Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 26-06-2006
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 130-138. 
Известный парадокс, заключающийся в том, что мы вынуждены описывать "внесимволическую" реальность с помощью символов, приводит автора статьи к необходимости проанализировать попытки социологов Запада методологически преодолеть этот парадокс. Исследователь приходит к выводу, что подобный транссимволический анализ исходит из понимания феномена социального изменения как основной реальности современного социального мира с соответствующим исследовательским фокусом и охватывает все части социального исследования, а также использует в качестве структурообразующего компонента символ как универсальную категорию, обладающую чертами потенциальной междисциплинарности, что позволяет использовать транссимволический анализ в прикладных социальных исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 151-155. 
Рассматривается содержание номера журнала Международной социологической ассоциации - "International Sociology" за май 2006 г. Журнал рецензирует труды социологов из разных стран, выходящие не только на основных европейских языках, но и на финском, арабском, турецком, малаялам (язык одного из народов Индии) и др. Российская социология представлена рецензией А.Г. Здравомыслова на книгу Т.И. Заславской "Современное российское общество. Социальные механизмы трансформации" (М., 2004 г.). Номер открывают материалы об общих проблемах социологии; освещается проблематика "Цивилизаций и культур", дан обзор двух книг ученого из Туниса М. Аль-Дхавади, посвященных роли культурного и психологического факторов в постколониальном развитии. В разделе "Через границы" рассматриваются исследования сопутствующих глобализации процессов, транснациональных протестных движений и коалиций. Имеется раздел с рецензиями на книги по экономике, по проблемам положения женщин и семейных укладов, по социологии здоровья, по социологическим проблемам образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Юрий Рудольфович Вишневский, Дмитрий Валерьевич Трынов, Валерий Трофимович Шапко Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 108-117. 
С позиций деятелъностного подхода на базе результатов Всероссийского исследования РОС (2006 - 2007 гг.) студенческой молодежи раскрыты противоречия и новые тенденции в становлении гражданской культуры. На примере студенчества показано, что на смену политическому активизму, как целевой установки воспитания, приходит гражданская культура с акцентом на внутренний самоконтроль, понимание, что может и чего не должен делать человек.
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Леонид Григорьевич Ионин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 31-42. 
Окончание. Начало см.: №2, 1996. Здесь опубликованы следующие разделы статьи: Новые дифференциации Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России Социальное распределение стилей Новая парадигма социоструктурного подхода Социология и постмодерн
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Игорь Дмитриевич Колесин Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 130-136. 
"Плюралистический" этап развития представлений о культурных процессах, который является предметом рассмотрения данной работы, отличается множеством образов культуры. Выделенный период характерен двумя разновидностями образов: объединяющими в себе разные интерпретации и аналитически углубляющимися в природу культурных процессов. В этих разновидностях обнаруживаются разные подходы к построению формальных моделей культуры. Автора интересует количественная сторона этих подходов, а в разновидности образов, - те, которые базируются на представлении о неравномерном характере развития культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 114-123. 
Статья имеет полемический характер. Высказываются замечания в отношении тех отечественных публикаций, где применяется "мульти- и полипарадигмальный подход". По мнению автора, стремление к использованию полипарадигмальных концепций отражает общую интеллектуальную ситуацию в постсоветской России, когда на смену "принудительному единообразию" пришло "гносеологическо-парадигмальное многообразие" в условиях "стихийно возникающего мировоззренческого и эпистемологического хаоса". Осуждается "гибридизация" социологических концепций и идей, скрывающая, "неспособность и нежелание занять теоретическую позицию по отношению к различным подходам, теориям, концепциям, дать им соответствующую оценку" (с. 115). Здесь автор соглашается с историком В. Моровым в оценке понимания свободы многими представителями российской интеллигенции как "чисто русской страсти к разрывам". Критикуется точка зрения Б.А. Грушина о происходящих в настоящее время "цивилизационных сдвигах", ведущих к "кардинальной ломке человеческой породы" (в которой А.Н. Малинкин усматривает ультрарадикализм, доходящий до призыва порвать с русскими национальными традициями). По мнению автора статьи, взгляды В.А. Ядова по вопросу "может ли социологическая теория иметь национальные черты? " близка к позиции Б.А. Грушина. В заключение рассмотрен предложенный А.Ф. Филипповым принципиально иной вариант решения проблемы национальной специфики теоретической социологии: "Решением … может быть только создание собственной теоретической социологии, в том числе и как комплекса амбициозных концепций" (с. 122).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2004
Наталья Александровна Матвеева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 15-23. 
В статье рассматриваются содержание понятия «социальная инерция» и способы его использования в анализе социальных процессов. Автор не удовлетворена трактовкой «инерции в сфере культуры» как «тенденции к продолжению существования отдельных черт культуры или культурных комплексов уже после того, как они исчерпали свою функциональность»(Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. М. 1998, с. 103), поскольку при этом оно оказывается фактически идентичным понятию стагнации. Между тем социальная инерция выступает показателем устойчивости и целостности системы, характеризует сохранение созданных предыдущими поколениями культурных образцов при изменениях, затрагивающих различные сферы жизни общества, включая область культуры. Наличие социальной инерции – это условие движения общества и потому по смыслу данное понятие ближе к «воспроизводству» и «традиции», чем к «стагнации». В механике инерция понимается как способность тела сохранять неизменным состояние движения или покоя по отношению к инерциальной системе отсчета; автор пишет, что в социальном аспекте по аналогии с физикой можно говорить об инерционности общества, социальной общности, человека по отношению к социальным условиям и среде, с которыми они взаимодействуют и относительно которой меняются. Проанализированы указания на социальную инерцию в социологических и культурологических текстах (у П.А. Сорокина, Л.Н. Гумелева, Н. Элиаса, Р. Фуллера, Р. Майерса, Г. Блумера). Предлагается развернутое определение, в котором инерция представлена как качественная характеристика социального субъекта, выражающая его связь с традиционной социальной средой и способность к сопротивлению незапланированным общественным процессам, не совпадающим с системой ценностей и формой жизнедеятельности социального субъекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Alain Tourain
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 6-11. 
Выражена обеспокоенность тем, что в современной социологии утрачивается целостное представление об обществе и теряется сама идея общества как «общего», включающего в себя политические, экономические, социальные, культурные и иные феномены. Отмечается отход от понимания общества как набора институций, совокупности общепринятых норм и устоявшихся форм социальной организации, а также изменение предмета социологии по сравнению с классическим этапом. Показано, что в XX веке социология оттеснила и частично заменила философию права и государства. И теперь ей угрожает опасность утраты специфически социологического подхода к социальным фактам в связи с тенденцией к исчезновению философии истории.