Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 01-02-2007
Т.В. Тягунова Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 129-146. 
В статье предпринимается попытка с помощью ресурсов этнометодологического знания описать некоторые привычные способы организации и осмысления своих действий участниками образовательного взаимодействия. Главный вопрос, рассматриваемый в тексте, заключается в следующем: на основании чего образовательным действиям придается смысл «разумных», «правильных», «адекватных»; в соответствии с каким порядком они выстраиваются, регулируются и координируются; какие именно практические действия, как правило, осуществляются участниками взаимодействия в рамках привычной учебной ситуации, благодаря которым она получает свою осмысленность. Использованный автором метод состоял в создании «проблемы» в рамках привычной учебной ситуации посредством модификации педагогической позиции. По этой причине действия преподавателя должны были обнаружить определенное расхождение с ожидаемым «нормальным» порядком их осуществления и, соответственно, актуализировать у учащихся интерпретационную деятельность по приданию этой ситуации ее «нормальных» свойств.
Опубликовано на портале: 24-01-2007
Галина У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 150-156. 
Статья посвящена изучению трансформаций этического сознания русских, которые в связи с распадом Советского Союза оказались за пределами своей исторической родины. Авторы используют этносоциологические материалы опроса «Русские в республиках», проведенного ВЦИОМом в 13 регионах страны в августе 1991 года, а также данные психологического исследования этнического самосознания первых русских беженцев из Азербайджана, проведенного в феврале-марте 1991 года в Москве на базе Комитета русских беженцев и в пансионате «Ватутенки» (Московская область). На основе сравнительного анализа автостереотипов и гетеростереотипов русских, которые не собираются покидать «ближнее зарубежье», русских — потенциальных мигрантов, а также русских беженцев из Баку выделены четыре основные типа нарушения этнической идентификации.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 74-90. 
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod Watson
Перев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 91-128. 
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность», «пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях. Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.