Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 462

Опубликовано на портале: 29-04-2004
Сергей Исаевич Голод Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 158-165. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2006
Б.П. Красовский Социологические исследования. 2000.  № 9. С. 98-99. 
Анализ поведенческих стереотипов женщин, севших за руль автомобиля, дает основания автору утверждать, что массовый приход женщин России на дороги, произошедший за истекшие пять–шесть лет – явление, находящееся за рамками национального характера, особенно с учетом нашей специфической «культуры» автовождения. Через некоторое время мода на это пройдет, и оно останется уделом достаточно узкого круга жительниц мегаполисов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2006
Светлана Владимировна Климова Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 142-145. 
Опираясь на данные, полученные в результате пилотажного опроса, проведенного в Саратове в 2000 г., автор анализирует интерес студенток к мужчинам, чей возраст на 15-20 лет выше их собственного. Выясняется, что уровень интереса существенно разнится в зависимости от типа учебного заведения и от характера получаемой профессии. В общем, чем больше у девушек возможности, работая по специальности, повысить с возрастом свой профессиональный и социальный статус, тем меньше их интерес к союзам со взрослыми мужчинами. Автор также обращает внимание на то, что наблюдающаяся в России тенденция к распространению разновозрастных союзов не характерна для экономически развитых стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Лариса Дмитриевна Бойченко Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Женские общественные организации - Карельский центр гендерных исследований, КРО ОО «Матери против наркотиков», КРО ОПО ДЖР, Ассоциация журналисток и другие, активно включились в работу по проекту "225", начав подготовку женщин к выборам на занятиях специальной «Школы женского лидерства» Республики Карелия. Она была основана с целью создания необходимых условий для полноценного использования женщинами своих избирательных прав. Только при таком условии женщины смогут вносить свой вклад в политическую систему путем реализации своих творческих и практических возможностей. Для реализации поставленной цели «Школа женского лидерства» решала следующие задачи: вовлекала женщин в политическую жизнь; создавала необходимые предпосылки для того, чтобы женщины могли занять по меньшей мере 30% мест в Законодательном собрании Республики Карелия, а также в местных органах власти на выборах 2002 г.; привлекала в политику творческие и практические возможности женщин; реализовывала уровень гражданского самосознания, как среди женской, так и среди мужской части электората; повышала внимание к женским вопросам со стороны населения; принимала участие в реализации Республиканской (региональной) целевой программы «Женщины Карелии 2001-2005 гг.»
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-03-2005
Мария Григорьевна Котовская, Наталья Валентиновна Шалыгина Общественные науки и современность. 2005.  № 2. С. 166-176. 
Слова "мачизм", "мачо" и "мачистский" за последние несколько лет стали настолько широкоупотребительными, что, очевидно, пришло время задуматься о причинах их социальной востребованности, в том числе и в нашей стране. Культурная экспансия термина "мачо" пришлась на тот момент, когда российское понимание маскулинности переживало жестокий кризис. Резко сократился рейтинг высшего образования, параметры "настоящего мужчины" утратили престижные ранее позиции высокоинтеллектуального профессионала и приобрели ординарные характеристики "добытчика". Российский мачо – это тот, кто сам пытается защитить себя, будучи лишенным надежды на поддержку действительно правового государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 152-161. 
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
Опубликовано на портале: 02-03-2011
Kamp Marianne Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 212-214. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Г.Ю. Резниченко Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 188-192. 
В течение десяти лет, пишет автор, российские наука и образование находятся в состоянии глубокого кризиса. И созданная единомышленниками ассоциация считает необходимым противостоять этому кризису, в первую очередь наращивая усилия по консолидации российского научно-образовательного сообщества. Вопросы взаимопонимания, взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования, диалог науки и искусства, экологическое образование и нелинейное мышление неразрывно связаны в современном мире. Только осознав их в совокупности, мы получим шанс на будущую жизнь, на выход из цивилизационного кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Жанна Владимировна Чернова
Библиографический список включает литературу по социологии маскулинности. В него входят книги и статьи на английском языке, которые стали "классическими" для этой новой области гендерной социологии, а также русскоязычные источники. Полезен студентам и аспирантам, специализирующимся в области гендерных исследований, а также преподавателям, читающим соответствующие курсы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Елена Юрьевна Мещеркина Гендерные исследования. 1999.  № 2. С. 123-145. 
Рассматриваются социокультурные барьеры, существующие на пути развития рыночной экономики в России на примере гендерных стереотипов предпринимателей, так называемых новых русских. Основой анализа избрано понятие гендерной легитимации, которое автор вводит по аналогии с моральной, цивилизационной, национальной и пр. легитимациями. Это понятие как бы дает "прописку" характеристикам маскулинной идентичности, присущим представителям страты предпринимателей, в новом поле социально-экономической деятельности. При изучении жизненных стратегий мужчин-предпринимателей автор исходит из типологии предпринимательства, основанной на способе накопления капитала. По мнению исследователя, каждому из четырёх, выделенных типов накопления соответствует своя легитимация в общественном сознании, каналы социального рекрутирования и траектории жизненных путей. Автор считает, что репрезентация маскулинности в жизненных практиках "новых русских" позволяет говорить об определённой культурной системе, определяющей как способы интерпретации мужественности, так и её различные модели. На основе материалов мужских биографий автор выделяет четыре основных поля, в которых происходит репрезентация мужественности. Основанием для выделения служит дихотомия публичного и приватного, маскулинности и фемининности. Таким образом, гендерная легитимация мужчиин-предпринимателей современной России обладает рядом особенностей: отношениями иерархии, существующими в рамках маскулинности; патриархатными гендерными стереотипами, репрезентируемыми в качестве доминирующих культурных кодов; созданием коллективной идентичности мужчин-предпринимателей посредством ориентации на достижение в профессиональной и социальной сферах, уверенность в себе, осуществление роли кормильца в семье.
Опубликовано на портале: 01-11-2008
Светлана Николаевна Варламова, Антонина Вячеславовна Носкова, Наталья Николаевна Седова Социологические исследования. 2008.  Т. 7. № 1.
В статье рассматривается эволюция брачного поведения людей. На протяжении нашей истории менялись формы заключения брака, алгоритм брачного отбора, условия совершения брака, смысловая сущность брака и т.д. Советская эпоха наполнила понятие брака своим смысловым содержанием. В начале 1990-х годов произошло законодательное определение брачного договора. С точки зрения автора статьи распространение системы брачного договора, его влияния на институт брака является знаковым явлением, которое с течением времени будет оказывать все большее воздействие не только на семейно-брачное поведение, но и на сознание россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2004
Сергей Александрович Ушакин Рубеж (альманах социальных исследований). 1998.  № 12. С. 106-130. 
На взгляд автора, концепция "видимости мужественности", которую он развивает далее, довольно удачно описывает два принципиальных аспекта мужской половой идентичности. С одной стороны, эта концепция позволяет говорить о мужественности как о перформативном, показательном, обозреваемом, инсценированном явлении, рассчитанном на определённого зрителя. С другой стороны, идея "видимости" акцентирует иллюзорный, фантазматический, символический характер мужественности. В качестве методологической основы используются выводы и концепции психоанализа, содержащиеся в работах таких его теоретиков и практиков, как З.Фрейд, М.Кляйн и Ж.Лакан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2003
Татьяна Дашкова Логос. 2003.  № 11-12.
Описываются способы репрезентации и каноны женской телесности, распространённые в советской массовой культуре в 1930-е годы. Эмпирическим объектом исследования являются женские журналы, журналы о красоте и моде («Работница», «Искусство одеваться, «Домашняя портниха» и др.), кинофильмы. Анализ канонов, а именно, мелких деталей, таких, как лицо и его черты, использование косметики, стрижка, особенности фигуры, стиль одежды, позволил прийти к выводу, что в начале 1930-х годов доминировало два канона телесности: «артистический» и «рабоче-крестьянский». К концу 1930-х годов прозападный женственный артистический канон и «бесполый» советский рабоче-крестьянский «слились», различия между ними стёрлись в результате взятого в 1935-37 гг. «курса на женственность». Помимо дискурсивных канонов, в статье детально исследуются приемы репрезентации – ситуации показа, подписи, рубрикация, типы изображения. Автора интересует также культурный контекст - преобладающие темы публикаций и дискуссий.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-02-2012
Светлана Анатольевна Ильиных Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009.  № 28. С. 66-86. 
В статье анализируются существующие в картине мира человека гендерные стереотипы и гендерные представления. показывается связь гендера с противоречивыми состояниями сознания и вербальным поведением. На эмпирических данных иллюстрируются противоречия, вызываемые гендерной стереотипизированностью сознания респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2012
Дмитрий Михайлович Рогозин Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2006.  № 22. С. 71-89. 
В статье представлены результаты методического эксперимента о влиянии пола абонента, ответившего на звонок, на общий уровень кооперации при проведении квотной выборки. Результативность опроса у мужчин и женщин примерно одинаковая: мужчина, подошедший к телефону, реже отказывается от участия в опросе, но зато гораздо чаще прерывает уже начатое интервью. Однако мужчины реже отвечают на звонки и при организации квотной выборки интервьюер вынужден не опрашивать абонента, взявшего трубку. Уровень кооперации в среднем по выборке без введения квотного задания составляет 61%, после выбора квоты по женщинам – всего 12%. Следовательно, коэффициент кооперации в отдельном исследовании зависит от процента мужчин, который квотируется исследователем, и его можно точно определить на пилотаже. Коэффициент кооперации (COOP3) рассчитан в соответствии со стандартом Американской ассоциации исследователей общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл