Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 48

Опубликовано на портале: 02-09-2006
Olivier Aubel, Fabien Ohl International Review for the Sociology of Sport. 2004.  Vol. 39. No. 2. P. 123-137. 
Free-climbing is used as a privileged way of studying the positioning generated by the meeting of the symbolic economy of sport and a market that is trying to extend its hold on it. In order to understand why money has become an internal problem to the free-climbing space, the article analyses how its symbolic economy and its market are organized. As the economization of free-climbing took place almost simultaneously with its advent, free-climbers had to take an immediate stand. At the end of the 1980s, nearly 25 years after the establishment of free-climbing, opposition to its marketization was still strong among its enthusiasts because the symbolic economy of the free-climbing world was at stake. Free-climbers use the denegation of the economy to overcome the contradictions between their anti-economic ethos and the marketing of their performances, while at the same time expressing the values of the social categories to which the sportsmen and sportswomen belong. Thus, denegation is not a conscious way of being close to the climbing culture; it underlines the beliefs that in climbing value does not, as in some other social spaces, depend on the individual’s economic capital but on free-climbing culture.
Опубликовано на портале: 02-09-2006
Anthony King International Review for the Sociology of Sport. 2004.  Vol. 39. No. 3. P. 323-336. 
In 1992, UEFA, the Union of European Football Associations, replaced the final rounds of the European Cup with a mini-league competition called ‘The Champions League’ and developed three symbols to market this new competition. This article draws on Barthes’s semiology to examine the political significance of these symbols. It claims that the symbols developed by UEFA communicate a sense of tradition of which UEFA is the guardian. In this way, the symbols seek to suppress the current political tensions within European football between UEFA and the big European clubs.
Опубликовано на портале: 30-08-2006
Richard Giulianotti International Review for the Sociology of Sport. 2005.  Vol. 40. No. 3. P. 289-306. 
Georg Simmel is one of sociology’s most influential early figures, although arguably his work has been under-utilized in many scholarly fields, including sport studies. Some of Simmel’s most important theoretical and substantive arguments are deployed to develop a sociological analysis of a specific sports subculture: the ‘Tartan Army’ of supporters that travels to Scotland football matches. Of particular interest are Simmel’s formal sociological standpoint, differentiation of social and cultural forms, development of dualistic thinking, analyses of human sociability, writings on ‘the stranger’ and ‘the adventure’, and his concern with individuality in modern metropolitan culture. In applying Simmel’s insights, I explore the formal emergence and organic development of the Tartan Army as a distinctive supporter culture. The Tartan Army, like many sports crowds, affords an outstanding study in Simmelian sociability, while providing adventure and a possible escape from our overwhelming modern culture. The article concludes by considering Simmel’s wider utility within the sociology of sport.
Опубликовано на портале: 03-12-2010
С.А. Абдулкаримов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Статья посвящена одной из проблем современного общества — проблеме агрессивности в спорте. Под спортивной агрессией и насилием автор понимает относительную предрасположенность к проявлению жестокости со стороны игроков и зрителей. Автор рассматривает игровое насилие в культурно-исторической ретроспективе сквозь призму традиций различных культур. В статье отмечается, что агрессивность людей в значительной степени является результатом сложного взаимодействия между врожденными инстинктами и усвоенными реакциями в процессе культурной эволюции. В ходе культурной эволюции в разных обществах люди выработали разные способы контроля своих эмоций и страстей, а прямая форма агрессии сменилась различного рода спортивными состязаниями или пассивным их наблюдением, однако в периоды социально-психологических трансформаций и усиления фрустрации в обществе происходит реанимация агрессивных инстинктов в спорте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2021
Андрей Станиславович Адельфинский TERRA ECONOMICUS. 2021.  Т. 19. № 3. С. 105-120. 
Фактическая дуархия в триатлоне, а также акцент его экономической модели на массовом участии – всё это нетипично для олимпийских видов спорта. Помимо некоммерческого International Triathlon Union (ITU), существует сильный экономической конкурент – коммерческая World Triathlon Corporation (WTC), владеющая брендом Ironman и своими независимыми чемпионатами мира. Но истоки данного состояния слабо изучены. Анализ архивных документов, публикаций прессы, мемуаров, а также интервью со-основателей позволили нам реконструировать основные этапы социально-экономической истории триатлона. Фокус статьи на создании органов управления спортом в 1980-х. Также описаны социальные истоки рождения триатлона и первой гонки Iron Man, соперничество чемпионатов между Гавайями и Ниццой, а также конфликты ITU и WTC в 1990–2000-х. Утверждается, что эти конфликты – продолжение трений между представителями Европы и «американского Альянса» при создании органа управления в 1980-х. Их подоплёка – в различиях Европейской и Американской моделей организации спорта. Оспариваются мнение о «русской угрозе», ставшей причиной раскола Международного союза современного пятиборья, биатлона и триатлона (UIPMBT), а также взгляды на развитие ITU как на историю успеха. Показано, что причиной раскола UIPMBT и более раннего раскола Triathlon Federation International стали личные амбиции первого президента ITU Лэса МакДональда, его спорные полит-технологии (т .н. «активная демократия»), плюс экономические интересы «Альянса». Однако в итоге кулуарные победы МакДональда стали Пирровыми для ITU.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2010
Гельмут Дигель, Марцель Фарнер Логос. 2009.  № 6. С. 35-57. 
Когда в 2004 году вспыхнул олимпийский огонь в Афинах, немецкие спортсмены завоевали  48 медалей. Они оказались на шестом месте по числу наград и не смогли потеснить позиции .большой тройки. — США, России и Китая. Более того, Германию оставили позади Япония и Австралия. Такая неудача немецких спортсменов была воспринята многими как выражение глубокого кризиса немецкого профессионального спорта, заставляющая поставить давно уже приходивший многим на ум вопрос о реформе спортивной системы. Так началась, хотя сперва еще и незаметная, дискуссия о судьбах мировых рекордов немецкого спорта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
В.А. Пономарчук, В.А. Винник Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 68-75. 
Статья отражает результаты проекта по изучению спортивных сообществ, проведенного в 1986-1989 гг. сектором социологии ВНИИ физкультуры. Авторы рассматривают спортивные сообщества как определенную субкультуру со своими правилами и нормами поведения. В первую очередь анализировалась досуговая деятельность спортсменов в сравнении с их ровесниками, не принадлежащими миру спорта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-08-2006
Кристофер Лэш
Перев.: Артем Смирнов (ориг.: Русский) Логос. 2006.  № 3. С. 23-40. 
Из всех видов деятельности, при помощи которых люди пытаются на время уйти от тягот повседневной жизни, спортивные игры представляют собой одно из наиболее чистых проявлений ухода. Как и секс, наркотики и выпивка, они препятствуют осознанию повседневной реальности, не притупляя при этом самого сознания, а выводя его на новый уровень концентрации. К тому же, игры не имеют побочных эффектов и не вызывают похмелья или эмоциональ- ных осложнений. Игры удовлетворяют одновременно потребность в свободной фантазии и поиске неоправданных трудностей; они соединяют ребяческий избыток сил с сознательно созданными препятствиями. Устанавливая равные условия для всех игроков, говорит Роджер Кайллойс, игры пытаются заменить «нормальную неразбериху повседневной жизни» идеальными условиями.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 27-08-2006
Norbert Elias
Перев.: Владимир Калиниченко (ориг.: Русский) Логос. 2006.  № 3. С. 41-62. 
Многие виды спорта, которые сегодня существуют в более или менее схожих формах и популярны во всем мире, возникли в Англии. Оттуда, главным образом во второй половине XIX — первой половине XX столетий, они распространились в другие страны. Одним из них был футбол, который в Англии был известен как «Футбольная Ассоциация» или, сокращенно, soccer. Другими были скачки, борьба, бокс, теннис, охота на лис, гребля, крокет и легкая атлетика. Но кроме футбола ни один из видов спорта не распространился столь широко и быстро и не стал столь популярен в других странах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-07-2010
Жан Лу Шаппле Логос. 2009.  № 6. С. 5-16. 
Когда прошедший в 1894 году конгресс принял решение о возрождении Олимпийских игр, то в число соревновательных видов спорта, которые должны были составить олимпийскую программу, было включено и катание на коньках. Связано это было прежде всего с тем, что Союз конькобежцев, основанный в 1892 году, был тогда одной из немногих по-настоящему международных спортивных федераций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2010
Геннинг Эйхберг Логос. 2009.  № 6. С. 58-81. 
Спорт — носитель универсальных олимпийских ценностей; спорт собирает профессионалов и любителей из всех стран в клубах и на стадионах, а во время международных состязаний оказывается в центре внимания всего мира, особенно молодежи. Поэтому спорт сейчас — преимущественная сфера диалога между народами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-02-2012
Ольга Васильевна Чепурная Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 3. С. 177-180. 
Книга английского историка искусств Майка O'Махоуни представляет собой междисциплинарное исследование развития спорта в СССР. Возможно, О'Махоуни уже известен некоторым читателям по своим публикациям о Сергее Эйзенштейне  и об американском искусстве, а также по визуальным исследованиям Олимпийского движения. В книге «Спорт в СССР» искусствоведческий подход сочетается с культуральными  исследованиями,  советологией  и  социальной  историей  спорта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Наталья Владимировна Коротаева
Социальный статус российских тренеров анализируется по материалам опросов, проведенных среди тренеров по спортивным видам единоборств. Описываются половозрастные, социально-демографические характеристики тренеров; уровень их спортивной, трудовой и общественно-политической активности, образованности; материально-бытовые и семейные условия жизни. К числу основных характеристик тренеров в единоборствах относятся: мужской пол, возраст от 31 до 40 лет, тренерская категория и почетное звание, высшее или неоконченное высшее образование, наличие семьи. По мнению автора, структура ценностных ориентаций опрошенных тренеров свидетельствует о преобладающем значении работы в жизни большинства специалистов по единоборствам.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-07-2010
Кристиана Айзенберг Логос. 2009.  № 6. С. 82-98. 
Историки спорта, трудящиеся на ниве спортивной науки, вот уже более тридцати лет с живым интересом следят за дискурсом и методологическим развитием в исторической науке, которую они рассматривают как материнскую науку и в которой черпают стимулы для собственной работы. А то, что они в целом все же охотней обмениваются мнениями в своем кругу, связано не в последнюю очередь с тем, что академическая история долгое время вообще не воспринимала исторические исследования, проводимые спортивными историками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Константин Львович Поляков, Григорий Владиславович Касабов, Марина Васильевна Полякова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 80-96. 
Данное исследование связано с анализом сложившейся практики оценки человеческих ресурсов спортивными клубами в сегменте профессионального командного футбола в ходе реализации их ресурсной стратегии. Выбор направления исследования и предметной области далеко не случаен. Ресурсный подход к анализу и формированию стратегии фирмы (Barney, 1991) зарекомендовал себя как эффективный и результативный инструмент обеспечения долговременного успеха. Распределение ресурсов в рыночной экономике, в частности установление цены на них, сопряжено со множеством издержек, связанных, например, со сбором информации и ведением переговоров. По мере глобализации экономики объем этих издержек потенциально растет, и для контроля их уровня все большее значение приобретают создание и совершенствование различных институтов, регулирующих распределение ресурсов. Также большое значение имеет изучение наиболее распространенных практик реализации ресурсных стратегий, в частности оценивания ресурсов в контексте институциональной среды, с учетом неоднородности соответствующих рынков. Стратегически важным ресурсом на рынке профессионального командного спорта является человеческий. В то же время его распределение приводит к наиболее серьезным практическим проблемам. Специфика командного спорта как вида экономической деятельности (Downward, Dawson, 2002) обусловливает необходимость фиаско рынка (market failure) труда для устойчивого развития отрасли. Отсюда возникает и необходимость наличия института, регулирующего рынок труда. В ряде видов командного спорта, например, в футболе, эту роль играет институт трансфера – система понятий и правил, регулирующих переход атлета из одного спортивного клуба в другой до истечения срока контракта. Наличие института трансфера предъявляет серьезные требования к практике оценивания атлетов, которая определяет сумму и порядок выплаты компенсации за переход. Клубы должны соотносить ценность интересующих их атлетов с имеющимися ограничениями, которые в итоге формируют ярко выраженные сегменты на рынке труда атлетов. Формализация сложившейся практики ценообразования в различных сегментах важна для поддержки принятия решений об инвестициях в персонал при реализации ресурсной стратегии спортивного клуба. Решению этой задачи посвящено данное исследование. В качестве основного инструмента формализации здесь используются регрессионные модели с переменной структурой, отражающей структуру рынка труда в профессиональном командном спорте.
ресурс содержит прикрепленный файл