Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Форсайт

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Романовна Шувалова Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 50-59. 
В предыдущем номере журнала мы подробно рассмотрели «образ» науки, который сложился у россиян в начале XХI века. При этом были представлены весьма противо речивые мнения самых широких слоев населения: о необходимости государственной поддержки науки; о приоритетных направлениях исследований (развитие экономики, совершенствование медицины и образования, экология и укрепление обороноспособности страны); о незаслуженно низком престиже труда ученых по сравнению с другими профессиями, но в то же время о позитивных установках на научную карьеру собственных детей; о вялости инновационного поведения и негативном влиянии на него средств массовой информации. Выделены четыре обобщающие ориентации – «патернализм», «вера в науку», «техницизм» и «синдром разваливающейся науки». Следует отметить, что ориентация «вера в науку» проявляется в виде сильных сциентистских позиций и надежды на нее в инструментальном плане, но она не подкреплена личным познавательным интересом, что мы и попытаемся проиллюстрировать в настоящей публикации. В статье представлены результаты шести российских репрезентативных обследований общественного мнения, проведенных в 1995–2006 годах. Для международных сопоставлений используются данные обследований в странах европейского союза, опубликованные в специальных изданиях «евробарометра», и материалы из доклада Национального научного фонда США, отражающие итоги аналогичных опросов в США, Канаде, Японии, Корее, Китае и Малайзии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 78-80. 
3–5 апреля 2007 года в ГУ-ВШЭ прошла VIII Международная научная конференция «Модернизация экономики и общественное развитие». В ее рамках Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ)и Международным научно-образовательным Форсайт-центром ГУ-ВШЭ были организованы две сессии – «Наука и инновации в России: направления реформ» и «Форсайт: долгосрочные перспективы науки и технологий».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лодлин Ориоль Форсайт. 2007.  Т. 1. № 3. С. 34-48. 
Рассматриваются предварительные результаты проекта, инициированного в 2004  году Директоратом науки, технологий и промышленности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно со Статистическим департаментом Еврокомиссии (Евростатом) и Институтом статистики ЮНЕСКО. Цель исследования – создать систему международно-сопоставимых показателей для оценки уровня профессионального развития и мобильности докторов наук. Первый срез информации был произведен в 2005 году по семи странам. Эти данные отразили демографическую и образовательную структуру контингента докторов наук, особенности их занятости, востребованность на рынке труда.
Индикаторы [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Владимировна Ратай Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 81. 
Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту: 2005 г.; Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета; Персонал, занятый исследованиями и разработками, по категориям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Индикаторы [статья]
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Юрьевна Забатурина Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 20-21. 
Статичтические данные по следующим показателям: Выпуск специалистов (квалифицированных рабочих, служащих) учреждениями профессионального образования; Выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования по группам специальностей и направлений подготовки: 2005 г.(тыс. чел.); Структура выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по типам учреждений и занятых в экономике по уровню профессионального образования; Структура выпуска специалистов учреждениями высшего профессионального образования (МСКО 5А) по областям знаний в России и странах ОЭСР: 2004 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Даниэль Бутби Форсайт. 2007.  Т. 1. № 4. С. 36-43. 
В работе используются данные переписей с целью изучения занятости и зарплат докторов наук в Канаде и США, а также их мобильности между этими двумя странами. Основные выводы следующие: 1) процент занятости докторов наук в США значительно выше, чем в Канаде, при этом в американском секторе образования их концентрация существенно ниже, нежели в канадском; 2) доходы докторов наук в США как в абсолютном выражении, так и по темпам роста в 1990-е годы многократно превышают заработки их канадских коллег; 3) отмечена интенсивная мобильность докторов наук между Канадой и США; 4) в Канаде по сравнению с США более высок процент докторов наук иностранного происхождения, что, впрочем, не является причиной существенной разницы в доходах докторов наук в этих двух странах; 5) наиболее вероятная причина такого разрыва – в более медленном росте спроса на докторов наук в Канаде, чем в США; 6) разрыв в уровнях доходов докторов наук Канады и США увеличивался на протяжении 1990-х годов, несмотря на их значительную трудовую мобильность. Возможные объяснения: разница в качестве подготовки докторов наук; снижение доходов у тех докторов наук, которые лишь недавно иммигрировали в США; сильная ориентированность на свою страну у канадских докторов наук.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Эми Мур Мерсер, Гленн Швайцер Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 60-68. 
В статье обобщаются результаты аудита научно-технической деятельности в Казахстане. Исследование проводилось в течение 2006 года Национальной академией США по заказу Министерства образования и науки Казахстана. В задачу аудита входило определение приоритетных научно-технологических областей, заслуживающих особой правительственной поддержки в ближайшие пять лет. Разумеется, значимость таких приоритетов зависит от адекватной научно-технической политики, научно-исследовательского потенциала государственного и частного секторов, развития сферы научно-технических услуг, состояния внутреннего и международного рынков для казахстанских технологий и качества людских ресурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Доминик Антонович Форсайт. 2010.  Т. 4. № 3. С. 32-38. 
Польское Министерство науки и высшего образования недавно предприняло попытку реформировать Польскую академию наук. В этом продолжительном политическом и правовом процессе приняли участие различные социальные субъекты. В отличие от общепринятого взгляда на реформу как часть процесса модернизации системы польской науки и высшего образования, автор рассматривает ее с позиций перераспределения баланса сил в польской академической среде. Это позволяет не только выявить суть происходящих изменений, но и обеспечить их более глубокое понимание. Основное внимание уделено политическому противостоянию польской академической олигархии и правительства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Викторовна Творогова Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 14-19. 
Все чаще преподаватели, работодатели, абитуриенты и их родственники говорят о важности определения перспективных направлений развития образования, о придании ему способности удовлетворять стратегическим запросам растущей и меняющейся экономики, динамичного общества. Необходимо понять, насколько подобная задача выполнима, можно ли выявить перспективную потребность в квалифицированных кадрах, есть ли шанс разработать подход, применимый в различных условиях. Мы исходим из предположения о гибкости спроса на рынке труда, не позволяющей с высокой степенью точности предсказывать структуру потребностей экономики в рабочей силе. Однако указанную проблему можно рассматривать не только с количественной точки зрения, но прежде всего с содержательной, т.е. отвечающей на вопрос, каким должно быть наполнение получаемой студентами подготовки. Значение подобного ракурса вполне очевидно: огромные ресурсы сконцентрированы в сфере образования, вместе с тем быстро меняющаяся экономическая жизнь требует постоянного обновления как содержания обучения, так и подходов к его организации. При этом, как известно, изменения в какой-либо системе невозможны до тех пор, пока неизвестна и не принята основными ее агентами цель перемен. Ниже рассматривается ряд вызовов, с которыми сталкивается в настоящее время система высшего образования, и обсуждаются методологические подходы к определению перспективных направлений ее развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгений Григорьевич Ясин Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 46-49. 
Представляем интервью с научным руководителем ГУ-ВШЭ Е.Г. Ясиным. По данным статистики, в России 2005 году насчитывалось 813 тысяч человек, занятых научными исследованиями и разработками. Удручающий показатель, если учитывать, что в 1992 году их было 1.5 млн. По доле затрат на исследования и разработки в ВВП страна занимает 30-е место в мире, затраты же на науку в расчете на одного ученого составляют около 19 тыс. долларов в год против 100 тыс. долларов в Китае, 131-й тысячи – в Германии и 147-ми – в Корее. В рейтинге стран по числу статей в ведущих научных журналах мира мы находимся на 11-м месте. Отсутствие кардинальных положительных перемен в науке тормозит экономическое развитие страны. Каким же образом возможно стимулировать их начало? Редакция журнала обратилась к Евгению Григорьевичу Ясину с просьбой прокомментировать тот исторический контекст, который привел к сегодняшней ситуации в отечественной науке, а также поделиться своими взглядами на пути выхода из сложившегося положения.
ресурс содержит прикрепленный файл