Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии

Выпуск N5 (73) за 2004 год

Опубликовано на портале: 09-11-2006
Юрий Александрович Левада Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 9-18. 
При интерпретации данных изучения общественного мнения самым простым и тривиальным представляется сопоставление позиций "большинства" и "меньшинства": большинство поддерживает, возражает, доверяет, не одобряет и т.д.; меньшинство, соответственно, придерживается противоположных мнений. Тем самым исследуемая совокупность как бы заведомо разделяется на две обособленные части, которым приписываются определенные свойства, предпочтения, установки и пр., т.е. происходит конструирование своего рода макросубъектов социальной деятельности. Между тем опыт показывает искусственность и даже опасность такой конструкции, способной вводить в заблуждение как исследователей, так и практических пользователей получаемых данных. В нашем случае основным материалом служат исследования по программе "Советский человек" (1989, 1994, 1999, 2003 гг.), каждое из которых может рассматриваться как представляющее характерный момент социально-политической драмы совокупного, многоликого человека. Первая волна исследования отражает настроения и ожидания, которые были свойственны наиболее бурному и наименее определенному периоду пика, а затем падения ожиданий, связанных с перестройкой (примерно 1988-1991 гг.). Две следующие волны относятся к разным фазам периода "постперестроечных" реформ и катаклизмов (1992—1999 гг.). Последняя волна исследования проведена уже в обстановке "авторитарной стабилизации", провозглашенной в 2000 г. В качестве дополнительного материала по каждому периоду используются также данные других массовых опросов, проводившихся примерно в те же или близкие сроки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 76-78. 
Описание выборки Мониторинга общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 3-8. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - сентябрь 2004). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Владимир Ефимович Гимпельсон, Владимир Самуилович Магун Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 19-36. 
Цель данной статьи — проанализировать существующие сегодня механизмы отбора и продвижения чиновников. Используя данные о молодых государственных служащих, мы постараемся ответить на несколько взаимосвязанных вопросов. Во-первых, с помощью каких каналов и инструментов осуществляется вход в бюрократию? Во-вторых, как молодые чиновники видят свою карьеру? В-третьих, по каким критериям организовано продвижение внутри бюрократических организаций, т.е. как функционируют "лифты", обеспечивающие внутриорганизационную мобильность? В-четвертых, как представления о механизмах карьерного роста влияют на поведение людей в бюрократической организации? И, наконец, в-пятых, насколько молодые чиновники привержены своей организации и госслужбе в целом?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 79-114. 
Выборочные результаты Мониторинга общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Алексей Георгиевич Левинсон, Яков Михайлович Щукин, Ольга Ивановна Стучевская Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 48-62. 
Излагаемые ниже соображения родились у авторов в ходе маркетинговых, социальных и политических исследований ВЦИОМ, а затем Левада-Центра. Изучая практики потребления алкогольных напитков или сигарет, компьютерной техники или мобильной связи, спрос на образовательные услуги или отношение к политическим партиям, мы в последние годы обнаруживали ряд новых и во многом схожих социальных феноменов, между которыми можно усмотреть содержательную и, если угодно, стилевую связь. За этими проявлениями просматривается и, главное, начинает видеть себя единый социальный субъект. Его промежуточное положение на доходной шкале, по словам тех, кто себя к нему относит, служит одним из основных мотивов для использования самохарактеристики с предикатом "средний": "средний слой", "средний класс". Люди, относящие себя к "среднему классу", по их наиболее частым собственным оценкам, которые давались ими в ходе групповых дискуссий на эту тему, составляют 10—15% населения. Но в других случаях — в ситуации массовых опросов, о которых будет идти речь ниже, — к категории "средний класс" себя относят 80% того же населения. Разные группы не случайно используют одинаковые слова, поэтому есть определенный смысл в рамках одной статьи обсудить оба случая такого самоотнесения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Лев Дмитриевич Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 63-75. 
На первый взгляд опросы общественного мнения в России о ее непосредственных соседях — странах, входивших ранее в "социалистический лагерь", свидетельствуют о сравнительном благополучии в этой сфере. Отношения между странами характеризуются россиянами в целом как ровные и спокойные, сдержанные и взаимно благожелательные. От 65 до 75% россиян (в разные годы последнего десятилетия; опросы по общероссийской репрезентативной выборке, см. ниже) высказывают позитивное отношение к жителям восточноевропейских стран или бывших прибалтийских республик СССР. Так, Польшу считают партнером 40% опрошенных россиян, союзником — еще 24, противником — 8, а врагом — 1% (январь 2000 г., N=1600 человек). Открыто негативное отношение обнаруживается лишь у 13-16%, что примерно соответствует обычному уровню открытой массовой ксенофобии в России в ее "холодном состоянии". Схожее, в целом такое же позитивное, мнение о россиянах, хотя менее выраженное, высказывают, со своей стороны, и жители восточноевропейских стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Марина Дмитриевна Красильникова Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 37-47. 
Согласно результатам многочисленных исследований процессов адаптации населения России к социально-экономическим переменам, в последнее десятилетие происходит постепенное увеличение доли тех, кто отмечает относительное улучшение своего положения, по сравнению с началом 1990-х годов. В совокупности доля респондентов, считающих, что в этот период социально-экономические условия их жизни улучшились, сейчас составляет, по разным оценкам, примерно от четверти до трети населения страны.
ресурс содержит прикрепленный файл