Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 463

Опубликовано на портале: 05-12-2006
Валентина Николаевна Кардапольцева Вестник РУДН. 2005.  № 8. С. 62-76. 
Статья анализирует современные преобразования архитипичних понятий женственности. Автор исследует две сферы, где эти преобразования прежде всего имеют место - это культурные различия исторических периодов и литературы, которая подчеркивает определенное значение женственности. Внесемейная и внешкольная среда – художественная литература, видео и киноискусство, телепрограммы и другие средства массовой информации, политические процессы, коллективные отношения и общественное мнение – все это влияет на формирование социального конструкта женственности в равной степени, как и мужественности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-12-2012
Станислав Васильевич Аристов Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 113-124. 
Статья посвящена изучению положения женщин в концентрационном лагере Равенсбрюк, способов физического и психологического воздействия на узниц, имевших целью, среди прочего, разрушение гендерной идентичности, а также имевшихся у узниц возможностей эту идентичность сохранить.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Алла Евгеньевна Чирикова ИНТЕРакция ИНТЕРвью ИНТЕРпретация. 2002.  № 1. С. 51-66. 
Статья написана по материалам качественно-количественного исследования женских стратегий руководства. На примере успешных предприятий, руководимых женщинами-менеджерами в шести российских регионах (Москва, Архангельская, Владимирская, Самарская области, Краснодарский край, Республика Татарстан), анализировалась специфика женских стратегий управления. Предпринята попытка выявить отличия женских и мужских стратегий хозяйствования в условиях перехода к рынку. Отталкиваясь от количественных данных, свидетельстующих об увеличении числа женщин-менеджеров в различных секторах российского бизнеса, например, в лёгкой промышленности, информационном бизнесе, автор обращается к рассмотрению составляющих женского стиля лидерства. Психологические компоненты женского лидерства выделяются с помощью оценок мужчин и женщин-менеджеров, а также на основе тестовых методов. Проблемно ориентированные интервью с руководителями предприятий позволили зафиксировать общее видение ими женского менеджмента и сделать вывод о том, что осуществление директорской функции требует от женщины больше внутренних усилий, чем от мужчины, что делает её более чувствительной к факторам, повышающим сложность управления производственной ситуацией. Кроме того, предполагается, что трудности женщин-управленцев определяются необходимостью совмещения работы и нагрузки в семейно-бытовой сфере. Анализ интервью с женщинами-менеджерами позволил опровергнуть эту гипотезу и утверждать, что лидерская позиция женщины на работе позволяет гармонизировать семейные отношения, если существует взаимный договор с другими членами семьи о перераспределении семейных обязанностей. Отличие женского стиля лидерства автору видится в большей приверженности женщин-руководителей к комбинированным стратегиям, объединяющим разные модели лидерства, в сравнении с мужчинами, которые, как правило, являются сторонниками определённой модели менеджмента и не смешивают её с технологиями другого типа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-08-2004
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 73-82. 
Обсуждается тематика гендерных различий в менеджменте российских предприятий. Анализ интервью и тестов, в которых приняли участие мужчины и женщины-директора, члены управленческих команд, рядовые работники, позволил автору сделать вывод о том, что успешный менеджмент не имеет половой специфики и определяется реальным социально-экономическим положением предприятия. Антикризисные стратегии мужчин и женщин-директоров практически не различаются между собой, однако женщины большее внимание отводят "фактору персонала", демонстрируя выраженные патерналистские ориентации по отношению к своим работникам и прибегая к комбинированным стратегиям руководства. Персонал предприятий, как правило, не оценивает женщину-менеджера как менее волевого лидера и не согласен с тем, что женщина-руководитель отличается психологической податливостью.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2004
Валентина Ивановна Успенская
Авторский библиографический список посвящен истории женского вопроса. В него вошли многочисленные источники 19 - начала 20 вв. Включенные в список книги и статьи посвящены различным аспектам женского вопроса: социально-правовое положение женщин, женское движение, благотворительность, женские съезды и конференции. Список полезен студентам и преподавателям, интерсующимся гендерными исследованиями в истории.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-11-2005
Рудольф Григорьевич Яновский Социологические исследования. 1992.  № 5. С. 33-38. 
Переход к рыночным отношениям требует нового подхода к женской проблематике. Для улучшения положения женщин в теперешней ситуации требуется не просто усилия новых государственных структур, но и более полный учет материальных и духовных интересов представительниц слабого пола, создание для них дополнительных возможностей переквалификации, открытия своего дела. Главное в условиях рынка для женщин – ориентация на свободное творческое развитие личности, инициативность, предприимчивость, деловитость, открытость миру и возможность выбора тои или иной модели социального поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Нигина Хайруллаевна Рахимова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 2(78). С. 134-139. 
Женское предпринимательство в Республике Узбекистан, как, наверное, и во многих других странах, характеризируется социальной направленностью. Женщина ближе к сердцу воспринимает проблемы окружающих ее людей, создавая свое предприятие, ориентируется на более конкретные и реальные цели, меньше рискует и, как правило, не гонится за сверхприбылью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Кадырбеч Хаджумарович Делокаров Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 68-74. 
В статье обосновывается необходимость концептуального анализа проблемы “женщина и исходные ценности западноевропейской цивилизации”. Это прежде всего связано с тем, что западноевропейская цивилизация, пытающаяся глобализировать свои ценностно-мировоззренческие установки, экономоцентрична. Подобная ценностно-мировоззренческая парадигма, сформулированная мужчинами, привела к тому, что “иметь” стало означать “быть”. При этом власть становится самоцелью, нарушается динамическое равновесие. Между тем без радикальной переоценки сложившихся в новоевропейской культуре ценностно-мировоззренческих установок, в том числе и по проблеме статуса женщины в этой цивилизации, трудно надеяться на решение глобальных проблем. Для обеспечения решения этих проблем мужчины должны сами поставить вопрос о новой, более гармоничной модели цивилизации, учитывающей реальное положение женщин в мире.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2003
Клаус Тхевеляйт
Исследуется поведение женщин в ситуации агрессии и насилия. На примерах мировой литературы составляется эмоционально отрицательно заряженный образ "женщины-пролетария", связанный с политическими представлениями о коммунизме.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 1998.  № 12. С. 62-72. 
Автор исходит из того, что приоритетными объектами социальной безопасности в условиях перехода к рынку стали социально ущемленные реформами группы. Социальная стратификация женщин рассматривается как основа анализа их жизненно важных интересов. Анализируется отношение к реформам мужчин и женщин на основе данных ВЦИОМ. Отмечается, что безопасность женщины в обществе зависит от социальной политики государства; выясняется, что угрожает социальной безопасности россиянок. Ставится проблема взаимосвязи социальной безопасности женщин и их социальной активности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2006
Елена Владимировна Груздева, Людмила Сергеевна Ржаницына, Зоя Александровна Хоткина Общественные науки и современность. 1992.  № 3. С. 178-184. 
Безработица становится символом нашего времени. Анализ факторов, определяющих масштабы безработицы и области ее распространения, позволил обрисовать основные штрихи социального портрета безработного. Авторы особо подчеркивают тот факт, что черты этого портрета – выраженно женские.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Александр Ильич Смирнов Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 128-133. 
Исследование напоминает о насущной необходимости осуществления специальной системы мер (материальных, правовых, организационных, медицинских, информационных, воспитательных, психологических), преследующих цель укрепления, развития и защиты социальных прав и интересов женщин-военнослужащих. Представляется продуктивным формирование современной концепции ее действенного обеспечения на основе интегрирования конструктивного опыта и знаний, накопленных исследователями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2004
Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 188-192. 
Обсуждаются идеи, выдвинутые движением “Женщина — Президент России”. Отмечаюся достоинства женского типа управления по сравнению с мужским, подчеркивается, что история России дала достойные примеры женщин- правительниц. Зафиксирована парадоксальность ситуации: наши женщины больше других заняты в производстве и т.п., но у них всегда возникали трудности в карьере, а тем более в политической деятельности. Выделяются психологические причины данной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Алла Евгеньевна Чирикова, Ольга Николаевна Кричевская Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 45-56. 
Вопрос о том, оправдано ли участие женщин как топ-менеджеров в деятельности современных российских фирм и предприятий, не так прост, как может показаться сначала. Позитивный или негативный ответ на него зависит в основном от двух важных составляющих: насколько сильны в сложившейся ситуации гендерные стереотипы в обществе, с одной стороны, с другой - насколько женский менеджмент эффективен в условиях системного кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл