Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Отечественные записки

Опубликовано на портале: 24-02-2010
Михаил Рыклин Отечественные записки. 2002.  № 3.
Философия не впервые оказывается перед лицом террора: немецкая философия пыталась мыслить террор Великой французской революции; в ответ на советский и нацистский террор была сформулирована концепция тоталитаризма, многие другие философские конструкции также немыслимы без этого опыта. Но если предыдущие виды террора, как правило, осуществлялись от имени государств, союзов государств или, по крайней мере, от имени движений, открыто формулирующих свои властные цели, 11 сентября мы столкнулись с событием, которое принципиально хранит молчание, только усугубляемое смертью его организаторов и исполнителей, и поэтому подвержено бесконечному множеству интерпретаций. Как реагируют философы на это событие?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Валерий Подорога Отечественные записки. 2001.  № 1.
Не покидает ощущение: террористическая атака все-таки была направлена на уничтожение основных американских политических символов (что-то очень похожее на сжигание американского флага или чучела дяди Сэма), и, может быть, главным среди них были башни Twins. Но можно ли так ставить вопрос: террор и проблемы символической деконструкции западного бессознательного? Не только можно, но и нужно. И здесь два момента. И первый необходимо отделить от второго - реальное переживание события от его настоящей и возможной символической репрезентации. Далее попробовать восстановить глубинный подслой символического в американском культурном опыте, а выявив его, снова вернуться к Реальному, чтобы проверить действенность символического. Ведь Twins могут быть истолкованы как символ первоначального культурного кода - близнечного мифа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Олег Никифоров Отечественные записки. 2003.  № 4.
Задавать вопрос о возможности просвещенческого — способствующего утверждению совершеннолетия разума всего человечества и каждого его представителя — использования средств массовой информации и их развития в аппарат массовой коммуникации, существуя при этом в насквозь медиатизированном мире, казалось бы, поздно. Однако необходимо — для исследования условий критической способности суждения сегодня. Память о катастрофическом опыте социальных экспериментов по осуществлению тоталитарных утопий[1] заставляет лишь точнее сформулировать вопрос. Возможна ли упреждающая медиакоррекция девиантного (как индивидуального, так и коллективного) поведения посредством того медиаресурса и при тех социально-экономических отношениях и понятиях о культурной и личностной идентичности, которые характеризуют современное состояние «цивилизованного» человечества?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Алексей Песков Отечественные записки. 2004.  № 5.
Катастрофа 1917 года принудила Бердяева перекодировать наряду с собственной историософской парадигмой всю схему русской историософии — в соответствии с изменившимися историческими перспективами: «новым словом» России оказался коммунизм[48]. Поэтому в своей послереволюционной историософии Бердяев предельно расширил диапазон русской религиозности: антагонист христианства — советский коммунизм — оказался субстанциально однороден православной вере русского народа — основой его Бердяев определил все ту же мессианскую идею. Без этой идеи рушилось бы все здание русской историософии как явления русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Алла Викторовна Кирилина, Мария Томская Отечественные записки. 2005.  № 2.
Становление и интенсивное развитие гендерных исследований в лингвистике приходится на последние десятилетия ХХ века, что связано со сменой научной парадигмы в гуманитарных науках под влиянием постмодернистской философии. Новое понимание процессов категоризации, отказ от признания объективной истины, интерес к субъективному, к частной жизни человека, развитие новых теорий личности, в частности теории социального конструктивизма, привели к пересмотру научных принципов изучения категорий этничность, возраст и пол, интерпретировавшихся ранее как биологически детерминированные. Новый подход потребовал и применения новой терминологии, более точно соответствующей методологическим установкам исследователей, что и стало причиной введения в научное описание термина гендер, призванного подчеркнуть общественно конструируемый характер пола, его конвенциональность, институциональность и ритуализованность. Этот подход естественно стимулировал изучение лингвистических механизмов проявления гендера в языке и коммуникации. В этом же направлении подталкивала ученых и феминистская критика языка, которую ряд исследователей относит к одной из составляющих постмодернистской философии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Виталий Куренной Отечественные записки. 2003.  № 4.
Развлекательная роль медиа хорошо иллюстрирует протеевский характер их функций, когда, например, за фасадом развлечения обнаруживается политическая и социальная идеология. В этой ситуации постоянного перекодирования одних функций в другие, вызванной действием внешних по отношению к самим СМИ универсализированных подсистем, практически невозможно говорить о какой бы то ни было автономии «четвертой власти». Лишь испытывая давление и решая задачи, поставленные другими институтами, эта кровеносная система современного общества способна нормально функционировать. Она не обладает самоорганизующейся логикой, которая позволяла бы ей претендовать на автономную самостоятельность. Только жесткие корпоративные правила, продиктованные рыночной системой отношений, могут заставить, например, «честно» функционировать систему деловых новостей, способных тем самым зарабатывать на своем авторитете и репутации. И если мы когда-нибудь и сможем рассматривать СМИ как достаточно устойчивый и относительно автономный субъект, то это произойдет, по-видимому, не раньше, чем они смогут миновать длительный нормализующий период подчинения тем формам универсализации, по отношению к которым они сами есть всего лишь средство.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Роман Ганжа Отечественные записки. 2004.  № 2.
Существует ли государство? Ответ, казалось бы, очевиден, если речь идет об элементах объема общего понятия «государство». Представьте, сколь безрассудно и самонадеянно было бы отрицать существование такого, например, объекта, как «Россия», несмотря на то что это идеальный объект. С другой стороны, вопрос может касаться существования Государства с большой буквы и звучать так: «Пребывают ли так называемые “государства” именно в форме Государства? Существуют ли они государственным образом? И если нет, то как можно говорить о Государстве вообще?» Именно этот вопрос будет нас занимать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Виталий Куренной Отечественные записки. 2001.  № 3.
Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом европейской культуры. Причем феноменом уникальным, поскольку ей можно найти лишь приблизительные аналоги в других культурах, имевших иногда довольно высокоразвитые системы прикладных знаний и техник. Генезис науки тесно связан с историей западноевропейской философии, в рамках которой зарождается как дедуктивный способ математического доказательства (приписываемый Пифагору, который, собственно, и стал употреблять сам термин «философия»), так и первые подходы к объяснению природы (у античных «физиологов»). Сформировавшийся у греков теоретический тип отношения к миру, существо которого состоит не в получении непосредственных прикладных результатов, а в удовлетворении интеллектуальной потребности познания, сохраняется впоследствии в рамках средневекового миросозерцания в виде законченных и, как предполагалось, совершенных систем знания, подтверждающих истины Откровения силами «естественного разума». В этот период складывались и развивались начала многих методических подходов, которые, однако, гармонизировались со средневековой религиозной картиной, будучи вписаны в рамки теологических норм. Представление о Средних веках как потерянном для науки времени является, конечно, неверным (своим существованием оно обязано усилиям гуманистов Возрождения).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Владимир Васильевич Миронов Отечественные записки. 2002.  № 2.
Но только на филологической культуре, т. е. на овладении языком (в широком смысле), гуманитарную компоненту образования фундировать невозможно. Необходима еще и философия. Однако в школе ее не следует изучать как некую отдельную дисциплину в ее университетском варианте. Ее назначение в школе в том, чтобы обеспечить развитие синтетичной культуры мышления. Конечно, речь не идет о преподавании школьникам систематического курса философии в сжатом виде. В принципе достаточно взять любую часть философии, чтобы привить навыки синтетического философского мышления. Если в школе лучше дается этика, то ничего иного и не надо, через этику можно дать все. Обобщающие учебники философии в школе будут даже вредны. Лучше заменить их словарями, хрестоматиями. Может быть, этот предмет в школе следует называть даже не собственно «философией», а, например, «основами миропонимания», суть от этого не меняется — философия должна придти в школу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Виталий Куренной Отечественные записки. 2002.  № 1.
Проблема взаимоотношения философии и образования имеет два теоретических аспекта. Один из них тематизируется по преимуществу самими философами и может быть понят как вопрос об отношении философии к образовательному процессу и уже — к институционализированным формам своего существования (поскольку в силу ряда исторически сложившихся обстоятельств таковыми являются главным образом образовательные институты). Второй аспект — это привлечение некоторых точек зрения, аргументов и концепций, которые можно назвать «философскими» и которые — по своему функциональному назначению — призваны обосновать (легитимировать) определенные элементы образовательных стратегий или же структуру таковых в целом. Эта функция философских высказываний обычно объясняется тем, что именно философия формирует ряд предельных понятий (таких, например, как «человек», «общество», «образование»). Исходя из этих понятий строится представление о сущности и целях образования, что, в свою очередь, позволяет педагогике, психологии образования и т. д. вырабатывать способы и методы достижения этих целей. При этом указанное представление не обязательно должно эксплицитно выражаться философом, но всякая система образования или трансформация таковой явно или неявно производится на основании определенного рода «философских» допущений.
ресурс содержит прикрепленный файл