Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1193

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Питирим Александрович Сорокин Рубеж (альманах социальных исследований). 1991.  № 1. С. 57-73. 
Данная работа П. Сорокина включает дневниковые записи, которые он вел в 1917—1922 г.г. — наиболее бурный период российской истории, участником и свидетелем которого он был. Эмигрировав из Советской России, автор издал дневник в 1924 г. Затем уже в 1950 г. он вернулся к нему: дополнил предисловием и новой частью, представляющей собой фактически самостоятельную работу. О ее содержании говорит уже сам заголовок: «Тридцать лет спустя. Русская революция как гигантский успех и колоссальный провал». В данном номере альманаха «Рубеж» вниманию читателей предлагается первая часть дневников «1917>, дающая яркое представление о Сорокине как политическом деятеле. Текст приводится с небольшими сокращениями. Перевод с английского выполнен по книге P. A. Sorokin. Leaves from a Russian. Diary and Thirty Years After. N. Y., 1970.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Дмитрий Несанелис, В. А. Семенов Рубеж (альманах социальных исследований). 1991.  № 1. С. 47-56. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Рубеж (альманах социальных исследований). 1991.  № 1. С. 33-46. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Н Кареев Рубеж (альманах социальных исследований). 1991.  № 1. С. 6-32. 
Предлагаемая вашему вниманию статья принадлежит перу замечательного русского ученого Николая Ивановича Кареева (1850—1931). Это имя сегодняшнему читателю мало что говорит. Между тем Н. И. Кареев был весьма оригинальным социологом, одним из основателей до недавнего времени ругаемой «субъективной школы в социологии). Для современного читателя несомненный интерес представляют такие его работы, как «Введение в изучение социологии» (СПб, 1897), «Историология: Теория исторического процесса (Пг., 1915), «Общие основы социологии» (Пг., 1919).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2004
Данная хрестоматия представляет собой дополненное и переработанное издание отрывков из ключевых западных публикаций, посвященных проблемам социальной теории и социологии культуры, в переводе на русский язык. Хрестоматия представляет наиболее влиятельные концепции, связанные с двумя важнейшими темами – теми современности и культуры. Первое издание хрестоматии (вышедшее в 1995 г.) впервые познакомило российского читателя с некоторыми элементами теорий Беньямина, Фуко, Баумана, Рорти, Уильямса, Адорно, Гирца, Гидденса, и других известнейших ученых и мыслителей ХХ века.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2004
В книге рассматриваются объяснительные модели социальных процессов и систем, используемые в различных теоретико-методологических подходах: позитивистском, бихевиористском, интерпретативном, этнометодологическом, функционалистском и структуралистском. Анализируются объяснительные возможности и ограничения названных подходов-"парадигм" (на примерах исследовательской практики представителей соответствующих направлений).
ресурс содержит прикрепленный файл

Виртуализация общества [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Дмитрий Владиславович Иванов
2003
Целью курса является формирование на основе теории виртуализации общества систематических представлений о специфике и направленности современных социальных процессов. Курс ориентирован на овладение навыками: исследования общественных явлений с помощью новейших концептуальных средств; интерпретации эмпирических тенденций на основе различных теоретических подходов – теорий постиндустриального общества, постмодернизации, глобализации, виртуализации; сравнительного анализа и оценки адекватности альтернативных теоретических моделей общественных изменений.
Курс является элементом профессиональной подготовки в области социологии, формирует базовые представления о современном обществе и ориентирует слушателей в современных тенденциях развития социологической теории.
Длительность учебного курса составляет 40 часов аудиторных занятий, 16 часов самостоятельной работы. Курс читается в течение одного семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

История социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Геннадий Семенович Батыгин, Денис Глебович Подвойский
I курс, магистратура
Курс имеет своей целью дать подробную, углубленную, упорядоченную в соответствии с хронологическим принципом характеристику концептуального содержания важнейших авторских теорий, составляющих «золотой фонд» мировой социологической мысли. Настоящий курс является базисной, основополагающей дисциплиной в системе профессионального социологического образования, призванной сформировать и структурировать общий объем знаний студентов об истории развития социологических идей.
Достижение указанной цели предполагает разрешение следующих задач: осуществить систематический разбор содержания концепций, определявших доминантные ориентиры интеллектуального развития социологической теории; описать и проанализировать комплекс явных и латентных (исторических, социокультурных и мировоззренческих) оснований отдельных концепций и исследовательских подходов, разрабатывавшихся конкретными авторами и научными школами в контексте эволюции западной социологической мысли; охарактеризовать пространство базовых концептов теоретической социологии, важнейших понятий, конституирующих проблемное поле классического и современного общественно-научного дискурса; способствовать формированию и развитию у будущих специалистов историко-социологической культуры, склонности к историко-социологической рефлексии и эвристических навыков «социологического воображения»; способствовать расширению интеллектуального кругозора студентов в области истории социологии и социальных наук.
Курс рассчитан на 216 аудиторных часов (50 % - лекций, 50% - практических занятий), читается три семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Николай Петрович Нарбут
I курс, магистратура
Целью курса «Социология стран Центральной и Восточной Европы», рассчитанного на студентов-магистров, специализирующихся по направлению «История социологии» является рассмотрение зарождения, развития и современного состояния социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы.
Задачи курса: во-первых, необходимо ознакомить студентов с предпосылками формирования социологии стран Центральной и Восточной Европы. Во-вторых, определить основные этапы и тенденции развития социологической мысли в Центральной и Восточной Европе. В-третьих, в каждой стране выделить и проанализировать наиболее развитые парадигмы, концепции, школы и их представителей, а также проблемы.
Методическая новизна курса заключается в использовании страноведческого, а также переоценке социологической мысли в Центральной и Восточной Европе. Соответственно в методологическом плане акцент в курсе делается на страноведческом подходе с акцентом на наиболее разработанных проблемах, на истории социологии в узком смысле. Другими словами, применяется сочетание проблемного и страноведческого подходов.
Курс рассчитан на 36 аудиторных часов (50 % - лекций, 50% - практических занятий). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Артем Юрьевич Рыкун
Курс “Актуальные проблемы современной социальной теории” и одноимённое учебное пособие будут посвящены изложению и анализу основных проблем и концепций, характеризующих современный уровень социальной теории. Автор не ставит целью охват всей предметной области социологии и иных социальных наук, но в соответствии с тематикой курса, ориентируется на проблемы и концепции метатеоретического уровня. В содержании курса и учебно-методического пособия преобладают концепции, принадлежащие представителям дисциплины социологии, однако уровень социальной теории предполагает, во-первых, метатеоретическую направленность этих концепций, а во-вторых их междисциплинарный характер. Оба названных условия выполняются в предлагаемом курсе в полной мере. Об этом свидетельствует как содержание курса, так и список литературы, необходимой для его освоения.
Предлагаемый модернизированный учебный курс позволит сформировать у студентов основы современной методологической культуры, необходимой как для ориентации в проблематике пост-классической социальной теории, так и для адекватной оценки предлагаемых ею моделей социальной реальности и социального познания, что является необходимым условием самостоятельной исследовательской деятельности современного специалиста в области социальных наук.
Курс рассчитан на 72 аудиторных часа (50 % - лекций, 50% - практических занятий), читается на третьем году обучения (5-ый семестр), итоговый контроль – экзамен. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Светлана Петровна Баньковская
Курс «История социологии. Современные теории» является неотъемлемой частью курса по истории социологии и логическим продолжением курса по «классическим» социологическим теориям. В соответствии с этим, цель курса заключается в том, чтобы адекватно представить современные теории в контексте целостности и единства дисциплины, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического теоретического знания. Представленный в курсе материал – это, прежде всего, образцы теоретического исследования в социологии и современного социологического стиля мышления в целом.
Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии с тем, чтобы студенты в дальнейшем изложении курса ориентировались в понятийном аппарате современных теорий; представить наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; проследить их взаимосвязь и общие основания; показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; при изложении каждой из теорий показать как ее общетеоретические и философские основания, так и прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Курс состоит из 11 тем, изложенных в 17 лекциях. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Марина Васильевна Ломоносова, Николай Александрович Головин
I курс, магистратура
Учебная дисциплина направлена на углубление теоретических знаний студентов магистра-туры, полученных ими ранее при обучении по программе «Бакалавр» или «Специалист». Зада-чами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией в теоретической социологии, участие в актуальной теоре-тической дискуссии в социологии; углубление знаний по фундаментальным теоретическим направлениям социологии, дальнейшее развитие ориентаций в этих направлениях, овладение общей логикой социологической теории, умением выдвигать теоретические модели для решения научных и учебных проблем, научно-исследовательских задач; использование полученных теоретических знаний для подготовки магистерской диссертации.
Длительность учебного курса составляет 50 часов аудиторных занятий, 50 часов самостоятельной работы. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-11-2003
Erving Goffman Социологический форум. 2001. 
Перевод ключевых глав одной из самых известных работ И.Гофмана, содержащей оригинальные трактовки таких теоретических конструктов социальных наук, как "идентичность", "стигма", "биография" и др., проиллюстрированные разнообразными историческими, литературными, этнографическими описаниями и примерами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Светозар Александрович Эфиров
Сравниваются автономистские концепции антипроизводительности. Понятие автономии трактуется применительно к индивиду, малым группам и классу. Рассматривается автономистское понятие социального кризиса и возможные пути выхода из него; проблема труда и свободного времени в самоуправляемых социальных моделях; проблема будущего групп, основывающихся на принципах автономии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Александр Фридрихович Филиппов
В главе коллективной монографии рассматривается вопрос взаимоотношений и взаимосвязанности интеллигенции и общества в рамках немецкой социологической мысли (концепции Хабермаса, Гелена). В центре внимания - определение положения интеллектуалов в обществе, их роли как критиков, и описание проблем "критикующего класса".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Юрий Николаевич Давыдов
Проблема изучения общественных слоев представлена с точки зрения К. Зейферта и его работы “Общественная рационализация и развитие интеллектуальных слоев”. Зейфарт формулирует свою трактовку веберовского принципа рациональности пытается расшифровать данную категорию применительно к анализу социальных слоев. Выясняется вопрос, являются ли интеллектуалы носителями рациональности и какого рода рациональность ими утверждается. Ставится методологическая проблема – несоответствие рациональности изначальному пониманию науки. Постулируется кризис западных интеллектуальных слоев, рассматриваются возможности выхода из этого кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Юрий Николаевич Давыдов Вопросы социологии. 1996.  № 6. С. 71-77. 
Проблема интерпретации рациональности, предложенная для обсуждения А. Г. Здравомысловым, имеет принципиальное значение для понимания природы социологической теории. Сама постановка этой проблемы и ее обсуждение представляет собой выход за пределы чистого эмпиризма, рассмотрения социологии в качестве совокупности фактов, а социологического исследования в качестве способа собирания эмпирических данных. Во всяком исследовании должно присутствовать некоторое теоретическое содержание, так или иначе связанное с трактовкой рациональности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Марина Самуиловна Ковалева
Дается краткая история становления указанной области научного знания, приводится общая ее характеристика; методология, а также вкратце изложено содержание тех внутренних конфликтов и противоречий, с которыми сталкиваются исследователи. К началу 1980-х исследования по оценке технологического риска приобрели характер автономной и признанной области научного знания. В статье раскрывается содержание и описываются методы оценки технологического риска; значительная часть статьи посвящена оценке последнего в структуре современной социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Юрий Николаевич Давыдов
Глава коллективной монографии. Дается общая характеристика развития индустриальной социологии с изменением места и роли в ее структуре понятия техники. Речь идет о теории разделения индустриальной социологии на фазу индустриализации и развитой механизированной индустрии. Обозначается актуальность данной дисциплинарной отрасли: появление социологии как науки связано с индустриальным обществом, поэтому индустриальная социология занимает приоритетное положение в составе социологического знания. Многие нынешние социальные явления суть следствия или сопровождающие явления индустриального производства. Рассматривается предмет индустриальной социологии, а также точки зрения разных социологов на сущность индустриальной социологии (Дарендорф, Шельски, Гек). Дается краткая история индустриальной социологии (особенно немецкие ее истоки), ее проблемы и пути преодоления с последующей критикой уклона в психологизм (Мэйо).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Константин Александрович Зуев, Е.А. Кротков Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 104–114. 
В статье выражается обеспокоенность авторов тем, что в программах философской подготовки будущих специалистов сокращается теоретико-познавательная и логико-методологическая тематика при параллельном наращивании спекулятивно-антропологической и религиозно-мистической. «Волны антирационализма» распространяются не только адептами постмодернизма или русской религиозной философии. Уходящая диалектико-спекулятивная парадигма в статье также оценивается как опасная антирационалистическая и деструктивная в социально-политическом плане идейная установка.
ресурс содержит прикрепленный файл