Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Мир России

Опубликовано на портале: 31-12-2010
А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 102-121. 
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве и политической практике. Сравнение законодательства на основе концепта «национально-культурной автономии» и подходов, основанных на понятиях «мультикультурализма» и «меньшинств», обнаруживает между ними много общего. Также сравнение практик в России и в других странах позволяет найти ряд параллелей. Этнические различия организуются и описываются в категориях «группы» и «культуры»; ключевым оказывается вопрос об отношении группы к территории; проблематика равенства в значительной степени сводится к вопросу о справедливой классификации и таксономии групп. Оказывается, что подобные подходы не имеют прямого утилитарного значения, но служат задаче выработки социально приемлемого описания окружающей общественной реальности. Эти наблюдения заставляют поставить вопрос уникальность или своеобразие России в области, именуемой «национальной политикой» или «этническими отношениями», и, напротив, говорить о локальных проявлениях глобальных закономерностей в восприятии и репрезентации этнического разнообразия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Жанна Анатольевна Зайончковская Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 25-31. 
Статус вынужденных мигрантов в России определяется на основании законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.. Основанием для разделения этих двух категорий мигрантов служит наличие ("вынужденные переселенцы") или отсутствие ("беженцы") российского гражданства, в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г., к которым присоединилась Россия. До принятия указанных законов и присоединения к Конвенции всем недобровольным мигрантам присваивался статус "беженца". Большинство из них и сейчас сохраняют этот статус. Поэтому общую совокупность вынужденных мигрантов учитывают вместе и называют "беженцы и вынужденные переселенцы" (далее для краткости "беженцы"). На статус вынужденного переселенца в России могут претендовать и перемещенные лица ("внутренние беженцы"). Обязательное условие получения этого статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии - оформление российского гражданства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Тамара Семеновна Гузенкова Мир России. 1999.  Т. 8. № 1-2. С. 199-226. 
Межэтнические отношения в столичном мегаполисе все чаще становятся объектом внимания со стороны общественности, специалистов и органов управления. Изменение этнокультурного колорита и этнорасового состава Москвы — примета и одновременно проблема российской столицы. Оживление деятельности национально-культурных обществ, объединений и ассоциаций, нарастание культурного разнообразия, усиление чувства этнической солидарности и самобытности у многих жителей Москвы, с одной стороны, и распространение бытового расизма, национальной нетерпимости и даже ксенофобии, с другой, — составляющие процесса этнизации массового сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ю Л Неймер Мир России. 2003.  Т. 12. № 1. С. 121-137. 
Вопрос об иммиграции в последние годы активно обсуждается в средствах массовой информации, в широких общественных кругах США. Нужна и полезна ли иммиграция для страны, если нужна и полезна, то в каких объемах ее следует допускать (вопрос о квотах), кого принимать, на каких условиях и т. д.? Высказывается множество точек зрения, отличающихся друг от друга в чрезвычайно широком диапазоне. С одной стороны, утверждается, что без живительной струи иммиграции общество начнет деградировать, с другой — выражается недовольство тем, что Америка превращается во всемирный дом престарелых. После 11 сентября 2001 г. многие американцы стали выражать опасения по поводу того, что по иммиграционным каналам в страну проникают террористы. Авторы некоторых публикаций полагают, что существенную опасность для страны представляют криминальные элементы из стран СНГ. Растет число тех, кто считает, что прием иммигрантов вообще следует прекратить. Тем не менее есть все основания утверждать, что диспутанты, даже если к их числу принадлежат и законодатели, не утруждали себя серьезным и глубоким предварительным изучением информации о процессе иммиграции и о его роли в жизни страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Станиславович Перепелкин Мир России. 1992.  Т. 2. № 1. С. 91-112. 
Накал национальных страстей в России пока меньше, чем в других республиках бывшего СССР, но тревожные симптомы уже проявились в Татарии и на Северном Кавказе. Татария возглавила сепаратизм бывших советских автономий. Каковы истоки татарского сепаратизма, можно ли рассчитывать на существование этой республики в составе России? Эти вопросы анализируются в статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Сергеевич Малахов, А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 67-91. 
Целью статьи является определение того, какое место понятие «национальное меньшинство» занимает в российских публичных дискурсах. Необходимо принимать в расчет в первую очередь проблематичность самой категории «меньшинства» и исторически связанного с ней эссенциалистского подхода к пониманию этничности. Слабость идеи меньшинств – это допущение, что группу можно рассматривать как изолированную и относительно однородную культурную целостность, имеющую границы, членство, четкие отличительные признаки и способную действовать солидарно. Необходимо также учитывать вовлеченность понятия «меньшинство» в политические коллизии, а также его перегруженность смыслами. В России этничность является способом организации социального и политического пространства, средством классификации населения и фактором идентификации и самоидентификации индивидов. Она воплощена в целом ряде социальных и политических институтов, в том числе дискурсивных практиках, формальных и неформальных предписаниях, воздействующих на поведение людей. В современных российских дискурсах общество предстает как сумма «этносов», которые мыслятся как коллективные личности со своей внутренней структурой, интересами, способностью предпринимать осознанные действия и т. д. Ключевым в интерпретации понятия «меньшинство» выступает представление об исторической связи этнической группы с определенной территорией. Соответственно, этническими меньшинствами считаются группы, которые живут за пределами «своей» территории. Из понятия меньшинство исключаются «коренные» и «титульные» общности, а также эпизодически группы, образуемые мигрантами. Предметом публичного обсуждения в основном являются общие идеологические (а не утилитарно-прагматические) вопросы, например, о символическом признании той или иной группы. Та часть российского законодательства, которая имеет отношение к этничности, мозаична и сложна, как по структуре, так и по содержанию. Правовые акты, как правило, адресованы этническим группам как целостностям; при этом этническая категоризация отличается большим разнообразием. Все законодательство, касающееся этнических групп, исходит из общих этнонационалистических допущений: в частности, широко используются концепты групповых прав, «этнического развития», «межэтнических отношений». Среди принятых терминов присутствует и понятие «национальные меньшинства». Правовое определение «меньшинства» отсутствует, а попытки ввести такую дефиницию в законодательство пока не дали результата. Законодательство, касающееся этнических групп, имеет в основном символическое значение, а с содержательной точки зрения строится по принципу «сужающейся воронки»: продвижение от общих декларации к подзаконным актам и правоприменению сопровождается существенным сокращением государственных гарантий и обязательств. Россия также несет ряд международных обязательств по защите меньшинств, однако, анализ показывает, что активность страны в этой области ограничивается демонстративными жестами, адресованными в основном внешней аудитории. Причины того, что понятие «меньшинство» не играет существенной роли в российских публичных дискурсах, авторы видят в том, что Россия в целом не осмысляет себя как «национальное» в этническом смысле государство и что понятие «меньшинство» имеет множество заменителей, которые исполняют сходные функции символической организации этнических различий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Петрович Шабаев Мир России. 2004.  Т. 13. № 3. С. 48-70. 
Статья посвящена рассмотрению политической эволюции национальных движений финно-угорских народов России. Автор сосредотачивает внимание не на процессе становления и функционирования этих движений, а на формировании их идеологических позиций, факторах и условиях способствовавших утверждению определенных политических установок и их содержательному анализу. При этом основное внимание сосредотачивается не на специфике деятельности отдельных этнополитических организаций, а на тех общих явлениях, которые характеризуют политическую эволюцию так называемого финно-угорского движения в целом. Автор обращает внимание на те новые политические, экономические и этнокультурные реалии, которые неизбежно ведут к необходимости пересмотра прежних идеологических конструкций и формированию новой архитектуры самих движений. Высказывается предположение, что неизбежен процесс фрагментации движений и локализации их политических целей и задач на уровне этнических сообществ более низкого таксономического порядка – субэтносов или этнографических групп. Это предположение основывается на том, что реальный эффект от деятельности национальных организаций и реальные выгоды можно получить лишь решая актуальные проблемы местных сообществ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Изявич Мукомель Мир России. 2003.  Т. 12. № 3. С. 130-146. 
В 1990-х годах среди факторов, формирующих прирост населения России, необычно большое место заняла миграционная составляющая. Чистая миграция в Россию из новых независимых государств, возникших при распаде СССР, более чем вдвое превысила соответствующий показатель предыдущего десятилетия. Часто думают, что этот рост был следствием резко выросшего притока населения в Россию, однако такое мнение ошибочно. Необычно большим приток был только в 1994 г., в целом же за 1991—2000 гг. из новых независимых государств в Россию прибыло меньше иммигрантов, чем за 1981—1990 гг., но так как выбытие из России в эти государства сократилось еще больше, миграционный прирост увеличился с 1,7 до 3,8 млн человек. Общий же «оборот миграции» (сумма прибывших и выбывших) между Россией и другими бывшими республиками СССР сильно уменьшился. Особенно большой спад миграционных потоков произошел в конце 1990-х годов: в 2000 г. в Россию прибыли 350 тыс. человек — в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Михаил Борисович Денисенко Мир России. 2003.  Т. 12. № 3. С. 147-156. 
Весной 2000 г. Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?» Под «замещающей миграцией» в докладе понимается такой миграционный прирост, который компенсирует — «замещает» — недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране постоянства либо численности, наподобие того, как его может поддерживать «замещающая рождаемость» («replacement fertility»), либо каких-либо других количественных характеристик населения. Более конкретно в докладе понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах: миграционный прирост, при котором численность населения не меняется; миграционный прирост, при котором численность трудоспособного населения не меняется; миграционный прирост, при котором доля лиц в старших возрастах не увеличивается. Проблема замещающей миграции — порождение двух становящихся все более всеобщими в некоторых частях мира тенденций — тенденции к прекращению роста населения многих стран и даже к его убыли (депопуляции) и тенденции демографического старения. Опасения депопуляции звучали еще во французской литературе XIX в., но как реальная угроза многими странами она стала осознаваться сравнительно недавно. Тем не менее уже выполненные в начале 1970-х годов долгосрочные демографические прогнозы с достаточной определенностью предсказывали убыль населения в некоторых из развитых стран в первой половине XXI в. Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом — старением населения. Сперва оно дало о себе знать в западноевропейских странах, но уже в начале 1950-х годов демографы заговорили о нем, как о глобальном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Дмитриевна Комарова Мир России. 1999.  Т. 8. № 4. С. 71-80. 
Для России, принадлежащей к числу наиболее многонациональных стран мира, крайне важен учет этно-демографического фактора динамики численности населения страны. С одной стороны, у множества народов, населяющих обширную территорию российского государства, все еще столь велик диапазон культурных, конфессиональных, бытовых и прочих особенностей, что это само по себе сказывается на их демографическом и витальном поведении, определяет разнофазовость осуществления у них глобального процесса демографического перехода. С другой же стороны, неизбежное взаимодействие между народами, составляющее основу этнических процессов, вносит дополнительные коррективы в общую картину этнодемографической динамики. Данная статья посвящена рассмотрению второго из двух названных аспектов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Петрович Шабаев, И Л Жеребцов Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 171-182. 
Этнополитические проблемы стали сегодня предметом пристального внимания российских ученых-обществоведов. Однако, и сам предмет этнополитологии, и реальные возможности для объективного анализа явлений и процессов, составляющих этот предмет, стали российской научной традицией совсем недавно. По существу определение предмета этой науки еще продолжается, хотя ясно, что "этнополитология имеет пограничный характер, так как охватывает сферу взаимодействия этносов с политикой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Леонидович Лейбович, Василий Николаевич Стегний, Андрей Николаевич Кабацков, Наталья Викторовна Шушкова Мир России. 2004.  Т. 13. № 2. С. 43-65. 
«Мир России» продолжает публикацию материалов по итогам социологических исследований, проведенных в г. Перми сотрудниками гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета. В предыдущем номере была опубликована статья «Большой город в постсоветском пространстве», в которой авторы анализировали социальные процессы в постсоветском крупном индустриальном центре. Эта статье посвящена проблемам межнациональных взаимодействий в современном российском городском сообществе. Цель статьи – выявить социокультурное содержание межнациональных связей горожан: этническую самооценку, степень готовности к межнациональным контактам, способность понять и принять иные модели поведения. Иными словами, найти культурные основания социальных ситуаций, разворачивающихся в урбанистической среде. Интерес к культурным аспектам социальных процессов характерен для пермской социологической школы. Эта традиция была заложена трудами З.И. Файнбурга, вернувшего культуру в сферу социологической мысли [Зборовский 2003, сс. 851-2, 862]. «Мы рассматриваем процесс национальной идентификации, – пишут авторы статьи, – как один из ведущих процессов новой социальной стратификации. Чтобы выявить его специфику мы обратились к методике реконструкции этнических образов, присутствующих в современном массовом сознании. Мы применили процедуру “двух зеркал” сравнения собственного образа (самохарактеристики) с образами других. Вглядываясь в черты иных, далеких и близких этносов, русская национальная группа находит свою идентичность. В то же время иные этнические культуры воспроизводятся весьма ограниченным кругом людей. Наиболее продвинутые в образовательном и профессиональном отношении представители инонационалов собственную социальную идентификацию связывают с освоением русской культуры. Они в целом, соглашаясь с традиционным образом русских, вносят в него коррективы».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Дмитриевич Гудков Мир России. 2007.  Т. 16. № 2. С. 48-83. 
Основой приводимого ниже анализа служат данные многочисленных массовых и репрезентативных общероссийских исследований, проводимых с 1989 г. Аналитическим центром Юрия Левады. Главный сюжет анализа – рост ксенофобских настроений в постсоветской России, прежде всего в связи с действительным или воображаемым притоком в страну большого количества мигрантов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
В Якобсон Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 143-170. 
Поворот от социалистического многонационального государства к капиталистическому национальному и последовавшие кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества заставили жителей Эстонии независимо от их национальной принадлежности пройти через мучительный процесс адаптации к новым условиям. Для большей части ее русскоязычных жителей этот процесс был осложнен изменением их правового статуса, новыми требованиями к языковой компетентности, распространенным в эстонском обществе недоверием к России и русским, а также ощущением своей «оставленности» метрополией. Первые три обстоятельства дали основания к тому, чтобы в российском политическом дискурсе русскоязычное население бывших советских республик стало рассматриваться как «гонимое», «дискриминируемое», «ущемленное». Тем не менее лишь небольшая часть этого населения сделала выбор в пользу отъезда из Эстонии, остальные пошли по пути адаптации, которая имела свои особенности у различных возрастных, региональных и статусных групп. Результатом этого процесса стала значительная фрагментация русскоязычного населения с точки зрения социального статуса, материального обеспечения, образования, ценностей, взглядов. Однако есть и то, что до сих пор объединяет русскоговорящих – это в первую очередь ощущение ценности родного языка и своей «русскости», а также наличие общего информационного пространства в виде российских телеканалов. Об особенностях адаптации, о формировании различных групп среди русскоязычных, о том, что отличает их от эстонцев и что их объединяет, пойдет речь в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Дмитриевна Волкогонова, Инга Валентиновна Татаренко Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 149-166. 
Статья представляет собой попытку осмысления процесса этнической идентификации и его особенностей в современной России (на примере русского этноса). В неустойчивой ситуации «переходного общества» этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего социального целого, найти психологическую поддержку в традиции. В связи с этим не случайным представляется повышенное внимание к этнической идентификации и выдвигается тезис, что включение себя в тот или иной этнос зависит от принятия индивидом мифологических по своей природе посылок и оснований.
ресурс содержит прикрепленный файл