Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Логос

Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев Логос. 2006.  № 6. С. 21-67. 
Обыденный смысл «абсурда» и «бессмыслицы», скорее, склоняют мысль к их отождествлению с чем-то ложным. Однако если задаться специальной целью и систематически исследовать синонимическое поле бессмыслицы, то обнаружится, что если бессмыслица и ложь, то какая-то очень странная ложь. Причем настолько странная, что вполне могла бы сойти и за странную истину. Логическая наука тоже протестует против простого отождествления бессмысленного с ложным. Задачей настоящей статьи является как раз попытка сопоставить трактовки речевых бессмыслиц, развиваемые из перспективы разных дисциплин, а именно, логики, феноменологии и лингвистики. Мы ставим перед собой скромную задачу экспозиции ряда идей, не вдаваясь в их подробный сравнительный анализ. Однако даже такой опыт может оказаться полезным для специального исследования речевых бессмыслиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 2. С. 96-121. 
В настоящей статье рассматриваются некоторые философские вопросы, непосредственно связанные с понятием истинностного значения и проясняется важность этого понятия для современной логики и философии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Василий Юрьевич Кузнецов Логос. 2009.  № 2. С. 136-150. 
Каким образом присутствующий текст мог бы указывать сам на себя или, точнее, обозначать свое собственное присутствие? А каким образом он мог бы попытаться скрыть это? Если текстуру текста (этимологически оправданно) уподобить полотну картины, то полная прозрачность (до невидимости) означающего (подобно экрану или окну) прямо доставляла бы означаемое — ситуация, практически недостижимая: посредством языка ничего невозможно представить непосредственно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Петр Сергеевич Куслий Логос. 2009.  № 2. С. 67-83. 
В философии языка принято выделять имена как отдельный класс терминов, имеющих специфические отличия от всех остальных языковых единиц. Имена, как и многие другие термины, указывают на объекты. Однако, в отличие от других терминов, имена связаны с объектами особым образом. Можно признать, что важная отличительная особенность имен заключается в том, что они являются своего рода ярлыками, указывающими на объекты. Сами по себе они не имеют никакого детерминированного значения. И именно в этом заключается их особенность как указывающих терминов языка, и, видимо, именно поэтому имена, как правило, не входят в толковые словари, а приводятся в отдельных справочниках.  
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Александр Леонидович Никифоров Логос. 2009.  № 2. С. 84-95. 
Как известно, условными контрфактическими называют высказывания, противоречащие фактам, говорящие о том, чего заведомо нет, и выражаемые предложениями, стоящими в сослагательном наклонении. Такого рода высказывания широко используются и в повседневной жизни, и в науке (например, в мысленных экспериментах), и в художественной литературе. В последние десятилетия особенно широкое распространение получили конструкции «Если бы…, то…» в работах историков. Выходят многочисленные исследования, посвященные «альтернативной истории», «экспериментальной истории», «виртуальной истории», «несостоявшейся истории» и т. п. В основе всех этих и иных исследований подобного рода лежит конструкция условного контрфактического высказывания. Поэтому логико-семантический анализ таких высказываний представляется достаточно важным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Дмитрий Владиславович Иванов Логос. 2009.  № 2. С. 122-135. 
В ХХ столетии в философии сознания доминировали физикалистские теории сознания: логический бихевиоризм, теории тождества, функционализм. Однако в последние десятилетия эта ситуация изменилась. В философии сознания появился ряд аргументов, демонстрирующих ограниченность физикалистских позиций и возможность дуалистических и эпифеноменалистических теорий. Одним из таких аргументов является предложенный австралийским философом Фрэнком Джексоном аргумент знания (the knowledge argument). В настоящей работе я не собираюсь отстаивать физикалистскую или дуалистическую позицию, аргументируя «за» или «против» идей Джексона. Скорее, я попытаюсь выявить, что именно в этом аргументе является угрозой для физикализма. И насколько серьезна эта угроза? О чем идет речь в аргументе знания? Что ускользает от физикализма?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2010
Лолита Макеева Логос. 2006.  № 6. С. 3-20. 
В XX веке на смену построения метафизических систем, претендующих на раскрытие глубинной структуры бытия или реальности, пришло осознание того, что философия с помощью доступных ей средств концептуального анализа может давать нам не непосредственное описание реальности как таковой, а описание того, как мы мыслим о реальности или как воспринимаем ее. Этот сдвиг в понимании природы и задач философского исследования в значительной мере затронул и аналитическую философию. Однако в ней в силу происшедшего «лингвистического поворота» был совершен еще один шаг в наметившемся направлении: был сделан вывод о том, что поскольку мышление можно анализировать только через «призму» языка, который служит средством его выражения, основу философского познания, и прежде всего познания, направленного на выявление «строения» и «содержимого» реальности, составляет философия языка, описывающая способы обозначения, свойственные различным видам лингвистических выражений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-03-2010
Владимир Калиниченко Логос. 1994.  № 6.
Встреча с Мамардашвили это неоценимый дар и уникальное жизненное событие. Но дар еще не привилегия в понимании. Событие встречи лишь означает: мы уже вменяемы относительно его присутствия и теперь всегда-уже-после него, если это действительно встреча с Философом Мерабом Мамардашвили. Именно эта встреча держит меня в особом переживании образа, который постоянно становится в центре моего понимания.
ресурс содержит прикрепленный файл