Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Выпуски:
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Владимир Васильевич Мельников, Илья Николаевич Карелин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 100-115. 
Статья посвящена обоснованию целесообразности использования государственной контрактной системы РФ в качестве механизма проактивной экономической политики. Предлагается анализ ряда работ, которые рассматривают в качестве важного инструмента регулирования стимулирование расходов посредством государственной контрактной системы, например при построении национальных инновационных систем, научно-техническом развитии, моделировании структуры экономики, а также решении социальных проблем. Предлагается эмпирический анализ роли государственной контрактной системы России с точки зрения ее влияния на развитие региональных экономик за период 2012–2019 гг. Подтверждается наличие систематически значимой связи между объемами финансирования государственных закупок, осуществляемых в рамках КС РФ, и доходами региональных бюджетов. Динамика коэффициентов эластичности, характеризующих взаимосвязь объемов финансирования государственных и муниципальных закупок в рамках государственной контрактной системы Российской Федерации и отдельных групп налогов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации за период 2012–2019 гг. говорит об экономической целесообразности роста расходов на закупки с точки зрения обеспечения бюджетов собственными средствами. Выявлено позитивное влияние государственных и муниципальных закупок на уровень занятости в регионе и уровень инновационной активности организаций, а следовательно, подтверждается потенциал КС РФ с точки зрения проведения социальной и инновационной политики, что соответствует международным оценкам. Делается вывод о целесообразности использования бюджетной и контрактной системы в совокупности в качестве проактивного механизма экономической политики, обеспечивающего создание эффективных хозяйственных порядков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Виталий Леонидович Тамбовцев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 20-36. 
Институциональное направление в экономической науке возникло, как известно, более века назад и в настоящее время получило название «оригинальная институциональная экономическая теория». В середине прошлого века возник альтернативный вариант этого направления, именуемый «новая институциональная экономическая теория». За последние сорок лет в институциональном направлении было заявлено о создании значительного числа новых экономических институционализмов, среди которых выделяются: когнитивный, критический, монетарный, «неполный», «новый новый», общий, постинституционализм, пост-кейнсианский и правовой институционализмы. Данная статья посвящена анализу основных положений перечисленных институционализмов в экономической науке, с целью ответа на вопрос, являются ли они альтернативами ранее созданных оригинальной и новой институциональным экономическим теориям, либо же уточняют те или иные моменты в этих основных институционализмах. Проведенное исследование показало, что наиболее развитая часть возникших в последние десятилетия институционализмов расширяет области и методы исследования внутри либо оригинального институционализма, либо новой институциональной экономической теории, не предлагая оснований, которые выходили бы за рамки оснований названных «базовых» институционализмов. Исходя из этого, в статье сделан вывод, что рост числа институционализмов свидетельствует о развитии «базовых» институционализмов, а не о том, что они исчерпали заложенные в них исследовательские возможности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Юлия Дмитриевна Родионова, Андрей Александрович Яковлев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 95-114. 
В данной работе на основе двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности 2014 г. и 2018 г. мы проанализировали характеристики предприятий, получавших государственные заказы, а также динамику изменений в доступе к госзаказам после ужесточения внешних условий для российской экономики на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. Проведенный анализ показал, что в 2016–2017 гг. в обрабатывающей промышленности госзаказы имели практически половина (45%) крупных и треть средних фирм. Однако среди малых фирм, принявших участие в опросе, только 22% получали госзаказы, несмотря на декларированную политику поддержки малого предпринимательства. В отличие от 2013 г., в посткризисный период не было выявлено существенных различий в доступе к госзаказу для предприятий с государственным участием и без него. Наряду с этим государство стало предъявлять больше требований к раскрытию предприятиями информации о структуре собственности. Членство в бизнес-ассоциациях давало преимущества в доступе к госзаказам для средних и крупных предприятий, но этот эффект отсутствовал для малых фирм. В целом на фоне международных санкций и кризиса 2014–2015 гг. для всех типов предприятий в посткризисный период сохранилась схема взаимодополнения прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, а для малых предприятий более выраженными стали проявления «модели обменов» между властью и бизнесом, то есть чаще получали госзаказы малые предприятия, которые оказывали помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Евгений Всеволодович Балацкий, Наталья Александровна Екимова, Ольга Валентиновна Третьякова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 27-52. 
В статье дается обзор существующих методов оценки, ранжирования и рейтингования научных экономических журналов (НЭЖ) в России и других странах мира – США, странах ЕС и Китае. Для этого дается общая типология аналитических методов, включающая библиометрические, экспертные, сетевые (инвариантные), гибридные и консолидированные алгоритмы оценки качества журналов. Показано, что дифференциация массива периодических изданий может быть выполнена на основе как количественных, так и качественных маркеров. Рассмотрена практика использования так называемых институциональных фильтров, которые представляют собой правила регулирования научной сферы с помощью специализированных инструментов оценки НЭЖ. Продемонстрировано, что устоявшаяся в начале XXI в. тенденция на применение формальных метрик международных баз данных в научной политике несет в себе массу скрытых угроз – от лишения достойного статуса многих российских НЭЖ, не имеющих международной сертификации, но поддерживающих высокие академические стандарты, до разных проявлений проблемы манипулирования и постановки заведомо нереальных целевых ориентиров. Обозначены условия эффективного использования формальных метрик НЭЖ в качестве институциональных фильтров. Обосновано, что имеющийся арсенал аналитических методов оценки качества периодических изданий позволяет уже сегодня осуществить их вполне адекватную и непредвзятую сортировку для исследовательских нужд российских экономистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Вячеслав Витальевич Вольчик, Александр Александрович Жук, Елена Владимировна Фурса Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 135-155. 
Настоящая статья посвящена анализу функционирования неэффективных институтов в сфере высшего образования и науки в России. Эти институты идентифицируются авторами как институциональные ловушки, представляющие собой устойчивые неэффективные правила и практики, негативно влияющие на реформирование исследуемой сферы. Одной из значимых проблем изучения институциональных ловушек и механизмов их преодоления является отсутствие методологической базы систематического институционального мониторинга, который бы предполагал проведение на регулярной основе качественных и количественных исследований, отражающих точки зрения представителей всех сторон, затрагиваемых последствиями проводимых реформ – акторов системы высшего образования и науки. Частично для решения этой проблемы и создания методологической базы для изучения институциональных ловушек в системе высшего образования и науки использовалась глубинные интервью и фокус-групповая методика среди научно-педагогических работников Южного федерального университета. Использование этих методик позволило углубить анализ институциональных ловушек, а также разработать механизмы их преодоления на основе выявления мнения, установок акторов, их конкретного опыта, с помощью групповой дискуссии. Респондентам, участвующим в исследовании, предлагалось к обсуждению шесть институциональных ловушек в сфере образования и науки, ранее идентифицированных авторами: ловушка метрик, ловушка возрастающей бюрократии, ловушка дефицита финансирования, ловушка редукции качества образования, ловушка кадрового потенциала и ловушка цифровизации и электронизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Григорий Германович Попов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 53-67. 
Статья посвящена вопросам мобилизации экономики СССР в период Великой Отечественной войны. Автор на базе архивных материалов и достижений современного историко-экономического анализа предлагает новый метод для определения ВВП СССР в 1940–1945 гг. на основе разработанной А. Милвордом концепции мобилизации экономики. Его применение показывает, что принятые А. Меддисоном и М. Харрисоном оценки ВВП СССР периода Второй мировой войны завышены. На основе расчетов сделан вывод, что рост советской экономики в 1943–1945 гг. был не столь значительным, как принято полагать, так что в 1945 г. советская экономика не достигла довоенного уровня по ВВП. Автор доказывает, что резервы советской экономики перед Великой Отечественной войной имели ограниченный характер, что также объясняется лимитированной релокацией ресурсов между аграрным и городским секторами экономиками СССР. Выживание экономики СССР в начальный период Великой Отечественной войны объясняется релокацией капиталовложений в центральные и восточные регионы страны из-за оккупации экономически гораздо менее эффективных западных регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Владимир Иванович Маевский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 6-19. 
Опираясь на экспериментальные расчеты по модели переключающегося режима воспроизводства, а также на теоретические исследования Маркса, Шумпетера, Кейнса и его последователей – представителей посткейнсианского направления, в статье сделаны два вывода. Во-первых, что не-нейтральность денег имеет место и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах, во-вторых, что для каждого из этих периодов существуют свои собственные базовые предпосылки не-нейтральности. Для краткосрочного периода – это «феномен номинальных жесткостей», для долгосрочного – «феномен капитализации денег». Обоснован тезис, что «феномен номинальных жесткостей» проявляет себя в основном в рамках действующего производства, когда вызванный увеличением денежного предложения экономический рост достигается посредством повышения загрузки мощностей и привлечения не занятой рабочей силы. Соответственно, «феномен капитализации денег» проявляет себя через конвертацию эмитируемых денег в инвестиции в основной капитал и, через рост этого капитала (и мощностей), воздействует на рост ВВП. Показано, что за двумя рассмотренными базовыми предпосылками стоят принципиально разные теоретические подходы. За краткосрочным «феноменом номинальных жесткостей» стоит ортодоксальное видение экономики, акцентированное на механизм равновесного ценообразования. За долгосрочным «феноменом капитализации денег» стоит гетеродоксальное видение, связанное с механизмом денежного обращения, эмиссией и вызываемым ею экономическим ростом. Сделан вывод, что, при вероятном нарастании конкуренции между этими теоретическими подходами, недопустимо, если краткосрочные базовые предпосылки не-нейтральности денег будут использоваться при анализе долгосрочных процессов, а долгосрочные предпосылки при анализе краткосрочных случаев роста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Николай Васильевич Лукашов, Светлана Станиславовна Лукашова, Юрий Валерьевич Латов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 115-134. 
Российская Федерация с конца 1990-х гг. находится в стадии формирования «информационного общества», фундаментальным атрибутом которого являются пришедшие с Запада информационные компьютерные технологии. Процесс информатизации развивается на основе национальных программ «Электронная Россия» и её продолжений. Однако их реализация характеризуется рядом противоречий между реальными задачами обеспечения устойчивого развития Российской Федерации и формальными установками на рост количественных показателей информатизации. Обзор государственных программ стимулирования информатизации 2000–2010-х гг. показывает, что плановые показатели, с одной стороны, далеко не всегда научно обоснованы, а с другой стороны, часто недовыполняются. Следствием такого имитирующего планирования может стать углубление отставания Российской Федерации от развитых стран мира как по уровню информационного обеспечения жизни общества, так и по уровню развития самих информационных технологий. Авторами на основе обобщения разных вариантов политики информатизации в России за последние полвека формулируются основные разновидности импорта институтов, связанного с импортом технических инноваций. Сделан вывод, что трудности информатизации в постсоветской России во многом связаны с эффектами экзаптации, когда импортируемые «правила игры», встраиваясь в качественно иную институциональную систему, существенно меняют свою функциональную роль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Наталья Борисовна Дзагурова, Анна Вадимовна Тихонова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 116-129. 
Статья посвящена обсуждению вертикальных ограничивающих соглашений об узком паритете цен, которые приобрели популярность по мере развития цифровых многосторонних рынков. Эти соглашения лишают поставщика права продавать товар по цене более низкой, чем та, которая была выставлена им на платформе. Они призваны защитить платформу от showrooming, т.е. использования ее сайта лишь для привлечения потребителей при последующем оформлении сделки в прямом канале продаж. В последние годы в некоторых странах EC на такого рода соглашения были наложены запреты, которые обосновывались предполагаемыми выгодами от усиления вертикальной конкуренции между поставщиками и платформами, выступающими в роли их дистрибьюторов. В работе проводится анализ взаимодействия между поставщиком и платформой, подобной Booking.com, при действии соглашений об узком паритете цен и в условиях наложения запрета на их заключение. Показано, что запрет этих соглашений, формально расширяющий права поставщиков, чреват для них серьезными негативными последствиями. Причиной тому являются действия платформы, противостоящей вертикальной конкуренции за счет активизации конкуренции по горизонтали – между прежними и вновь привлекаемыми поставщиками (владельцами апартаментов). Происходящая при этом уберизация отрасли осложняет течение воспроизводственных процессов у традиционных поставщиков (отелей) и, в конечном счете, негативно сказывается и на благосостоянии потребителей. Неэффективность применяемых методов регулирования многосторонних рынков и происходящая концентрация доходов в руках трансакционных платформ дают основание полагать, что существует настоятельная потребность в формировании национальных платформ, функцией которых должны стать поддержка отечественных поставщиков, создание инфраструктуры отрасли и пр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Кирилл Сергеевич Саблин, Елена Сергеевна Каган, Александр Анатольевич Шаров Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 76-94. 
Статья посвящена проведению комплексной оценки готовности российских ресурсодобывающих компаний и бизнес-групп развивать внутренние рынки, что является основанием для движения к целостной национальной экономике. В настоящее время экспортно-ресурсный сектор играет ключевую роль в функционировании российской экономики. Это привело к появлению ресурсно- сырьевых анклавов богатства, которые оказывают слабое влияние на развитие остальных отраслей и связаны короткими цепочками добавленной стоимости с мировыми рынками сырьевых товаров и продукции первого передела. Методологическую основу исследования составили концепция анклавной двойственной экономики, концепция глобальных цепочек создания стоимости и концепция дискретных структурных альтернатив. Источником данных послужили годовые отчеты компаний и бизнес-групп. Аппарат теории нечетких множеств и алгоритм нечеткого вывода Сугено 0-порядка были использованы в качества методов исследования. Полученные результаты показали, что компании/бизнес-группы с государственным участием, или тесно аффилированные с ним, характеризуются высоким уровнем готовности развивать внутренние рынки. В то же время частные компании продемонстрировали средний и низкий уровни. Сделан вывод о том, что высокий уровень готовности связан с проведением политики «принуждения к инновациям», состоящей в необходимости для компаний с государственным участием принимать программы инновационного развития, которые предусматривают увеличение бюджета, выделяемого на проведение НИОКР, осуществление инновационной деятельности и модернизацию существующих производств. Кроме того, компании/бизнес-группы с государственным участием вкладывают значительные ресурсы в выполнение квазипубличных обязательств перед населением в регионах хозяйствования. Это является одним из условий получения различных привилегий и льгот, которые предоставляет государство (например, эксклюзивный доступ к разработке новых месторождений углеводородного сырья). При этом остается открытым вопрос о «мягких» способах вовлечения российских ресурсодобывающих компаний/бизнес-групп в инновационный процесс именно на внутренних рынках.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Юрий Валерьевич Латов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 82-99. 
Обосновывается необходимость системной перезагрузки российской политики поддержки семей с детьми, чтобы ориентация на рост населения России сменилась ориентацией на повышение человеческого капитала будущих российских работников. Новая концепция семейной политики построена на адаптации к российским условиям некоторых базовых принципов политики регулирования рождаемости в КНР. Главная идея – необходимость дифференцировать стимулы к деторождению для разных социальных групп. Самыми высокими они должны быть для семей работников-специалистов (профессионалов), где супруги имеют высокое образование и доходы среднего класса. Для стимулирования рождения и воспитания детей предлагается использовать не только денежное стимулирование семьи, основанное на балльной оценке характеристик родителей, но и стимулирование свободным временем за счет расширения женской дистанционной занятости и пенсионных льгот за «хороших» взрослых детей. Предлагаемая комплексная концепция является результатом системного использования многих институциональных теорий – постиндустриального общества, модернизации, человеческого капитала, пирамиды Маслоу и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 37-59. 
Если потребитель реалистично оценивает эффективность своих затрат на работу и поиск товара, то покупка любого количества товара будет оптимальной. В условиях равновесного разброса цен субоптимальные удовлетворительные покупки являются угловыми решениями. Покупатель, не претендующий на оптимальную покупку, любо покидает рынок, либо покупает оптимально. Невидимая рука останавливает поиск покупателя в том месте и в то время, когда цена производителя распределяет оптимально время потребителя между работой, поиском и досугом и максимизирует тем самым полезность его потребления и досуга. Производитель не знает, сколько потребитель потратил времени на поиск и какова его готовность платить. Но ему достаточно знать величину спроса, чтобы точно определить не только цену товара, но и место встречи с покупателем. Его рабочее время распределяется между собственно производством и услугами, например, доставкой товара, что экономит время досуга потребителя. Возникает виртуальная граница производственных возможностей, вдоль которой производитель оптимально продает потребителю товары и досуг. Каждая точка границы представляет собой арбитраж между временем, которое покупатель потратил на поиск товара, и временем, которое продавец потратил на доставку. Локальные рынки сегментируют границу производственных возможностей и сортируют продавцов и покупателей по их трудолюбию. Сила невидимой руки, то есть степень их взаимного интереса, возрастает с производительностью продавца и ставкой заработной платы потребителя. Схождение продавцов и покупателей происходит на уровне справедливой цены, которая устанавливает на рынке равновесие. Данная цена оптимизирует распределение времени покупателя между работой, поиском и досугом, и продавца между производством и доставкой; она уравнивает предельные затраты продавца со средними затратами и максимизирует полезность досуга и потребления покупателя. На каждом локальном рынке справедливая цена уравнивает торговую наценку продавца с реальной покупательной способностью потребителей. Концепция справедливой цены, предложенная в данной статье, соответствует как теории предельной полезности, так и трудовой теории стоимости. Трансформация времени продавца во время досуга потребителя раскрывает степень их взаимного интереса или гравитацию, сила которой прямо пропорциональна произведению количеств предложении и спроса и обратно пропорциональна произведению времен, которые участники сделки потратили на нее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2021
Петр Александрович Ореховский, Дмитрий Сергеевич Терещенко, Василий Сергеевич Щербаков Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 1. С. 60-75. 
Работа посвящена анализу взаимосвязей между экономическим ростом и ротацией представителей власти. Выдвинуты гипотезы относительно наличия взаимосвязи между этими показателями. Проведена количественная проверка этих гипотез на материале 82 субъектов Российской Федерации. Выявлена взаимосвязь между сменяемостью руководителей регионов и предшествующей экономической динамкой. Данная тенденция ярче проявилась в период отмены прямых выборов (2005–2012 гг.). При этом уровень душевого ВРП меньше связан с ротацией, чем предыдущая динамика. Другими словами, региональный спад или стагнация гораздо чаще приводят к смене руководства, чем сам по себе низкий (по сравнению со среднероссийским) уровень ВРП. Кроме того, после смены руководства в краткосрочном периоде динамика регионального развития несколько улучшается. Данные выводы, предположительно, сохраняют свое значение при переходе на национальный уровень, однако при этом важно рассматривать ротацию не только первых лиц государств, но и всех членов исполнительной и законодательной власти. Следует также учитывать, что эффективных региональных руководителей в течение 2-3 электоральных сроков часто перемещают на федеральный уровень или в другие, менее успешные регионы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Александр Васильевич Ковалёв Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 68-81. 
В статье проанализировано воздействие институциональных факторов на экономическую систему периода НЭПа. Первая группа факторов связана с социальным устройством деревни. Специфика осуществления сельскохозяйственной деятельности (длительный производственный период, разрозненность движения финансовых потоков, отсутствие возможности сельскохозяйственного труда в течение продолжительного зимнего сезона) обусловила потенциальную возможность локализации деревенского рынка в случае повышения цен на продукцию промышленности. Это неоднократно приводило к кризису сбыта промышленных товаров и нехватки продовольствия в городах. Вторая группа факторов касается институциональных изменений собственности. Национализация средств производства привела к отсутствию рынка капитала и труда и к невозможности формирования системы относительных цен, которая в условиях капиталистического хозяйства сигнализирует предпринимателям о направлениях эффективного распределения ресурсов. В статье продемонстрировано, что советские экономисты в 1920-х гг. применяли в дискуссиях об инструментах экономической политики те же аргументы, которые использовались сторонниками рынка в дискуссии об экономическом расчете при социализме. НЭП как система смешанной экономики был обречен из-за неспособности плановых органов определить соответствующие потребностям направления капиталовложений, что при относительной обособленности деревни неизбежно вело к перманентным кризисам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2021
Рустем Махмутович Нуреев, Ислам Даниялович Сурхаев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 2. С. 6-26. 
Статья посвящена анализу социальных сетей, роль которых в условиях цифровизации экономики постоянно возрастает. Важной предпосылкой их распространения стал интернет. Если в начале 1990– го г. даже в самых развитых странах интернетом пользовалось меньше 1% населения, то к 2020 г. уровень его распространения в Северной Америке и в Западной Европе превысил 90%, а в странах Восточной, Юго- Восточной и Западной Азии, и Латинской Америки составил 2/3. Мы живем в быстроменяющемся мире, когда количество активных пользователей интернета превысило в начале 2021 г. 4,66 млрд человек. Скорость получения информации в настоящее время является важным фактором экономической деятельности. Поэтому быстро растут контакты, что отражается и в электронной почте, которая стала неотъемлемой частью современной жизни, оттеснив далеко назад другие формы коммуникации (газеты, почту, телеграф и т.д.). Резкое ускорение получения противоречивой информации повышает риск принятия решений, многие из которых приходится делать в условиях неопределенности. С ростом социальных сетей увеличивается плотность контактов и возрастает значение более полного использования сетевых благ. Меняется не только число участников, но и количество и качество наиболее популярных веб-сайтов. Граждане современных государств оказываются более информированы, чем их предшествующее поколения. Проведение избирательной системы в таких условиях оказывается задачей со многими неизвестными. В этих условиях манипулирование голосованием приобретает новые черты, что наглядно проявилась в ходе предвыборных американских президентских кампаний в США в 2008, 2012, 2016 гг. Кроме этого, создаются возможности повышения качества управления общественными финансами за счет увеличения открытости формирования бюджета на федеральном и региональном уровне, то есть фактически возможная реализация на практике аукциона Вернона Смита, что станет важным шагом в формировании подлинного гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл