Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 462

Опубликовано на портале: 18-11-2004
Алексей Георгиевич Левинсон Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 60-67. 
В статье на материале ежемесячных опросов ВЦИОМ автор пытается дать ответ на вопрос, можно ли говорить об особом «мужском» и «женском» отношении к войне в Чечне. Автор утверждает, что разница в восприятии военных действий существует. При этом пацифистскую позицию нельзя назвать типично «женской», а милитаристскую «мужской». В статье осуществляется попытка проанализировать позицию населения по вопросам войны и мира в категориях гендера.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2011
Марина Александровна Кашина Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 237-239. 
Если гендер уже интересует «чайников», а тираж каждой книги – 3000 экземпляров, то это признак того, что гендерные отношения стали «видимыми», стали общезначимой и обсуждаемой проблемой. Авторы тщательно, методично, с разных позиций, опираясь на множество фактов, доказывают один-единственный тезис:гендер (как образ мужского и женского, как нормативное представление о мужском и женском) создается культурой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Журнал исследований социальной политики. 2007.  Т. 5. № 2. С. 277-280. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Наталия Николаевна Козлова Общественные науки и современность. 1999.  № 5. С. 164-174. 
Автор отмечает, что в настоящее время происходит переосмысление глубинных оснований мышления. Фактически все противопоставления, функционирующие в качестве принципов видения и деления, установления иерархий и оценок, в замаскированной форме отсылают к противостоянию мужской/женский. Причем женское непременно оказывается на нижней ступени. Вот политология как область контроля, независимости — дело “настоящих мужчин”. Как показали теоретики феминизма и просто социальные теоретики, взгляд на природу человека, культуры, общества не нейтрален в гендерном отношении. Главный термин феминистской мысли: природа женщины не дана, а создана, то, что выдается за свойство — результат силового воздействия. Это характерно для традиционных обществ. В модерных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора и социального творчества. Модерн виделся прежде всего работой культуры. Общества модерна одержимы не только вопросами идентичности, но и проблемой универсальных норм и прав. Создалась ситуация, когда традиционная гендерная идентичность подвергается огромным испытаниям, что касается как женщин, так и мужчин. Острейший дискомфорт испытывают и те и другие. Мужчины обнаруживают, что их принадлежность к мужскому полу тоже, оказывается проблемой. И во всем мире обострился интерес к маскулинному. Именно в этот момент приоткрывается пропасть между мужчинами и женщинами, и трудно сказать, когда через эту пропасть будут переброшены мосты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2012
Игорь Семенович Кон Журнал социологии и социальной антропологии. 2012.  Т. 15. № 1. С. 48-64. 
В данной статье автор отвечает на вопросы «Что значит быть сыном?» и «Что значит быть отцом?». Он подчеркивает, что реальные практики воспитания должны быть индивидуализированы, а не исходить из ролевых стереотипов. Телесные наказания имеют, как правило, отрицательный воспитательный эффект.
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Екатерина Викторовна Батаева Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 136-153. 
В статье представлены результаты визуального анализа гендерного содержания телевизионной коммерческой рекламы. В визуальной социологии можно выделить два плана анализа — “социальной иконографии” и “социальной иконологии” (Э.Панофски). В статье представлена методика кодификации иконограмм, презентирующих модели гендерного поведения, используемые в современной рекламе. Проведена структурная интерпретация результатов исследования, направленного на выявление социальных тенденций, отражаемых в рекламном поле. Исследование гендерной визуальности современной рекламы проводилось методом семиотического контент-анализа. Почти половина (46,7%) проанализированных рекламных видеотекстов оказались гендерно нейтральными (в них либо вообще не были использованы мужские и женские образы, либо акцентировались универсальные личностно-поведенческие (а не гендерные) аспекты мужских и женских социальных практик). Что касается гендерно ориентированных рекламных текстов (53,0%), то наибольшей популярностью в них пользуется “женская модель” (Ж.Бодрийяр) нарциссизма и обольстительности (41%). Второе место в социологическом рейтинге наиболее востребованных в рекламном поле моделей гендерного поведения занимает “мужскаямодель” (34,5%), а далее—по степени убывания следуют модели “феминистка”, “женщина-домохозяйка”, “заботливая мать”, “андрогин” и “passive man”. Можно констатировать, что отечественная ТВ-реклама в большей степени ориентирована на практику воспроизводства, а не ”ломки" (Ж.М.Дрю) гендерных стереотипов: более “востребованными” в рекламном пространстве остаются стереотипные модели, которые составляют 5/6 всего объема гендерно ориентированной рекламы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2010
Виктория Анатольевна Суковатая Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 67-95. 
Статья посвящена анализу автобиографических нарративов украинских женщин, чья молодость приходится на военный и послевоенный периоды. Методология исследования основывается на принципах гендерной теории, устной истории и философия повседневной жизни. Целью исследования является реконструкция источников идентичности женщин в советской (сталинской) период, пути ихсексуальной индивидуализации в условиях тоталитарной власти, соотношение личных и общественных событий в памяти женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Дж Рихтер Общественные науки и современность. 1999.  № 1. С. 184-191. 
Автор исследует идеологическое противостояние между социалистической и капиталистической системами, которое “искривило” представление женщин друг о друге по обе стороны “железного занавеса”, и это в свою очередь усложнило процесс взаимопонимания даже после устранения данного препятствия. По обе стороны “занавеса” лидеры высокомерно хвастались тем, как хорошо, чутко их система заботится о женщинах, сочувствуя трудностям, которые приходилось преодолевать женщинам в другой социальной системе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 1999.  № 4. С. 71-77. 
Автор представляет результаты исследования различного рода рекламной продукции на предмет применения в ней средств невербального общения. Речь идет о позах, жестах, мимике, контакте глаз, манипулятивной активности, паузации, уровне стереотипизированности речи и др. Особенности образов мужчины и женщины в гендеризованном физическом языке рекламы рассматриваются в таких аспектах, которые, по мнению автора, имеют и теоретическое значение, и практическую ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Виктория Анатольевна Суковатая Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 65-70. 
В постсоветской культуре телевидение и кино выступают в качестве важнейших и наиболее мощных стратегических средств формирования массового сознания, жизненных ценностей, стереотипов и идентичности. В статье на примере украинских СМИ анализируется гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении. Автор приходит к выводу, что украинская рекламная продукция ориентирована на наиболее патриархальные образцы украинского массового сознания, часто визуализирует фольклорные сюжеты, апеллирует к архаическим комплексам и инстинктам, отчуждая женщину от культуры, лишая ее статуса субъективности, автономии и манкируя любые попытки женской саморепрезентации в контексте "анти-национального" и "противоестественного".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Людмила Николаевна Попкова Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 164-173. 
В результате активизации массового женского движения 1960—1980-х гг. в Соединенных Штатах, как и в Западной Европе, произошла революционная по своим последствиям трансформация гендерной системы. Конечно, пока нельзя говорить об окончательном искоренении дискриминационных практик, утверждавшихся в течение столетий. Тем не менее принципы равноправия стали неотъемлемым элементом гендерной политики США. Основные этапы эволюции этой политики оказываются тесно связанными с двумя ведущими течениями американского феминизма: либерального “движения за права женщин” и “радикального освободительного движения”. Но многие задачи, поставленные новым этапом гендерной политики, остались нерешенными. Переход от антидискриминационной политики индивидуального равноправия к стратегиям равенства прав и возможностей женщин и мужчин (с учетом различий) требует усилий по перестройке всей гендерной системы американского общества, включая гендерную культуру и повседневные практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Рейн Веэрманн Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 109-115. 
Автор видит свою цель в выяснении того, изменилась ли и в каком направлении гендерная сегрегация труда в странах Балтии в период социальной трансформации. В частности, рассматривается вопрос о том, привела ли экономическая реформа в Эстонии, которая считается одной из наиболее радикальных в постсоциалистических государствах, к углублению гендерной сегрегации.
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Sarah Ashwin
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 57-68. 
В статье автора из Великобритании дается общая характеристика особенностей советского гендерного строя, при котором общественный труд выступал как обязанность и для мужчин, и для женщин (от них ожидалось сочетание полной занятости с исполнением ролей матери и домохозяйки). Автор использовала результаты лонгитюдного исследования, проведенного с ее участием с 1999 по 2001 год в Москве, Самаре, Сыктывкаре и Ульяновске и отмечает, что у российских женщин, несмотря на прогнозы, и в начале XXI века сохраняются высокие показатели трудовой занятости: женщины по-прежнему составляют чуть менее половины экономически активного населения России. Делается вывод, что такая привязанность женщин к оплачиваемому труду связана не только с экономическими проблемами, но и с их стремлением обеспечить себе материальную и психологическую независимость. Приводятся данные исследования ИСИТО по затратам времени на домашний труд среди семейных пар, согласно которым неработающие мужчины, живущие с работающими партнершами, выполняют в неделю лишь на 7 часов больше домашней работы, тогда как неработающие женщины тратят на такую работу в среднем на 12 часов больше, чем их работающие партнеры. Дана ссылка на проведенное в Великобритании исследование, в ходе которого установлено, что в этой стране работа мужчин в доме снижает конфликтность семей. В России, по мнению автора, барьером на пути к более полному участию мужчин в домашнем труде остается жесткое социальное разграничение такого труда на "мужские" и "женские" дела.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-02-2004
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова
Исследуется практический механизм воспроизводства и поддержания гендерного порядка, действующего на уровне образовательного учреждения, - т.н. скрытый учебный план. Он включает в себя несколько компонентов, через которые осуществляется социальный контроль и поддерживается гендерное неравенство. Первый их них – это стратификация учительской профессии, организация образовательного учреждения, отношения в педагогическом коллективе. Второй компонент – это содержание учебных занятий (учебники, программы, дифференциация педагогических практик по отношению к мальчикам и девочкам). По мнению автора, скрытый и явный сексизм пронизывает весь учебный план, содержится во всех пособиях, от букваря до учебников для старших классов.
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 5-15. 
Автор описывает эволюцию понятия "гендер", осуществляет попытку выявить сущность гендерной социологии, основываясь на ее фундаменте, описывает положение женщин в российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл