06-80-491). Непосредственно интервью провели Т. Алексеева и Л. Исмаилова. Н.М. Гиренко стал одним из 10 выбранных нами петербургских экспертов и представил наиболее критические и вместе с тем глубоко аналитические ответы на заданные ему вопросы. Размышления Гиренко о характере межкультурной толерантности в Санкт-Петербурге и сегодня представляют большой интерес для практики гармонизации межнациональных и межкультурных отношений в северной столице. С 2002 г. Н. Гиренко помимо своей разнообразной научной деятельности в Институте этнографии РАН активно участвовал в общественной и культурной жизни города. Будучи председателем группы по правам национальных меньшинств Санкт-Петербургского Союза ученых, он боролся против любых проявлений расизма, шовинизма, этнической нетерпимости. Принципиальная личная позиция Николая Михайловича по поводу обостряющихся в городе межнациональных и межкультурных отношений, жесткие оценки фактов ксенофобии в Петербурге стали причиной его гибели. Поэтому, отдавая дань памяти Н.М. Гиренко, ученого, публициста и общественного деятеля, мы полагаем, что публикуемые материалы послужат преодолению случаев межэтнической нетерпимости, созданию новой ситуации межкультурной толерантности, достижению высокого уровня межнационального согласия и богатой, разнообразной толерантной среды в Санкт-Петербурге.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Светлана Владимировна Кардинская Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 128-135. 
В статье представлены результаты исследования российских немцев — представителей молодежной организации «Югендхайм». В процессе контент-анализа печатного органа организации «Yuhei» была сконструирована концепция этнической идентификации, осуществляющейся в сфере общения, или коммуникации. Молодежное общество, презентирующее себя в прессе, формирует дискурсивное пространство актуализации этнической идентичности. Идентификация происходит как самоопределение этнического дискурса в структурах «свой» / «другой», «мы» / «они». Этнический дискурс, представленный средствами .массовой информации, создает «место» выражения специфической «немецкой» этничности, реализующейся посредством выстраивания дискурса, основанного на использовании метафоры «дом» («молодежный дом»). Теоретическим основанием интерпретации полученного эмпирического материала служит концепция социального поля П. Бурдье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Борис Ефимович Винер Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 119-145. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-12-2010
Вероника Витальевна Симонова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В статье на примере полевого материала, собранного в Нанайском районе Хабаровского края и в общежитии народов Крайнего Севера в Санкт-Петербурге, автор анализирует пространственные интерпретации и связанные с ними представления об «этноисторическом» прошлом. Локальный контекст выступает в качестве дискурсивной практики, в которой примордиальные концепты этнографии являются одними из конструкторов социальных иллюзий, обращенных к «желанному дому в далеком прошлом». Автор рассматривает некоторые теоретические концепции антропологии и социологии пространства и делает попытку критического анализа теории и эмпирического материала. «Машина времени» — авторская метафора представлений информантов о «настоящей культуре», транслируемой на рутину повседневности, утопичного концепта социальной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-12-2010
Владимир Николаевич Давыдов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В статье дается обзор зарубежных теорий «культурной аутентичности» и «изобретения традиции». Начиная с 1970-х гг. понятие «аутентичность» начинает активно использоваться в лексиконе социальных наук. Термин «аутентичность» часто фигурирует в научных дискуссиях, касающихся коренных народов. Понятия «традиция» и «аутентичность» часто навязывались представителям аборигенных сообществ в рамках колониального дискурса, являлись ключевыми в процессе конструирования «другого» и использовались как инструменты управления. Исследование феномена культурной аутентичности представляется перспективным с позиций социального конструктивизма и нарративной концепции культуры. Аутентичность может рассматриваться как концепт, который связан с категорией «локальность». Начало публичной дискуссии по поводу локальных, «аутентичных» символов сопровождается их политизацией. Одной из тенденций современной политики является инструментализация аутентичности. Культурные группы, находящиеся в процессе институционализации, могут использовать аутентичность как политическую стратегию.
ресурс содержит прикрепленный файл