Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

ПОЛИС: Политические исследования

Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1992.  № 6.
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО переживает глубокий кризис ценностей. Он порожден не самим по себе крахом господствовавшей ранее идеологии, не конкуренцией множества имеющих ныне хождение идеологем, а разрушением того поля смыслообразования, в котором все эти идеологемы могли бы стать чем-то большим, чем умственными упражнениями изолированных групп. Суть кризиса — "невписанность" любой возможной деятельности в какой-либо реально существующий или проектируемый строй исторического бытия, обессмысливание всяких человеческих усилий, если они не сводятся к элементарному выживанию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 5.
Предложение постмодернизма в качестве альтернативной парадигмы постсоветских исследований должно, разумеется, быть объяснено и обосновано. Во-первых, надлежит показать, какие явления, обстоятельства, процессы постсоветской жизни, не укладывающиеся в “транзитологические” схемы (или преподносимые в качестве “случайных” издержек транзита), адекватны постмодернистскому мировидению и высвечиваются им как “знаковые” для российского посткоммунизма. Во-вторых, необходимо разобраться с тем, что дал уже имеющийся опыт постмодернистских интерпретаций посткоммунизма (накопленный на Западе, но не только там). В-третьих, нужно сконструировать “модель постмодернизма”, способную служить инструментом изучения и объяснения посткоммунистических реалий, что в известном смысле потребует преодоления его самопонимания. Ведь сам постмодернизм ориентирован вовсе не на “объяснение”, тем более – не на объяснение фактов как таковых, и нам предстоит выявить те его эвристические возможности как политической теории, которые он за собой отрицает, исходя из целевой установки на деконструкцию современного знания (в первую очередь – систематической теории).
Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1994.  № 3.
Интерес к истории либеральной мысли — за рамками сугубо академических философских штудий — возможен при условии, что в ее постижении ухватывается, рефлектируется некая существенная проблема, не решенная Современностью, но воспроизводимая ею. В этом смысле либерализм не интересен для политической философии (хотя может быть привлекателен для пропаганды или политологического описания механизмов функционирования "либеральных" систем) и если он уже состоялся, воплотившись в действительности, пусть с оговоркой "в принципе и в основном", и если он безнадежно устарел. В первом случае он предстает проблемой не на уровне всеобщего, знание о котором и есть философия, а лишь на уровне особенного — с точки зрения возможностей применения уже реализованной модели к странам или сферам общественной жизни, еще не "либерализованным" в силу специфических обстоятельств. Во втором случае он вообще заслуживает внимания в той мере, в какой он "снят" позднейшими формами мысли, несущими в себе нерешенные проблемы Современности. Таким образом, актуальность либерализма для политической теории доказуема лишь при условии, что либерализм, во-первых, является становящейся мыслью, во-вторых, его становление соразмерно и соответственно движению некоторой сущностной проблемы Современности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1997.  № 2.
Под типами политической философии мы понимаем разные варианты осуществления нравственно-теоретического отношения к "массовому сознанию" в его политическом измерении, или, по Грамши, к "фольклору", критики его и соответствующих ему практик общественной жизни. Речь, таким образом, пойдет не о "теоретических школах", методологических традициях (типа кантианства, марксизма, утилитаризма, прагматизма...) и т.п., а о разных формах и способах артикуляции сознания "мы", для которых те или иные "школы" и традиции создают разные возможности и предпосылки, но которые, тем не менее, остаются особым срезом политико-философского процесса. Различные версии, к примеру, марксизма могут в качестве вариантов артикуляции "мы" больше расходиться между собою, чем с соответствующими — по принципу "избирательного сродства" — версиями экзистенциалистской феноменологии или позитивистского сциентизма. Типы политической философии различаются прежде всего тем, как и что они понимают под артикулируемым каждым из них "мы".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1997.  № 1.
Метод есть способ формирования знания. В случае политической философии он есть способ постижения того, как образуется и развивается политическое. В первой части данной лекции отмечалось, что "рассмотрение предмета в качестве политического делает его политическим предметом". Следовательно, чтобы знание о политическом было адекватным, способ его формирования не может быть отличным от того способа рассмотрения предметов, который делает их политическими. Или иными словами: способ формирования политико-философского знания есть артикуляция смыслов и ориентаций сознания, которое в своем деятельном осуществлении создает политическое.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2010
Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1996.  № 6.
Но если саму возможность научиться политической философии мы связываем с определенным отношением к действительности, то нужно прояснить, о каком отношении идет речь. Отвлеченно это отношение можно определить как познавательное. Политическая философия познает, как действует человек в качестве политического человека, какие возможности для такого действия имеются в тех или иных обстоятельствах и какие факторы препятствуют ему, сужая или разрушая политическое измерение человеческого существования. Однако более точно политическую философию следовало бы определить как такое познание, которое является духовно-практическим отношением к действительности, предполагающим при своем осуществлении изменение и познающего субъекта, и (так или иначе) тех, кому адресован продукт познания.
ресурс содержит прикрепленный файл