Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ольга Владимировна Аксенова Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 68-76. 
В данной работе рассматриваются главные направления социально-экологической мысли 1960-2000 гг., главные этапы ее развития в рамках этого периода. Основное внимание уделено теории экологической модернизации, которая в настоящее время занимает ключевые позиции как в социально-экологической теории, так и в экологической политике большинства западных стран. Кроме того, именно эта концепция стала составной частью теоретических интерпретаций модернити и постмодернити.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Alain Tourain
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 6-11. 
Выражена обеспокоенность тем, что в современной социологии утрачивается целостное представление об обществе и теряется сама идея общества как «общего», включающего в себя политические, экономические, социальные, культурные и иные феномены. Отмечается отход от понимания общества как набора институций, совокупности общепринятых норм и устоявшихся форм социальной организации, а также изменение предмета социологии по сравнению с классическим этапом. Показано, что в XX веке социология оттеснила и частично заменила философию права и государства. И теперь ей угрожает опасность утраты специфически социологического подхода к социальным фактам в связи с тенденцией к исчезновению философии истории.
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 3-15. 
Тема фантомов общественного сознания еще не получила в российской социологии систематического отражения, хотя факт широкого появления фантомных персонажей в период «демонтажа» советской общественной системы, сопровождавшегося ломкой ее ценностей, привлек внимание ученых. Представляется, что данная статья восполняет этот пробел. В ней затронуты многие аспекты «фантомной тематики», выполнен сущностный анализ феномена, проведена классификация фантомных типов личности, выявлены порождающие их причины. Слово «фантом» в широком (общеупотребительном) смысле означает «причудливое явление, призрак». Автор представил основные значения слова в современном русском языке и обратился к содержанию понятия «социальный фантом». Это те «явления, которые олицетворяют специфические, порой аномальные, экстравагантные формы общественной (публичной) активности, оказывающие серьезное влияние на политические, экономические и социальные процессы». Показан негативный, деструктивный характер такого влияния в различных сферах – в политике, экономике, культуре и т.д. и на различных уровнях общественного сознания. Оно сопряжено с другим, не менее необычным явлением: «в условиях коренных сдвигов в экономике и политике произошло рождение удивительного явления – парадоксального человека». В разделе «Опыт классификации фантомных типов личности» (политических мутантов, «оракулов», разного рода авантюристов, создателей «финансовых пирамид», финансовых олигархов…) мы угадываем известных персонажей, часть которых сегодня ушла с политической сцены. В итоге прочтения статьи приходит понимание фантомности как результата ломки общественных устоев с сопровождающим ее увеличением виртуальности в общественной жизни. Всему этому сопутствуют «оболванивание» людей через СМИ путем распространения массовой культуры, слабости правовой системы, увеличение социального неравенства, стихия «дикого рынка», и связанный со всем этим рост социальной поляризации. Представляется что наметившиеся процессы разумного усиления государственного регулирования, перевода рынка в цивилизованное состояние, восстановления производства вселяют надежды на скорое исчезновение или, по крайней мере, уменьшение степени одиозности фантомов, перевод их в латентное состояние.