Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 22-12-2006
В.Л. Круткин Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 171-178. 
Фотографирование ввело в повседневность новый опыт видения, придало новый инструментальный орган телу человека, ибо именно тело, а не сознание находится в центре опыта. Интересным для анализа является не только фотографирование событий, но и само событие фотографирования. Здесь развивается опыт, невозможный вне этого ритуала: реализуется контроль над ситуацией через ее стандартизацию, рубрикацию, иерархизацию. Здесь открывается идеология визуальных форм, устанавливающая нормы фотографирования и их понимание. Усвоение социального опыта означает, помимо прочего, освоение его визуальной составляющей — умения видеть и умения быть видимым. Быть видимым — это шаг к тому, чтобы «быть Я». За «цензурой вида» скрывается социальный контроль. Альбом как форма массовой культуры и своего рода фольклора хранит наборы прецедентных образов, позволяющих судить о социальных изменениях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Мария Лучкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 108-113. 
В данной статье рассматривается система медиативных пространств Хабаровска. Под понятием «медиативные пространства» подразумеваются виды городского пространства, выполняющие посреднические функции въезда и выезда, перехода из одного типа пространства в другое. Медиативные пространства являются одновременно связующим и разграничивающим элементом городской среды. Они могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных формах, но их определяющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны, это "переход" между пространствами разного типа — городским и негородским, или разными по структуре и функции районами города; с другой стороны, это маркировка, выделение границ городи или района. В качестве примера целостной структуры медиативных пространств города, обладающей своими достоинствами и недостатками, предлагается рассмотреть региональный центр, в котором присутствуют все факторы, влияющие на формирование взаимосвязанной системы разнотипных медиативных пространств. Это численность населения (свыше 600 тыс.), административный статус и присутствие многих видов транспорта. Значительным формообразующим фактором являются ландшафтные особенности местности: город расположен на месте слияния двух крупных рек, на рельефе от ярко выраженного холмистого до равнинного. Весь город является своего рода медиативным пространством, региона — транспортным центром, объединяющим Дальний Восток с остальными частями страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 96-107. 
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю, непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того, что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Александра Абдрехимова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 114-121. 
Возникновение новых форм досуга в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной городской реальности. Это одна из самых интересных и востребованных тем для социологического исследования. Изучение того, как преобразуются и трансформируются досуговые предпочтения городской молодежи, выявление современных практик отдыха, понимание значимости молодежной культуры и внимание к ней — важная ступень познания социокультурных изменений городского пространства. В статье осуществлена попытка анализа такого нового явления для Санкт-Петербурга, как ди-джей-бар. Особое социальное пространство подобных заведений позволяет говорить о том, что основным товаром, потребляемым в их стенах, является коммуникация. На сегодняшний день ди-джей-бары стали такой же неотъемлемой частью Петербурга, как мосты и острова, памятники и дворцы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Антонина Корнеева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 153-159. 
В данной статье в качестве способа установления коммуникации науки и общества рассматриваются создание научно-популярных фильмов. Научно-популярное кино — это научная информация, закодированная на языке образов, который занимает центральное место в современной коммуникации. Научно-популярное кино — необычный продукт для науки, для его создания и успешного функционирования исследователям необходимо изучить значительное число вопросов либо привлечь к сотрудничеству профессионалов из сфер искусства и журналистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Павел Васильевич Романов, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 115-137. 
Авторы рассматривают взаимосвязи двух интеллектуальных перспектив — социологии тела и социальной политики. Тело оказывается в фокусе постмодернистских и постструктуралистских подходов, тогда как анализ социальной политики относится к позитивистскому и менеджералистскому проекту. Однако эти две перспективы пересекаются, в частности, когда социальная политика рассматривается как система контроля над телом. Использование теорий тела, включая феноменологический и критический подходы, для анализа социальной политики плодотворно, т. к. позволяет интерпретировать телесный опыт пожилых, инвалидов, женщин, мужчин и детей — пациентов, клиентов, тех граждан, которые испытывают на себе прямое и косвенное воздействие социальной политики, а также вскрыть властные отношения и проявления неравенства в тех практиках и установлениях, которые задумывались в целях достижения социальной справедливости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Александрович Ушакин Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 160-172. 
Используя два текста в качестве образца - статью К. Гирца «Насыщенное описание» (1973) и книгу П. Рабиноу «Размышления о полевой работе в Морокко» (1977) — автор обсуждает две ведущие традиции в американской социокультурной антропологии. Если последователи Гирца обычно подчеркивают герменевтические и интерпретативные аспекты антропологического письма и этнографического исследования, то те, кто разделяет взгляды Рабиноу, основываются на эстетически ориентированном восприятии реальности. Отказ от рассмотрения «глубинных», «объективных» или, по крайней мере, «объективированных» структур и мотиваций, которые могут определять человеческое поведение, приводит в данном случае к повышенному вниманию к процессам и событиям, сфокусированным на самом исследователе.
ресурс содержит прикрепленный файл