Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 462

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталия Игоревна Ловцова Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 3/4. С. 421-425. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2006
Янис Улдисович Астафьев Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 127-134. 
Автор называет «экономикой любви» ту сферу взаимоотношения полов, где связи имеют некое стоимостное выражение. Автор выстраивает некое поле оппозиций: «обмен- дар» и «маскулинное-феминное». При этом маскулинное и феминное он рассматривает как культурные константы, предполагающие определенное экономическое поведение, соответственно: расточение и накопление. По типу доминант, возможных в выстроенном поле оппозиций, автор выделяет четыре типа «экономик любви»: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления. При этом каждой из них присущи исторически сложившиеся гендерные стереотипы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Евгения Сергеевна Балабанова Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 47-57. 
Анализируются особенности социально-экономической зависимости женщин на работе, во взаимодействии с государственными структурами и во внутрисемейных отношениях. Статья подготовлена по результатам опроса, проведенного в Нижнем Новгороде в октябре-ноябре 2003 г. Автор рассматривает проявления патернализма в отношениях между владельцами и дирекцией предприятий - с одной стороны, и наемными работниками - с другой. Зависимость от работодателей чаще всего проявляется в том, что работник сильнее дорожит своим рабочим местом, чем работодатель заинтересован в нем, что приводит к ограничению и нарушению прав работника. Автор установила, что женщины чаще, чем мужчины оказываются зависимыми работниками среди тех, кто работают по найму. В государственном секторе экономики законы и социальные гарантии для женщин, будучи не в состоянии устранить гендерное неравенство, ориентированы на облегчение их положения (выплата социальных пособий, различные льготы, обеспечение умеренной трудовой нагрузки и относительной надежности рабочих мест). Зависимость женщин от мужчин в семьях как правило имеет место при отсутствии у них собственных источников доходов, либо при их низком уровне. Женщина оказывается при этом в состоянии предложить брачному партнеру более универсальный ресурс, чем материальная обеспеченность - деторождение и ведение домашнего хозяйства, что потенциально ставит ее в неравное положение.
Опубликовано на портале: 31-10-2007
№7-8, 9.. 2007. 
Анализ социального самочувствия и мотиваций трудового поведения различных категорий женщин Республики Казахстан (данные 2002 г.) дают возможность выделить среди них несколько социальных типов. А) «традиционалистки» (ориентированы на возрождение традиционной патриархальной модели семьи); Б) «иждивенки» (социально дезадаптированная группа женщин среднего и предпенсионного возраста); В) «активистки» (работающие по найму и занятые бизнесом). Опросы представительниц последней группы показывают: жизненная ориентация на квалифицированный и оплачиваемый труд – распространенное явление, а предпринимательство как вид деятельности у женщин не популярно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2010
Сергей Исаевич Голод Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 69-79. 
В статье рассматриваются вопросы эмансипации, сексуальности, обусловленные становлением нового общества - буржуазного, анализируется рационализация взглядов психиатров, правоведов, педагогов, эмпирико-эмоциональных практик на всю совокупность проблем, показаны закономерности плюральных норм сексуальных этик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2009
Овсей Ирмович Шкаратан, Гордей Александрович Ястребов Социологические исследования. 2009.  № 2. С. 52-65. 
В статье, наряду с новым решением проблемы поиска стратификационных критериев в обществе, обсуждаются результаты применения метода энтропийного анализа для выделения реальных (гомогенных) социальных групп в современном российском обществе (на материалах представительных опросов 1994, 2002 и 2006 гг.). Эти результаты рассматриваются в контексте изложенного авторами ранее подхода к анализу социального неравенства в постсоветской России (см.: Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация // Социол. исслед. 2008. N 11)*.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2005
Ирина Анатольевна Снежкова Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 67-72. 
В основе исследования лежит гипотеза о преобладающем влиянии в различных регионах на женщин титульной и нетитульной национальностей новых экономических условий, по сравнению с мужчинами. Экономическая ситуация модифицирует традиционные представления об образе «западной» и «восточной» женщины. В регионах, располагающих сырьевыми ресурсами и претендующих на суверенизацию, притязания женщин титульной национальности по многим параметрам оказываются активнее и динамичнее, чем у русских женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-08-2006
Нина Анатольевна Дерман Социологические исследования. 2005.  № 12. С. 116-127. 
Данная статья построена на материалах опроса «Женщина, семья и работа 2000». Автор обращается к проблемам, которые в силу тех или иных причин по-разному проявляются среди женщин эстонской и, объединенных для анализа в единую группу, неэстонских национальностей. В частности, это проблемы сочетания материнства и работы, влияние этносоциальных факторов на занятость матерей. Исследование показало, что среди неэстонок число тех, кто при материальной возможности предпочли бы не работать, вдвое выше, чем среди эстонок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Алексей Юрчак
Объектом исследования выступает вторичный дискурс рекламы, с его способностью формировать нормативные образы, определять нормы поведения и повседневных взаимодействий. Автор описывает два типа рекламных сценариев гендерных отношений: любовно-романтический и семейно-бытовой. Каждому соответствуют свои модели мужественности и женственности. В любовно-романтическом сценарии представлены отношения флирта и ухаживания между мужчиной и женщиной. Молодой профессионал – нормативный образец мужественности для этой версии гендерных отношений. Его задача - доказать себе и окружающим свое превосходство, конкурентоспособность, возможность в одиночку одержать победу. Действия главного героя направлены во вне: на людей и объекты вокруг него. Он действует как независимый субъект, одерживая победу в борьбе благодаря своим личным качествам и умениям (силе, ловкости, выносливости и др.), не участвует в соревнованиях. В таких сюжетах женщина, как правило, присутствует как приз, которым вознаграждаются усилия мужчины-победителя. По-другому выглядят женские персонажи романтических историй. Действия женщины направлены исключительно на себя как на объект: она ухаживает за своим телом, украшает себя и с нескрываемым наслаждением презентирует себя публике. Второй тип рекламного сценария гендерных отношений представлен многочисленными семейными историями, в которых мужчина и женщина выполняют супружеские или родительские роли. В них также наблюдается четкое разделение обязанностей и зон влияния каждого из полов. Деятельность мужчин практически полностью посвящена профессиональной реализации, главное жизненное пространство «настоящего мужчины» находится в офисе. Семья и дом являются исключительно зонами женской самореализации, но активность женщины направлена уже не на себя, а на других – мужа, детей и старших родественников; ее забота распространяется на все домашнее пространство. По мнению автора, современная российская реклама предлагает зрительской аудитории старый патриархатный стереотип того, каким должны быть «настоящие» мужчина и женщина.
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Алексей Юрчак
Исследуется одна из моделей мужественности - "успешная маскулинность", а также способы ее формирования и легитимации в гендерном пространстве современного российского бизнеса. Модель описывается по материалам СМИ и интервью с предпринимателями и работниками частных фирм. Автор определяет современный российский бизнес как "мужскую экономику", поскольку принятие решений в бизнесе осуществляется мужскими методами. Анализ указывает на то, что в этой сфере поддерживается сложившееся гендерное неравенство относительно профессиональной занятости. Так, по мнению автора, произошла полная маскулинизация серьезных областей бизнеса и параллельное возникновение "женского бизнеса", находящегося в особых отношениях зависимости от мужчин. Нормативный образ "успешной" маскулинности характеризуется следующими чертами: приоритетом профессиональной деятельности над другими сферами жизни (семьей, досугом и проч.); идеологией "мужского шовинизма", согласно которой отношения между мужчинами-предпринимателями и женщинами, а также другими типами мужественности иерархизированны, базируются на принципах доминирования и подчинения.
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Алексей Юрчак
Исследуются гендерные стереотипы, создаваемые и транслируемые рекламой. Выделяются первичный и вторичный рекламные дискурсы. Если в первичном дискурсе потенциальному потребителю представляется информация о товаре, его свойствах и преимуществах именно этой марки (стирального порошка, автомобиля, шампуня и проч.), то вторичный дискурс содержит указания на то, кто является типичным потребителем, т.е. пользователем данного товара (владельцем автомобиля, покупателем декоративной косметики и проч.). Поскольку, как правило, в рекламных мини-сюжетах воспроизводятся ситуации повседневной жизни, то в сознании и подсознании потенциального потребителя «закрепляется» «естественность» и нормативность рекламируемых поведенческих моделей. "Нормативизация" гендерных образов и определенных типов отношений между полами происходит через специальные рекламные технологии (семиотические, лингвистические, визуальные и идеологические). Дается анализ этих технологий.
Опубликовано на портале: 01-03-2004
Наталья Борисовна Яргомская
На основе анализа биографических интервью женщин трех поколений с помощью сценарного подхода исследуется, каким образом происходит изменение смысла и места сексуального дебюта в последующей сексуальной жизни. Представители страшего поколения рассматривают потерю девственности как изменение маритального статуса, т.е. в рамках брачного сценария сексуальной жизни. Для женщин младшего поколения (поколения гласности) происходит коренное изменение этого сценария. Для них сексуальный дебют означает способ получения нового статуса - взрослой женщины. Отмечается, что для разных сценариев характерны различные женские идентичности. Так, брачный сценарий предполагает пассивную женскую роль, альтернативный сценарий оставляет за женщиной право на дебют как самостоятельное решение, особенно в том случае, когда девстенность превращается в антиценность и рассматривается в качестве препятствия для сексуальных отношений. По мнению автора, изменение интрепретаций сексуального дебюта подтверждает тезис об индивидуализации сексуальных норм современной молодежи.