Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 23-03-2007
Татьяна Юрьевна Шманкевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 157-173. 
Данный текст представляет собой аналитическую рецензию на статью французского исследователя Франсуа де Сенгли «Семья и школа». Обращаясь к дискуссии во французской и российской социологии вокруг рассматриваемых институтов, автор пытается понять, как меняются их социализирующие функции в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-05-2010
Николай Викторович Соколов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 3. С. 106-115. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2010
Елена Игоревна Степанова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 127-142. 
Статья посвящена проблемным аспектам внедрения в систему российского образования Болонского процесса, попытке разобраться с «духом» и «буквой» болонских трансформаций в России. Глобальная инициатива по интеграции европейского образования анализируется в нескольких сравнительных контекстах — ход реализации болонской реформы в Европе и России, характер и масштаб вводимых в российское высшее образование новаций и их соотношение с настоятельными проблемами российского образования, адекватность вводимых организационных форматов специфике российского образования и проблемность сохранения достоинств российского образования, аргументы тех, кто «за», и тех, кто «против» перестройки российского образования под болонские форматы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 2. С. 199-206. 
27 — 28 июня 2007 г на философском факультете Томского государственного университета прошла Всероссийская научная конференция «Классический университет в неклассическое время». Конференция была организованав рамках подготовки и проведения юбилейных торжеств по случаю 20-летияфилософского факультета ТГУ. Томскую философскую школу традиционно волнуют вопросы науки и образования, поэтому концепция конференцииоказалась в русле уже имеющихся позиций и идей, а главный интерес былобусловлен необходимостью рефлексивного осмысления вопроса о современном классическом университете.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Эльвира Октавовна Леонтьева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье исследуются стратегии обучения в российских вузах, основанные на устойчивых и повторяющихся личных связях между студентами и сотрудниками. Рассматривается несколько разновидностей таких стратегий, которые в зависимости от характера связей и их интенсивности могут быть сильными или слабыми, постоянными или периодическими. Подчёркивается, что в последние годы всё большую популярность приобретает «теневая опека», которая успешно маскируется под родственное участие и способствует всё большему распространению коррупции в вузах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2012
Виктория Анатольевна Иванова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 104-118. 
В статье рассмотрены методологические аспекты проблемы институциональных функций образования, представляющей собой одну из базовых теоретических конструкций современной социологии образования. Доказывается, что разработка данной проблемы служит направлением реализации социально-практического потенциала отраслевой социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Ольга Юрьевна Андреева, Андрей Николаевич Кабацков Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 126-138. 
Рассматривая феномен так называемого второго высшего образования, авторы выявляют более глубокие социокультурные тенденции, связанные с модернизацией. Анализ профессиональной культуры в контексте методологии М. Вебера, в частности, его идеи рационализации, приводит к выводам о невозможности построения индустриального общества без рационального воздействия на социальный мир. Однако практики получения второго высшего образования демонстрируют традиционалистским ценностям, совершаемый при помощи псевдорациональных методов. Таким образом, проект индустриального рыночного общества оказывается под угрозой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Мария Гладкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 50-65. 
В данной статье делается попытка описать, проанализировать и сравнить подходы к оценке качества образования со стороны основных групп потребителей услуг высшей школы: государства; рынка труда (работодателей) и рынка образовательных услуг (выпускников школ, их родителей и студентов). С этой целью автором были проведены анкетные опросы 186 выпускников школ, 100 родителей выпускников и 450 студентов, а также глубинные интервью, в которых приняли участие более 100 руководителей и специалистов предприятий. Исследование проводилось в Сыктывкаре с декабря 2004 по январь 2006 г. Результаты исследования позволили сделать вывод, что разные группы потребителей используют разную иерархию критериев оценки деятельности образовательного учреждения. Автором сформулировано четыре подхода к определению качества образования с точки зрения потребителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2011
Светлана Борисовна Ильчук, Александр Иванович Куропятник Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 1. С. 101-110. 
На современном этапе развития российской экономики существует разрыв между рынком труда и системой профессионального образования. Это требует разработки модели специалиста, способной удовлетворять требованиям динамично развивающегося общества. Авторами проведен теоретический анализ существующих моделей специалиста. Выделены основные подходы к построению модели специалиста, среди которых «квалификационный», «деятельностный», «субъективный», «системный», «компетентностный». В ходе проведенного исследования в Астраханской области автором предложены параметры профессиональной модели специалиста — выпускника высшей школы. Основными параметрами предложенной модели по результатам опросов респондентов (работодателей, выпускников вузов, молодых специалистов) были выделены: общие (ключевые) качества, профессиональные (базовые) качества, уровень личностного развития. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость разработки новой, более «гибкой» модели специалиста, которая позволит повысить конкурентоспособность выпускников высшей школы в рыночной среде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Юлия Александровна Тюрина Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье рассматриваются причины теоретико-методологического однообразия в отечественной социологии образования и предлагаются возможные методологические подходы к исследованию образовательного процесса в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Татьяна Сергеевна Вычик Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 201-206. 
Второй Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Минобразования РФ, Комитетом по образованию и науке Госдумы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским госуниверситетом, прошел 29-30 октября 2003 г. Начало широкому общественному обсуждению проблем вхождения России в общеевропейское научно-образовательное пространство было положено в декабре 2002 г., когда Минобразования РФ провело первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2007
Ростислав Евгеньевич Гергилов Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 31-40. 
В статье анализируется исторический процесс институционализации немецкой социологии перед Первой мировой войной. В это время существовали две основные теоретические школы. Первая видела социологию во главе социальных наук, вторая считала ее независимой точной наукой. Автор представляет теоретическую борьбу этих школ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2011
Ксения Викторовна Павленко Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 1. С. 90-100. 
В данной статье оценка качества образования рассматривается как организационный процесс, в который включены различные группы интересов в вузе. Для построения теоретической схемы используется неоинституциональный подход, позволяющий рассматривать оценку качества образования как набор институциональных правил, которые базируются на определенной концепции контроля. Взаимодействие между группами интересов в вузе характеризуется борьбой за право навязывать свои правила оценивания и выгодные концепции контроля. Концепции контроля, в соответствии с которыми выстраиваются определенные модели оценивания, связаны с различными представлениями о самом качестве образования. В статье рассматриваются особенности оценки качества в рамках различных моделей, описываются акторы, заинтересованные в их воспроизводстве, рассматриваются противоречия, возникающие между различными моделями оценивания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Т.С. Кашлачева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В 2000-х гг. изменения системы организации высшего и постдипломного образования происходят в контексте построения единого Европейского образовательного пространства. Включение России в этот процесс актуализирует потребность в изучении текущих результатов интеграции страны в Европейское образовательное пространство. Анализ опыта образовательной интеграции позволяет понять потенциал и варианты развития отечественного образования. Эта статья посвящена обобщению задач и практических шагов по совершенствованию качества высшего образования в европейских и национальных масштабах в 2000–2006 гг., а также рассмотрению проблем, возникающих на этом пути.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2010
Ннурбек Толонбаевич Маткаримов Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 3. С. 177-185. 
В статье представлены результаты исследования социализации молодежи Кыргызстана на примере школьников, выполненного в 2007 г. Автор рассматривает влияние политических, социально-экономических трансформаций в стране на воспитание молодых кыргызов, анализирует вклад основных агентов и факторов социализации в формирование новых социальных норм, идеалов и ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл