Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Sociology of Education

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Robert T. Blackburn, Mary Jo Clark Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 2. P. 242-256. 
Рассматриваются проблемы, связанные с оценкой эффективности работы профессорско-преподавательского состава, и конфликт между двумя основными профессиональными ролями в сфере высшего образования: роли преподавателя versus роли исследователя. Для эмпирического анализа авторы выбрали «типичный» гуманитарный колледж. В ходе исследования администрация, преподаватели (относительно коллег и себя) и студенты составляли рейтинг для 45 штатных сотрудников колледжа (85% от всего ППС) по двум параметрам: 1) эффективность их преподавания и 2) общий вклад в развитие колледжа. Оказалось, что в большой мере оценки коллег по работе и студентов совпадают. В меньшей степени (но все же статистически значимо) упомянутые оценки совпадают с мнением администрации. Что же касается самих преподавателей, то их мнение о самих себе не коррелирует ни с одной из других групп ответов. В заключение дается вариант объяснения феномена неадекватной самооценки преподавателей с психологической точки зрения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
David Kamens Sociology of Education. 1974.  Vol. 47. No. 3. P. 354-378. 
Рассматривается вопрос о том, при каких условиях колледжи непосредственно влияют на распределение ролей среди студентов. Исходная предпосылка исследования: образовательные учреждения (в частности, вузы) способны изменять ролевые и статусные позиции студентов только в тех направлениях, которые считаются в данном обществе приемлемыми. Это предположение восходит к идее Мейера (Meyer) о т.н. привилегиях (charters) возможности влияния организаций на внешнюю среду, которыми общество наделяет социализирующие институции. С этой точки зрения колледжи можно различать (а) по их конечному «продукту» - выпускаемым специалистам и (б) по переменам в положении индивидов, которые провоцированы обучением в данном колледже. Автор задается еще одним вопросом: автономен ли вуз в своем влиянии на принятие студентами решений ролевого выбора (в данном случае двух типов решений: о профессиональном выборе и решение о том, остаться ли дальше студентом данного колледжа). Эмпирический материал исследования составила выборка студентов из 99 академически престижных американских колледжей. На этом массиве проверялись гипотезы о влиянии престижа колледжа на принятие студентами двух указанных типов решений ролевого выбора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Trevor Williams Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
Исследуется связь между мотивацией школьников, направленной на продолжение обучения, и ожиданиями учителей относительно своих учеников. Для анализа этого взаимодействия была разработана модель причинно-следственной связи, которая проверялась последовательно на первом, втором и четвертом году обучения в старшей школе. Оценка модели производилась на панельных данных примерно шести тысяч канадских старшеклассников (отдельно по каждому полу). В соответствии с полученными результатами получилось, что ученики социализируют своих учителей в гораздо большей степени, чем учителя - учеников. По утверждению автора, общее влияние ожиданий учителей на развитие академических интересов учеников оказалось минимальным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Ronald G. Corwin Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 1. P. 1-37. 
Рассматривается проблема эмпирической оценки инновативности организаций на примере школ. Предварительно обсуждается вопрос об адекватной операционализации понятия инновативность . В итоге было отобрано более 30 переменных, связанных с инновативностью (ролевые и статусные характеристики директоров и учителей, уровень внешней поддержки изменений и т.п.). Основные выводы исследования. 1) Коэффициенты ранговой корреляции и Хи-квадрат показывают, что инновативность школ возрастает с повышением уровня образования директората и учителей; с ростом преподавательского стажа учителей; с увеличением доли преподавателей-мужчин в коллективе, степени поддержки нововведений со стороны местного сообщества и (при прочих равных) со стороны учительских организаций; с ростом числа федеральных программ, осуществляемых в школе: с расширением города и школы. 2) Инновативность уменьшается с распространением стандартизации процесса обучения. 3) Регрессионный анализ показал, что характеристики учителей и социального окружения объясняют гораздо большую часть дисперсии, чем характеристики директорского состава. 4) Переменные социального окружения наибольшее влияние оказывали в проблемных школах, в то время как характеристики директората – в школах для среднего класса. Влияние характеристик учителей в обоих случаях было очень сильным. 5) 29% дисперсии было объяснено шестью переменными: характеристиками учителей, количеством федеральных программ, в которых участвует школа, размером города, поддержкой со стороны местных жителей, размером школы и долей учителей-членов NEA.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
David Elesh Sociology of Education. 1973.  Vol. 46. No. 4. P. 371-395. 
В исследовании тестируются две гипотезы: 1) если в рамках некоторой группы организаций отношения носят конкурентный характер, то скорее всего, эти организации функционально схожи; и наоборот 2) чем выше функциональная схожесть между центральной организацией в группе и другими ее членами, тем больше вероятность того, что отношения между организациями примут конкурентный характер. Для эмпирической проверки выдвинутых гипотез были использованы данные, касающиеся конкуренции между колледжами и университетами за новых студентов. В итоге подтвердилась только первая из названных гипотез.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Barry D. Anderson Sociology of Education. 1973.  Vol. 46. No. 3. P. 315-334. 
Исследуется связь возрастающей бюрократизации школьного образования (в частности, все большей его формализации) со степенью отчужденности старшеклассников. Эмпирическая база исследования построена на выборке учащихся из 18 школ. Тестировалось наличие связи между чувством отчужденности у старшеклассников и их восприятием степени бюрократизации школы. Исследование было нацелено на решение следующих задач: 1) сконструировать адекватную шкалу для измерения двух рассматриваемых феноменов; 2) определить наличие/отсутствие связи и оценить ее силу. Для построения шкал использовались конвенциональные характеристики бюрократизации и отчужденности, на основе которых были сконструированы переменные – «факторы второго порядка». Тестирование гипотезы о наличии связи между факторами второго порядка и оценка нескольких регрессионных моделей показали, что в данной модели значительная доля дисперсии в поведении переменной «отчуждение» для всех обследованных школ объясняется двумя факторами бюрократизации второго порядка – контролем поведения и закреплением статусов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Jeffrey G. Reitz Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 3. P. 308-323. 
Исследуется влияние избирательной политики колледжей (сначала в виде отбора абитуриентов, затем – отсева неуспевающих) на формирование предпочтений студентов в академической и профессиональной сфере. Основная гипотеза автора состоит в том, что жесткая система отсева студентов, действующая во многих колледжах, в конечном счете способствует росту популярности тех сфер деятельности, где требующийся общий уровень образования не так высок. Для проверки гипотезы автором проведен вторичный анализ данных (из предыдущих двух исследований), отражающих академические и карьерные интересы первокурсников, изучающих естественные науки. Делается вывод о том, что эффект «относительной депривации», на который автор обратил внимание ранее, - далеко не единственное следствие жесткой политики отсева.
ресурс содержит прикрепленный файл