Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Логос

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Олег Васильевич Кильдюшов Логос. 2007.  № 5. С. 21-53. 
Тема не-интенциональных последствий интенционального действия, являющаяся важным элементом современной социальной теории, имеет свою собственную и долгую традицию в истории идей. Она привлекала внимание многих мыслителей задолго до того, как социология и социальная философия институционализировались в качестве отдельных дисциплин. Общим местом в историко-теоретическом развитии данного тематического комплекса является представление о том, что «смысл» индивидуальных действий в социальном контексте выходит за пределы индивидуальных интенций, а иногда может саботировать их.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-07-2010
Ричард Рорти Логос. 2008.  № 4. С. 111-119. 
Когда-нибудь историки идей смогут сказать, что XX столетие было столетием, когда профессора философии перестали задаваться дурными вопросами — вопросами, вроде «что существует на самом деле?», «каковы охват и пределы человеческого знания?» и «как язык связан с реальностью?» Эти вопросы предполагают, что философией можно заниматься неисторически. Они опираются на ошибочное представление, что рассмотрение наших существующих практик способно привести нас к пониманию «структуры» всех возможных человеческих практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Александр Львович Доброхотов Логос. 2009.  № 3. С. 115-121. 
Знаменательный для русской философии 1922 год был также важной вехой в творчестве Л. П. Карсавина. В свет выходит его первая большая книга «Noctes Petropolitanae», а петроградский журнал «Мысль» публикует работы чрезвычайно концентрированного содержания «О свободе» и «О добре и зле». Ниже будут рассмотрены те аспекты статьи «О свободе», которые позволяют сравнить идеи Карсавина с темпоральными интуициями Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Виктория Лысенко Логос. 2009.  № 3. С. 122-134. 
В России Щербатского по праву считают пионером сравнительной философии (во Франции эта роль отводится Полю Массону-Урселю). Главным вкладом Щербатского в развитие европейской буддологии было выдвижение на первый план в изучении буддизма его философии, и прежде всего — эпистемологии и логики. Он видел свою задачу не просто в исследовании и введении в научный оборот буддийских философских текстов, но и в том, чтобы привлечь к буддийской мысли внимание профессиональных западных философов и, по его собственным словам, «сделать имена Дигнаги и Дхармакирти настолько же нам близкими и дорогими, насколько близки и дороги нам имена Платона и Аристотеля, или Канта и Шопенгауэра». Среди «близких и дорогих» имен западных философов, с которыми он сравнивал буддийских мыслителей, было и имя Анри Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Евгений Рашковский Логос. 2009.  № 3. С. 155-162. 
В литературе много (и чаще всего голословно) говорится о том, что философское влияние трудов Бергсона на Тойнби было одним из определяющих. Но что стояло за этим влиянием? — Думаю, не только потребность британского историка создать новую философию истории (я бы позволил себе выразиться скромнее: теоретическую историологию), которая сумела бы откликнуться на новые данные исторической науки и на новые вызовы живой истории, но и понимание того обстоятельства, что к началу ХХ столетия (я уж не говорю о периоде Первой мировой войны со всеми ее последствиями) изрядно истощил себя традиционный дискурс и академической философии, и академической историографии. Во всяком случае, речь шла о преодолении устаревшего — по существу позитивистского — академического языка социогуманитарного знания ради освоения нового уникального опыта и жизни, и мысли.155
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев Логос. 2006.  № 6. С. 21-67. 
Обыденный смысл «абсурда» и «бессмыслицы», скорее, склоняют мысль к их отождествлению с чем-то ложным. Однако если задаться специальной целью и систематически исследовать синонимическое поле бессмыслицы, то обнаружится, что если бессмыслица и ложь, то какая-то очень странная ложь. Причем настолько странная, что вполне могла бы сойти и за странную истину. Логическая наука тоже протестует против простого отождествления бессмысленного с ложным. Задачей настоящей статьи является как раз попытка сопоставить трактовки речевых бессмыслиц, развиваемые из перспективы разных дисциплин, а именно, логики, феноменологии и лингвистики. Мы ставим перед собой скромную задачу экспозиции ряда идей, не вдаваясь в их подробный сравнительный анализ. Однако даже такой опыт может оказаться полезным для специального исследования речевых бессмыслиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2010
Умберто Эко Логос. 2009.  № 6. С. 188-193. 
Именно спорт окажется глубочайшим корнем противоречивостей человека как общественного животного. Здесь общественные взаимоотношения обнаружат нечто, не являющееся человеческим. Здесь станет ясна обманчивая природа классического гуманизма, основанного на греческой антрополалии, основанной, в свою очередь, не только на созерцании, понятии полиса и примате делания, но и на спорте — как предумышленной растрате, как ширме, скрывающей проблему, «болтовню», превращенную в раковую опухоль. Говоря коротко — эта мысль будет пояснена ниже, — спорт представляет собой максимальное искажение «фатической» речи и таким образом, в конце концов, отрицание всякой речи, а следовательно, начало дегуманизации человека или «гуманистическое» открытие идеи человека, обманчивой изначально.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов Логос. 2006.  № 5. С. 118-130. 
Раскол элит на модернизационное (западническое) крыло и традиционалистское, характерный для Центральной и Восточной Европы в недавнем прошлом, уже не актуален. Модернизаторы еще недавно были настроены на воспроизводство в пределах своих национальных территорий зарубежных моделей успешного и устойчивого роста. Ныне же они решают совершенно другие задачи. На первый план выдвигается задача интеграции с развитыми капиталистическими центрами. Раньше этого импульса к интеграции практически не существовало. Нынешнее поколение модернизаторов в большей мере связывают будущее именно с рыночной интеграцией, интернационализацией финансов и с дальней торговлей. В таких условиях, характерный для прошлого раскол элит будет проходить не вдоль властной вертикали, но по горизонтали, то есть по разломам между социальными мирами, регионами, этносами. Революционная перестройка поэтому будет представлять иной тип угрозы, которая уже кое-где реализована — территориальное дробление, процесс «балканизации», подразумевающую возможность последующего переключения на имперские центры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Андрей Дмитриевич Майданский Логос. 2009.  № 1. С. 63-73. 
Категория идеального образует ось, вокруг которой все время вращалась мысль Э. В. Ильенкова. Идеальное и его феномены он считал единственным настоящим предметом философии. Философия — это наука об идеях и идеальном. Другого предмета у нее нет. Категорию идеального — в разных ее постасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в ее собственно логической форме — Ильенков и исследовал в течение всей своей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Виктор Игоревич Молчанов Логос. 2009.  № 3. С. 82-97. 
Каким образом начинается то или иное рассуждение или тот или иной разговор о времени? Каким образом вводится время в философский дискурс, и на каком языке можно говорить о времени? Эти вопросы непосредственно связаны с вопросами о том, какое место занимает время в структуре нашего опыта и существует ли особый опыт времени? Чтобы ответить на эти вопросы, мне представляется необходимым присмотреться к тем процедурам и дескрипциям, с помощью которых Гуссерль и Бергсон вводят понятие времени в свои философские учения, а также к тем видам опыта, на которых они при этом основываются.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-07-2010
Александр Кырлежев Логос. 2008.  № 4. С. 28-33. 
Предлагаемый вниманию читателей текст Джона Милбанка — первая публикация этого автора на русском языке. Текст представляет собой фрагмент (точнее первую главу) одной из тех книг, которые, однажды появившись, занимают прочное место в номенклатуре издателей и книгопродавцев, в научных библиографиях и учебных курсах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Эвальд Васильевич Ильенков Логос. 2009.  № 1. С. 6-62. 
"Диалектика идеального" написана Эвальдом Васильевичем Ильенковым в середине 70-х годов. Предлагаемая читателю "Логоса" исходная версия работы ранее не публиковалась. Машинописная копия сохранилась в архиве А. А. Сорокина, которому ее передал сам Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2010
Курт Флаш Логос. 2009.  № 4-5. С. 247-264. 
Ключевые слова: философия как сфера культуры, историческая оценка, историческая связь, тематическая единица, историческое осмысление, сознание Уже где-то в 1770 году, в самом начале индустриализации, тихую старую Европу начали тревожить приступы новой лихорадки, с частотой примерно в одно поколение, и имя ей — одержимость Средневековьем. После спада активности левого движения, в 1980-е годы, мы видим, как вкус к Средним векам вновь стал воодушевлять создателей романов, фильмов, равно как и заявлений Апостольского Престола. Но к нашему вопросу эта мода на Средневековье и потребность вновь пережить его не имеет почти никакого отношения — мы говорим только об опирающемся на источники исследовании философии Средних веков и, если можно так сказать, о «философском проке» этих занятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2010
Вадим Иосифович Россман, Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 4-5. С. 106-135. 
В диалоге двух философов обсуждаются проблемы природы философского знания, статуса философии в современном мире, а также перспективы ее развития. В центре дискуссии — концепции философии как науки и философии как поэтического творчества, соотношение теоретического и нормативного подходов, иерархия разделов философии. Авторы также обсуждают особенности современной интеллектуальной ситуации, конвергенцию различных традиций, школ и направлений, знаменующую собой наступление своего рода «века сплавов в философии».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2007.  № 1. С. 103-137. 
Мою задачу я и вижу в том, чтобы, во-первых, выявить идеологические и методологические сходства в позициях российских авторов, пишущих о нациях и национализме, во-вторых, раскрыть то, как они отражаются содержательно. Во второй части заметок я позволю себе сделать отдельные содержательные выводы в отношении понятий нации и национализма, которые, на мой взгляд, напрашиваются из изложенной в первой части критики.
ресурс содержит прикрепленный файл