Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Мир России

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Викторовна Творогова Мир России. 2002.  Т. 11. № 2. С. 139-163. 
В середине прошлого десятилетия интерес к получению высшего образования в России стал вновь повышаться после спада начала 1990-х, при этом наиболее популярными и престижными были специальности, связанные с экономикой и менеджментом. Вместе с тем продолжала существовать система инженерного образования — лидер профессиональной подготовки в советское время, работавшая на уровне лучших мировых стандартов. С началом переходного периода эта система осталась без целевой аудитории подготовки — предприятия ВПК, высокотехнологичные отрасли, как правило, находились в кризисном положении. Зачем выпускники школ по-прежнему шли в ведущие технические вузы, зная, что найти работу будет непросто, а учиться — нелегко, как проходило их обучение, к чему они стремились — попытка ответить на эти вопросы представлена в настоящей работе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
О В Залогина Мир России. 1995.  Т. 4. № 2. С. 202-204. 
Изменения последних десяти лет, перевернувшие все области жизнедеятельности государства, не могли не затронуть и сферу образования. Доступные на сегодняшний день цифры показывают, что меняется и уровень образования в стране, и его качество, и специфика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Ивановна Леденева Мир России. 2003.  Т. 12. № 2. С. 165-178. 
Либерализация миграционного законодательства в последнее десятилетие XX в. дала российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в зарубежных университетах. Понятно, что невозвращение молодых людей после окончания учебы ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала. Если же, окончив учебу, они возвращаются домой во всеоружии новых знаний, Россия оказывается в выигрыше. А что происходит на самом деле? И прежде всего, каково число россиян, обучающихся за рубежом? На фоне отсутствия достоверной российской статистики ориентирами могут служить зарубежные источники, в частности данные ЮНЕСКО о численности иностранных студентов в странах-реципиентах за отдельные учебные годы, а также материалы американской статистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леонид Сергеевич Гребнев Мир России. 2005.  Т. 14. № 2. С. 41-96. 
В последние годы в нашей стране термины "образование" и "образовательные услуги" часто используются начальством как синонимы. Это относится и к директивной, управленческой литературе, и к специальной – научной и методической. Вот, например, как выглядит начало проекта "Методики расчета стоимости образовательной услуги общего образования": "Определения. Федеральный норматив общего образования – это стоимость стандартной образовательной услуги в расчете на одного учащегося… Стандартная образовательная услуга – годовой процесс обучения учащихся общеобразовательного учреждения (выделено мой, – Л.Г.)" [Сабуров 2004]. Отсюда один шаг до узко-экономического подхода к образованию как одному из многочисленных социальных благ (услуг – наряду с медициной, жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), "культурой" и т. п.), внешних по отношению к человеку, к попыткам выстроить достаточно прямые связи "затрат и результатов", пронормировать их по отношению к получателю услуги, отдельно взятой "душе" в виде норматива финансирования с одной стороны и образовательного стандарта с другой, к рыночному видению образования как такового.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леонид Сергеевич Гребнев Мир России. 2001.  Т. 10. № 4. С. 162-178. 
После десятилетия фактического «ухода государства из образования» — 90-е гг. XX в. — и связанного с этим понижения уровня требований к содержанию образования как общего, так и профессионального, в России накопилось много разнообразных проблем. Далеко не все они обусловлены значительным сокращением финансирования образования из государственного бюджета. Многое связано с несовершенством законодательной базы, неоднократно менявшейся в первой половине «десятилетия рыночных реформ», с незавершенностью процессов осмысления в нашей стране роли и места образования в рыночно ориентированной экономике, а также перемен, связанных с глобальным переходом от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. В данной работе делается попытка комплексно подойти к проблемам совершенствования содержания образования в России с учетом трех групп факторов: государственное финансирование, законодательное обеспечение и учет реальных возможностей и потребностей индивидов в образовании на разных этапах своей социализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Дмитриевна Волкогонова, Алексей Викторович Малов, Екатерина Михайловна Панина Мир России. 2002.  Т. 11. № 4. С. 157-178. 
Прошло всего несколько десятилетий, и шокирующее утверждение М. Хайдеггера о том, что «время временится из будущего», стало трюизмом. Действительно, мысль о том, что не только для отдельного человека, но и для общества проект грядущего является моментом, определяющим его настоящее, кажется очевидной. Нелинейный характер общественного развития обусловливает многовариантность, альтернативность выбора в зависимости от того или иного образа будущего. Модели грядущего всегда занимали важное место и в сознании индивида, и в коллективном сознании группы, общества. Их можно назвать своеобразной энтелехией, которая направляет социальную жизнь в ту или иную сторону.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Юльевич Чепуренко, Франц Эдмундович Шереги, Ольга Романовна Шувалова, Татьяна Борисовна Обыденнова Мир России. 2005.  Т. 14. № 4. С. 138-161. 
Как складывается в условиях радикальных перемен в статусе науки и ученого карьера элитных научных кадров в России? Какова мотивация для продолжения исследовательской работы или перехода к иной деятельности, выезда для работы или на постоянное место жительства за рубеж? Как сами представители российской научной элиты относятся к проблеме "утечки мозгов", какие возможности для сохранения и расширенного воспроизводства человеческого потенциала отечественной науки они видят? Эти и другие близкие вопросы рассматриваются в статье, написанной по материалам прикладного проекта, в ходе которого были исследованы профессиональные и жизненные стратегии бывших российских стипендиатов престижного немецкого Фонда им. А. Гумбольдта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Анатолий Александрович Овсянников Мир России. 1999.  Т. 8. № 3. С. 73-132. 
Образование как система — это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование, таким образом, — это система проектирования будущего. И в этой связи всегда важно определиться в вопросе: какого будущего? Здесь возможны две конструкции. Первая. Конструкция будущего общества жестко очерчивается сегодня его идеологами. Составляется перечень норм, правил, установок, которым должны соответствовать люди этого общества. Система образования здесь является институтом по формированию людей этого будущего общества. Вторая. Будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа. Система образования в этом случае является системой вариативного обучения, развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надо отвечать и за себя, и за страну. Образование в таком обществе — это система снижения рисков неудач, неэффективных решений. Задача общества сводится к тому, чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие. Если установка на приоритет развивающей и вариативной школы естественна для открытого общества, то для общества, стремящегося к открытости, это требует политической воли и жесткой программы действий. Системообразующей основой таких действий является модернизация системы образования. Обязательным условием такой модернизации должно быть наличие модели реформ как свидетельства понимания и системы, образования, и системы необходимых действий по ее реформированию. Отсутствие моделей реформ — это свидетельство отсутствия понимания их логики, целей и средств. Реформы без моделей — импровизации, игра «втемную», ставка на то, что «вдруг получится»... Не получилось... Десятилетие реформ в России и ее системы образования — свидетельство тому. Система образования задавлена социальным окружением. Она теряет свою социообразующую роль. Она дрейфует, зажатая социальными льдинами, в направлении, никому не ведомом...
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Янис Улдисович Астафьев, Владимир Николаевич Шубкин Мир России. 1996.  Т. 5. № 3. С. 161-178. 
Институционализация отраслевых дисциплин в общих рамках социологии подчинена своеобразному закону неравномерности: одни отрасли возникают и получают развитие раньше, другие — позже. К первым можно было бы отнести исследования социальной структуры, социальной мобильности, девиантного поведения, социальных организаций и др. Как правило, мощные ускорения им придавали ученые, работавшие в этой области и ставшие затем классиками. Социологию образования вряд ли можно поставить в этот ряд. Она относится к тем дисциплинам, которые сформировались и институционализировались позже, когда накопленный груз практических дел и проблем стал требовать своего социологического осмысления. По сути дела социология образования и сегодня находится в стадии становления. Слишком уж различны привлекаемые в ней теории для выработки рутинизированного образа объекта и норм его исследования. Не всегда годятся зарекомендовавшие себя в других отраслях методы, в частности, методы количественного анализа. Не решены «пограничные» вопросы теоретического разграничения с педагогикой, психологией, а также экономикой образования и демографией. Это относится и к развитию социологии образования в Советском Союзе и в постсоветской России. Как будет показано ниже, ее становление и ускоренная динамика начинаются лишь в 1960-е гг., когда группа научных работников: философов, экономистов, юристов, педагогов, исходя из принципа «прозрачности» междисциплинарных границ, стала осуществлять широкомасштабные исследования проблем перехода от образования к труду, профессиональному самоопределению и карьере, игнорируя идеологические табу ЦК КПСС. Научный интерес отечественных ученых к этой области был обусловлен тем, что в советском обществе важным фактором социального расслоения стало образование. Его уровень и качество играли большую роль в социальной мобильности, в процессах формирования элитных групп. В силу этого дискуссии в советской социологии образования часто имели острый политической подтекст. То же самое происходило и в том случае, когда ученые начинали изучать профессиональные карьеры выпускников учебных заведений. Здесь неминуемо приходилось пользоваться терминами и цифрами, которые касались таких явлений, как трудоустройство, занятость, безработица. Социологи невольно подрывали святая святых советской пропаганды, которая утверждала, что в СССР нет и не может быть безработицы и всегда обеспечивается полная занятость. Выявились также отличия в шансах молодых людей различных демографических когорт на получение образования и успешную профессиональную карьеру. Как эти, так и другие исследования в рассматриваемой области оказали большое влияние на решение практических задач, способствовали институционализации в СССР социологии в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл