Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 24-01-2012
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 6-17. 
В статье рассматриваются подходы в новой институциональной экономической теории (НИЭТ), послужившие основой для политики реформирования бюрократии, получившей название «Новый государственный менеджмент» (НГМ). Показано влияние НИЭТ на понимание сущности бюрократии как механизма управления трансакциями в общественном секторе и обоснование трансформации инструментария механизма государственного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Владимир Васильевич Мельников, Илья Николаевич Карелин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 100-115. 
Статья посвящена обоснованию целесообразности использования государственной контрактной системы РФ в качестве механизма проактивной экономической политики. Предлагается анализ ряда работ, которые рассматривают в качестве важного инструмента регулирования стимулирование расходов посредством государственной контрактной системы, например при построении национальных инновационных систем, научно-техническом развитии, моделировании структуры экономики, а также решении социальных проблем. Предлагается эмпирический анализ роли государственной контрактной системы России с точки зрения ее влияния на развитие региональных экономик за период 2012–2019 гг. Подтверждается наличие систематически значимой связи между объемами финансирования государственных закупок, осуществляемых в рамках КС РФ, и доходами региональных бюджетов. Динамика коэффициентов эластичности, характеризующих взаимосвязь объемов финансирования государственных и муниципальных закупок в рамках государственной контрактной системы Российской Федерации и отдельных групп налогов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации за период 2012–2019 гг. говорит об экономической целесообразности роста расходов на закупки с точки зрения обеспечения бюджетов собственными средствами. Выявлено позитивное влияние государственных и муниципальных закупок на уровень занятости в регионе и уровень инновационной активности организаций, а следовательно, подтверждается потенциал КС РФ с точки зрения проведения социальной и инновационной политики, что соответствует международным оценкам. Делается вывод о целесообразности использования бюджетной и контрактной системы в совокупности в качестве проактивного механизма экономической политики, обеспечивающего создание эффективных хозяйственных порядков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2011
Кирилл Сергеевич Саблин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 4. С. 30-39. 
Рассматривается деятельность бюрократических аппаратов государств развития, реализующих модернизационные проекты. В зависимости от институциональной среды, «производительной» или «непродуктивной», у бюрократических аппаратов могут доминировать как «хищнические» черты, так и черты «веберианской» бюрократии. Как показывает опыт зарубежных стран, наиболее эффективными бюрократическими аппаратами являются консолидированные бюрократические аппараты с преобладанием персонализированных внешних связей (Южная Корея и Тайвань) и фрагментированные бюрократические аппараты с доминированием деперсонифицированных внешних связей (Ирландия и Финляндия).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Екатерина Андреевна Круглова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 99-108. 
В статье поднимается проблема неоперациональности определения государства, основанного исключительно на преимуществе в применении насилия на определенной территории, которое используется как базовая дефиниция в рамках российской школы новой институциональной экономической теории. Традиционное определение не позволяет исключить из анализа организации, не являющиеся государствами, но обладающие признаком территориального преимущества в применении насилия. Это создает сложности, так как размывает предмет исследования в работах, где им является государство. Автор предлагает дополнить определение, введя в него дополнительные признаки: легитимность и суверенитет. Новое операциональное определение позволяет исключить из анализа те организации, которые не являются государством, хотя и обладают похожими признаками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2016
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 102-115. 
В статье представлен подход к оценке влияния степени развитости институциональной среды на успешность реформ в сфере государственного управления. Показаны индикаторы, позволяющие охарактеризовать степень развитости институциональной среды, в частности, уровень защиты прав собственности, развитости политической конкуренции, гражданского общества, коррупции, доверия в обществе. В зависимости от элементов политико-административной системы и социокультурных факторов, определяющих траекторию реформ, продемонстрированы альтернативы целей и рассмотрены отдельные показатели, характеризующие последствия реформ для стран ОЭСР. С точки зрения классификации результатов акцент сделан на наблюдаемых количественных результатах операционного типа, в частности на динамике расходов расширенного правительства и уровне занятости государственных служащих по отношению к занятости в экономике в целом. Показаны институциональные проблемы реализации реформ в странах с переходной экономикой, в частности недостаточный уровень развитости бюрократического этоса, слабость рыночной среды и недостаточный уровень внешнего давления на качество государственных услуг. Отмечена значимость для успеха реформ культурных и системных изменений внутри государственного аппарата, что влияет на удовлетворенность граждан качеством государственных услуг. Отмечено, что предварительная формализация всего государственного сектора, формирование бюрократии веберианского типа являются важнейшими условиями успешности реализации концепции нового государственного менеджмента. Выделены факторы, определяющие выбор страноспецифической модели государственного управления. Предложены в качестве детерминант выбора уровень развития «мягкой инфраструктуры», с одной стороны, и наличие ресурсных и институциональных возможностей для улучшения эффективности и качества государственного управления - с другой. Как потенциальные исходы рассмотрены идеальные модели государств (компактное, производящее, координирующее) и обозначены условия для провалов государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-10-2020
Наталья Александровна Екимова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 3. С. 42-59. 
В статье рассмотрен опыт функционирования важного института регионального развития – агентств регионального развития (АРР) – на примере трех регионов Великобритании: Уэльса, Шотландии и Англии. Исследованы особенности их становления и развития в Великобритании, продемонстрированы успехи и провалы, показана их роль в развитии регионов. Ретроспективный анализ деятельности АРР позволил установить их зависимость от правящей политической партии. Настроенные на усиление государственного вмешательства в экономику лейбористы способствуют развитию АРР, в то время как консервативная партия, выступающая за расширение частного сектора, стремится сократить их полномочия. Одно из наиболее ярких доказательств данного утверждения – АРР Англии, которые были созданы во времена правления лейбористов и по политическим мотивам полностью ликвидированы консерваторами с целью сокращения бюджетных расходов, несмотря на их эффективную работу в отдельных регионах Англии. Еще одна выявленная особенность функционирования АРР в Великобритании заключается в том, что их эффективность обратно пропорциональна уровню развития региона: чем больше проблем у региона, тем эффективнее деятельность АРР. В настоящее время в рассматриваемых регионах Великобритании АРР действует только в Шотландии. При этом наиболее эффективной является деятельность агентства развития высокогорной и островной части Шотландии «Highlands and Islands Enterprise». Опыт Великобритании наглядно демонстрирует, что при принятии решения об использовании такого института экономического роста как АРР необходим индивидуальный подход, учитывающий специфику конкретного региона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2012
Марина Юрьевна Малкина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 48-58. 
В статье рассматриваются институциональные особенности функционирования системы государственных финансов в России, препятствующие принятию эффективных с точки зрения общества решений при распоряжении общественными ресурсами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Юлия Дмитриевна Родионова, Андрей Александрович Яковлев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 95-114. 
В данной работе на основе двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности 2014 г. и 2018 г. мы проанализировали характеристики предприятий, получавших государственные заказы, а также динамику изменений в доступе к госзаказам после ужесточения внешних условий для российской экономики на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. Проведенный анализ показал, что в 2016–2017 гг. в обрабатывающей промышленности госзаказы имели практически половина (45%) крупных и треть средних фирм. Однако среди малых фирм, принявших участие в опросе, только 22% получали госзаказы, несмотря на декларированную политику поддержки малого предпринимательства. В отличие от 2013 г., в посткризисный период не было выявлено существенных различий в доступе к госзаказу для предприятий с государственным участием и без него. Наряду с этим государство стало предъявлять больше требований к раскрытию предприятиями информации о структуре собственности. Членство в бизнес-ассоциациях давало преимущества в доступе к госзаказам для средних и крупных предприятий, но этот эффект отсутствовал для малых фирм. В целом на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. для всех типов предприятий в посткризисный период сохранилась схема взаимодополнения прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, а для малых предприятий более выраженными стали проявления «модели обменов» между властью и бизнесом, то есть чаще получали госзаказы малые предприятия, которые оказывали помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Виктор Сергеевич Мартьянов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 51-68. 
Современный капитализм по инерции, заданной А. Смитом, описывается как конкуренция на свободных рынках. Такая историческая модель работала, пока рынок расширялся, а доступных ресурсов становилось все больше. Это позволяло поддерживать политический порядок социального государства, инициированный широкими социальными движениями, как формы эгалитарного внеэкономического распределения ресурсов, смягчающей порождаемые рынком неравенства и классовые противоречия. Однако после того, как капитализм охватил весь мир, он стал все более подвержен кризисным явлениям: конкуренция обостряется, рынки спроса/сбыта не расширяются, технологический прогресс создает растущую структурную безработицу, экономический рост в результате завершения глобального перехода деревня-город стагнирует, ресурсы всех периферий практически исчерпаны. В результате усиливается национализм и протекционизм, глобальная центр-периферийная поляризация нарастает, а на горизонте будущего возникает образ недемократического и неэгалитарного общества без экономического роста и массового труда, но с растущими опасными классами прекариата и безработных, которые требуют все больших объемов централизованных государством ресурсов для поддержания своей жизнедеятельности. Вследствие этих процессов рыночная модель капитализма постепенно трансформируется в государствоцентричную, где основным мотивационным фактором вместо рыночной погони за прибылью становится поиск ренты или передел рынков внеэкономическими способами. В подобном контексте ключевым экономическим субъектом становится государство, распределяющее ресурсы внерыночными способами среди иерархии рентных групп, образующих каркас новой структуры политического сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2020
Антон Павлович Казун, Анастасия Дмитриевна Казун Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 1. С. 128-143. 
В настоящей статье анализируется влияние экономических и политических институтов на внимание ведущих печатных СМИ стран Большой двадцатки к политическим лидерам. На основе ресурса Factiva, содержащий тексты публикаций 35 тысяч СМИ из 159 стран мира, была собрана база данных о числе упоминаний лидеров стран в пяти ведущих изданиях всех стран Большой двадцатки за 2018 г. Кроме того, мы используем данные Institutional Quality Index для оценки качества институтов в изучаемых нами странах. Исследование выполнено с использованием теории глобального новостного потока и концепции политической персонализации. Мы показываем, что внимание к лидерам стран с хорошими экономическими институтами выше, чем к лидерам стран с плохими экономическими институтами. Однако связь с политическими институтами обратная: больше внимания получают лидеры стран с плохими политическими институтами. Кроме того, результаты показывают, что СМИ стран с более развитыми экономическими институтами реже упоминают лидеров стран с менее развитыми экономическими институтами. Но для различий в политических институтах ситуация обратная: СМИ стран с более развитыми политическими институтами чаще упоминают лидеров стран с плохими политическими институтами. Можно сделать вывод о том, что лидеры авторитарных стран стремятся участвовать в формировании повестки дня и добиваться более высокого уровня внимания к себе вопреки экономическим факторам. Настоящее исследование дополняет теорию глобального новостного потока указанием на то, что политические факторы имеют не меньшее значение в формировании международной повестки дня, чем экономические.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Иван Методиев Аймалиев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 62-75. 
Для существования и процветания коррупции в общественном секторе необходимо, чтобы бюрократия обладала определёнными структурными характеристиками, облегчающими криминальное поведение. Хотя бюрократия уже достаточно хорошо изучена, тем не менее до сих пор неясно, как её структура создаёт условия для девиантного поведения. Учитывая недостаточную изученность сферы военизированной бюрократии и пагубные последствия ее коррупции для социального и экономического развития, а также для (интер) национальной безопасности, статья отвечает на вопрос: «Как и почему структура полицейской бюрократии облегчает коррупцию?» Для ответа на этот вопрос мы рассматриваем организационные и тайные сети, а также теории организованной преступности и тестируем их с помощью условных единых графов на базе данных, включающей в себя формальные иерархические структуры современных полицейских сил в России и Соединённых Штатах. Мы показываем, что, несмотря на то, что они работают в очень разных институциональных режимах, полицейские управления Москвы и Лос-Анджелеса имеют схожие структурные характеристики. Полицейская бюрократия эффективна в выполнении сложных задач, но это та сфера, в которой можно очень легко скрыть свои действия. Здесь создаётся множество соблазнов и возможностей для коррупции. И, наконец, мы показываем, что полицейские организации – это неоднородные сети, чрезвычайно чувствительные к коррупционному давлению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2020
Юлия Дмитриевна Родионова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 1. С. 160-176. 
В работе на данных массового онлайн опроса представителей поставщиков, проведенного ИАПР НИУ ВШЭ в 2017 г., были проанализировали стратегии разрешения конфликтных ситуаций применительно к сфере госзакупок. Специфика данной сферы заключается в присутствии государства как доминирующей стороны контрактных отношений и вытекающих из этого различий в оценках шансов защитить свои интересы в суде и эффективности судебных механизмов урегулирования конфликтов. При этом в данной работе мы исходили из того, что поставщики различаются не только по применяемой ими практике урегулирования конфликтных ситуаций после заключения контракта, но и по типу поведения, определяющему выбор каждой стратегии. Результаты опроса показали, что большинство поставщиков предпочитают разрешать конфликты в госзакупках, используя внесудебный механизм переговоров с заказчиками, тогда как к судебному разбирательству прибегают только 31% респондентов. При этом 37% респондентов предпочитают исключительно внесудебный механизм переговоров с заказчиком и лишь 4% поставщиков прибегают только к судебному разбирательству. Около трети респондентов придерживаются «бесконфликтной» стратегии, а чуть меньшая доля поставщиков (27%) использует смешанную стратегию, включающую в себя оба способа разрешения конфликтов в госзакупках. В то же время реже обращаются в суд как формальную инстанцию и реже используют переговоры с заказчиком поставщики, которые активно участвуют в поставках по госзаказам и имеют устойчивые неформальные связи с заказчиками. В статье предлагается возможное объяснение выявленных закономерностей в поведении поставщиков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2013
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 2. С. 136-147. 
Курс «Институциональные аспекты административной реформы», базирующейся на неоинституциональном подходе, способствует развитию теории и практики институционального анализа реформ в общественном секторе и предназначен для студентов специальности «Экономическая теория», «Государственное муниципальное управление», а также может использоваться для подготовки других экономических и управленческих направлений в рамках бакалавриата и магистратуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2011
Т В Меркулова, Екатерина Юрьевна Кононова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 4. С. 47-58. 
Рассмотрены дефиниционные аспекты терминов «электронное правительство» и «электронное управление» в рамках новой модели государственного управления. Сделан международный обзор практических шагов институционализации электронного правительства, в т.ч. в Украине. Представлены результаты статистического анализа показателей, характеризующих уровень развития электронного правительства в странах мира (анализ проведен с помощью сетей Кохонена), охарактеризовано положение и перспективы Украины в этом процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2018
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 72-89. 
Институциональные реформы российской армии оказывают влияние на условия и механизмы профессионализации сознания военнослужащих, на их ценностные установки и трудовые стратегии. Повышение в несколько раз оплаты труда военнослужащих, льготы по обеспечению жильем, медицинское обслуживание и пр. позволяют военным претендовать на особое социальное положение по сравнению с гражданским населением. Военные реформы расширяют возможности социальной мобильности в армии, а профессия военнослужащего снова становится конкурентоспособной. Результаты исследований среди офицерского состава ВС РФ и военных, проходящих службу по контракту (массовые опрос 470 военных в Москве и 256 – в Ростове-на-Дону, глубинные интервью с 15 офицерами) показывают позитивную динамику социостатусных позиций военнослужащих в российском обществе. В настоящее время среди военных крупных городов можно фиксировать совмещение прагматических ориентаций с комплексом специфических ценностей (воинский долг, патриотизм, товарищество, отношение к собственной профессии как призванию), которые образуют основу военно-корпоративной идентичности. Механизмами усиления корпоративной профессиональной идентичности выступает династийность (пополнение данной профессиональной группы преимущественно выходцами из семей военных) и возможности социальной мобильности, что привлекает представителей малообеспеченных семей и жителей сельских территории. Материалы исследования показывают большую степень профессионализации сознания московских военнослужащих и рост прагматических ориентаций в работе, нейтральную оценку престижа военной профессии и более высокую удовлетворенность качеством своей жизни. Профессиональная идентичность важная, но не приоритетная составляющая их самоопределения. Для ростовских военных более значимыми являются гражданско-патриотические и материально-денежные параметры профессиональной деятельности. Военная идентичность является осевой характеристикой их самосознания. Однако притязания касательно значимости их труда не совпадают с оценкой ростовскими военными уровня своей социально- экономической обеспеченности. Таким образом, переход к модели профессиональной армии предполагают смещение акцентов с героико-патриотических оснований идентичности военнослужащих к росту рационально-профессиональных ориентаций. В столице данный вектор трансформации является более выраженными, чем в южно-российском регионе. А в условиях кризисных явлений в экономике и до конца не решенных вопросов модернизации армии вызывает несоответствие ожиданий на привилегированное положение военных и реальной практикой их социально-экономического обеспечения.
ресурс содержит прикрепленный файл