Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 16-05-2006
Б.П. Красовский Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 89-93. 
Анализ брачных объявлений в газете «Все для вас» (1991 и 1993 гг.) позволяет сделать гендерную типологизацию матримониальных предпочтений. Женщины в отличие от мужчин предъявляют крайне низкие требования к внешности будущего супруга. Вместе с тем слабый пол проявляет особый интерес к материальному положению потенциального избранника, что совершенно нехарактерно для мужчин. Доброта, порядочность и интеллигентность весьма привлекательны для женщин, однако именно эти качества представители сильного пола предлагают в своих объявлениях крайне редко.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2004
Алексей Георгиевич Левинсон Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 60-67. 
В статье на материале ежемесячных опросов ВЦИОМ автор пытается дать ответ на вопрос, можно ли говорить об особом «мужском» и «женском» отношении к войне в Чечне. Автор утверждает, что разница в восприятии военных действий существует. При этом пацифистскую позицию нельзя назвать типично «женской», а милитаристскую «мужской». В статье осуществляется попытка проанализировать позицию населения по вопросам войны и мира в категориях гендера.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 1999.  № 4. С. 71-77. 
Автор представляет результаты исследования различного рода рекламной продукции на предмет применения в ней средств невербального общения. Речь идет о позах, жестах, мимике, контакте глаз, манипулятивной активности, паузации, уровне стереотипизированности речи и др. Особенности образов мужчины и женщины в гендеризованном физическом языке рекламы рассматриваются в таких аспектах, которые, по мнению автора, имеют и теоретическое значение, и практическую ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Виктория Анатольевна Суковатая Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 65-70. 
В постсоветской культуре телевидение и кино выступают в качестве важнейших и наиболее мощных стратегических средств формирования массового сознания, жизненных ценностей, стереотипов и идентичности. В статье на примере украинских СМИ анализируется гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении. Автор приходит к выводу, что украинская рекламная продукция ориентирована на наиболее патриархальные образцы украинского массового сознания, часто визуализирует фольклорные сюжеты, апеллирует к архаическим комплексам и инстинктам, отчуждая женщину от культуры, лишая ее статуса субъективности, автономии и манкируя любые попытки женской саморепрезентации в контексте "анти-национального" и "противоестественного".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Рейн Веэрманн Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 109-115. 
Автор видит свою цель в выяснении того, изменилась ли и в каком направлении гендерная сегрегация труда в странах Балтии в период социальной трансформации. В частности, рассматривается вопрос о том, привела ли экономическая реформа в Эстонии, которая считается одной из наиболее радикальных в постсоциалистических государствах, к углублению гендерной сегрегации.
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Sarah Ashwin
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 57-68. 
В статье автора из Великобритании дается общая характеристика особенностей советского гендерного строя, при котором общественный труд выступал как обязанность и для мужчин, и для женщин (от них ожидалось сочетание полной занятости с исполнением ролей матери и домохозяйки). Автор использовала результаты лонгитюдного исследования, проведенного с ее участием с 1999 по 2001 год в Москве, Самаре, Сыктывкаре и Ульяновске и отмечает, что у российских женщин, несмотря на прогнозы, и в начале XXI века сохраняются высокие показатели трудовой занятости: женщины по-прежнему составляют чуть менее половины экономически активного населения России. Делается вывод, что такая привязанность женщин к оплачиваемому труду связана не только с экономическими проблемами, но и с их стремлением обеспечить себе материальную и психологическую независимость. Приводятся данные исследования ИСИТО по затратам времени на домашний труд среди семейных пар, согласно которым неработающие мужчины, живущие с работающими партнершами, выполняют в неделю лишь на 7 часов больше домашней работы, тогда как неработающие женщины тратят на такую работу в среднем на 12 часов больше, чем их работающие партнеры. Дана ссылка на проведенное в Великобритании исследование, в ходе которого установлено, что в этой стране работа мужчин в доме снижает конфликтность семей. В России, по мнению автора, барьером на пути к более полному участию мужчин в домашнем труде остается жесткое социальное разграничение такого труда на "мужские" и "женские" дела.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 5-15. 
Автор описывает эволюцию понятия "гендер", осуществляет попытку выявить сущность гендерной социологии, основываясь на ее фундаменте, описывает положение женщин в российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 77-86. 
Каковы возможные социальные последствия процесса феминизации общества, какие угрозы таит в себе этот социальный процесс? Важное значение для его изучения и для прогнозирования влияния изменений гендерной структуры российского общества на социальный статус мужчин и женщин, их положение на рынке труда, занятости и профессий, на ценностные ориентации и репродуктивное поведение имеет гендерная социология - одно из наиболее динамично развивающихся направлений российской социологии. В этой связи автор останавливается на двух принципиальных вопросах: исторических предпосылках и методологических принципах гендерной социологии как частной социологической теории; особенностях социогендерных исследований и формирования эмпирической базы гендерной социологии как инструмента познания социальной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2006
Ирина Олеговна Тюрина Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 135-141. 
Автор обращается к проблеме полового (или гендерного) разделения труда, под которым понимает распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующееся на традициях и обычаях, формально или неформально закрепленных в практике и сознании людей, то есть институционализированных. В статье рассматривается проблема гендерной профессиональной сегрегации: горизонтальной и вертикальной. Первая определяется как неравномерное распределение мужчин и женщин по отраслям экономики и профессиям, вторая – как неравномерное их распределение по должностной иерархии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
С.К. Табурова Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 84-92. 
Автор дает краткий обзор гендерных исследований, касающихся лингвистических проблем, показывает место женщин в политической жизни ФРГ, отмечая конфликт между женственностью и авторитетом, особо проявляющийся в сфере политики. Анализируется речевое поведение женщин-парламентариев. В частности, рассматриваются реплики в адрес выступлений женщин, среди которых – реплики конфликтных эмоций, реплики эмоциональной поддержки. Приводятся таблицы, систематизирующие характеристики как конфликтной коммуникации, так и коммуникации поддержки. Ставится вопрос о культуре политических дебатов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2003
Ирина Наумовна Тартаковская Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 73-82. 
Статья основана на данных начального этапа лонгитюдного исследования официально зарегистрированных безработных (исследовательский проект, поддержанный фондом INTAS, грант № 97-20280). Задача статьи - выделить и описать практики безработных, акцентируя внимание на их гендерном аспекте, а также проанализировать влияние на них социетальных и "общекультурных" факторов. Материалы 60 полуструктурированных глубинных интервью с мужчинами и женщинами позволили обнаружить девять типов гендерных стратегий безработных: "стабильные", "коммерсанты поневоле", "профессионалы", "кормильцы", "летуны", "выпускники", "гедонисты", "универсалы", "меркантильные". Выделенные стратегии отражают отношение безработных к профессии, их отношения с семьёй, гендерные ценности и конкретные поведенческие модели, связанные с поиском и выбором работы. Определены также четыре группы факторов, в наибольшей степени определяющих стратегии поведения индивидов на рынке труда(институциональные, социально-демографические, биографические, ценностные).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2005
К. Лазарис Социологические исследования. 1992.  № 5. С. 47-52. 
По мнению автора, статус женской проблематики в регионе, вопреки усилиям научного сообщества нисколько не повысился. Это касается даже таких государств, как Италия и Греция, не говоря о мусульманских странах. Развитие данного исследовательского направления зависит от усовершенствования феминистских теорий в плане: а) лучшего понимания проблемы расы и этнических особенностей, интегрированных в их концептуальный контекст; б) специфики понимания взаимоотношения полов в традиционном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 1992.  № 6. С. 29-35. 
Один из важнейших уроков московского семинара (1991 г.), по оценке его активной участницы, состоит не только в том, что он раскрыл возросшее значение международного сотрудничества социологов занимающихся изучением положения женщин и развития женских движений. Главное – в ходе дискуссий выявилась перспективность современного подхода к анализу общественной роли женщин, рассматриваемых в качестве относительно целостной, устойчивой, уникальной социальной общности, отличающейся многоролевыми функциями и особым статусом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2009
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 2007.  № 6. С. 122-130. 
Изучение индикаторов трудовой конфликтности и способов поведения людей в конфликтных ситуациях через призму гендерного фактора, опосредованного управленческой деятельностью, позволяет автору сделать следующие выводы. Различия в стратегиях конфликтного поведения у мужчин и женщин на менеджерском уровне состоят в том, что первые более тяготеют к удовлетворению краткосрочных интересов, отчасти пренебрегая долгосрочными. На уровне персонала при одинаковой склонности обеих гендерных групп к сотрудничеству и компромиссу мужчины предпочитают соперничество, а женщины – приспособление.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 33-41. 
Автор статьи, кандидат психологических наук, доцент Тамбовского государственного университета Игорь Васильевич Грошев, подчеркивает, что современная практика подтверждает тезис о том, что половые различия часто лежат в основе различий представлений о власти. Выделение гендерного аспекта властных отношений обусловлено объективной неоднородностью мужчин и женщин в социуме, различиями их ролевых функций. С этой точки зрения в статье анализируются концепции власти М. Вебера, М. Фуко,К. Миллетт, Х. Липса и др. Автор описывает результаты собственного исследования, проведенного в 2000 г. Методы исследования - беседа и интервью, всего опрошено 48 мужчин и 115 женщин, жителей Тамбова. Задача исследования - рассмотрение, выделение и описание типов власти, используемых мужчинами и женщинами, их представления о ней, а также выяснение того, как определяют власть женщины.
ресурс содержит прикрепленный файл