Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 365

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Владимир Александрович Мау Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 124-137. 
Рассматриваются особенности экономического развития и экономической политики стран, проходящих через период революционной трансформации. Ослабление государственной власти является результатом системного экономического кризиса, а политическая нестабильность, в свою очередь, предопределяет экономические проблемы, характерные для полномасштабной революции. К числу таких проблем относятся: резкий рост трансакционных издержек, бюджетный кризис и дефолт по государственным обязательствам, демонетизация экономики; активное использование бумажно-денежной эмиссии для пополнения госбюджета, использование властями перераспределения собственности (приватизации и национализации) в целях получения политической поддержки, а не формирования эффективных экономических субъектов; использование ценных бумаг как инструмента перераспределения собственности, высокий уровень неплатежей в экономике.

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ростислав Исаакович Капелюшников Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 138-156. 
Отправная точка анализа институциональной природы переходных экономик состоит в предположении, что таким системам присущ определенный набор общих характеристик - независимо от того, откуда и куда совершается сам переход. Попытка вписать российский опыт в эту общую схему позволяет яснее увидеть его специфику. По мнению автора, в России сформировалась весьма специфическая институциональная модель, которая может быть определена как "стационарно переходная". Ее отличительный признак - доминирование неформальных отношений во всех звеньях хозяйственного механизма. В долгосрочной перспективе она представляет собой институциональную "ловушку", выход из которой на траекторию устойчивого динамичного развития затруднен. Завершение переходного процесса невозможно без кардинальных изменений в деятельности дисциплинирующих механизмов, призванных обеспечивать выполнение законодательных и контрактных установлений.

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Владимир Рубенович Евстигнеев Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 43-54. 
Автор, полемизируя с доводами Г.Мостовского (см. предыдущую статью), предлагает свое видение сущности сотрудничества постсоциалистических стран с международными финансовыми организациями. Прежде всего, уточняются критерии эффективности как данных организаций, так и поддерживаемых ими экономических преобразований, место среди них таких критериев, как финансовая стабилизация, структурная и институциональная реформы, либерализация иностранных портфельных инвестиций. Подчеркивается, что мировые финансы – единая система, а потому для государств-реципиентов значима, прежде всего, коррекция внешнеэкономической позиции, которая оказывается значимой и для экономического роста. Особо анализируется тема выгодности для стран-кредиторов и стран-заемщиков политики, проводимой МВФ, исследуется структура кредитов, предоставленных постсоциалистическим странам, условия их предоставления. В целом автор выделяет как положительные, так и отрицательные моменты для России и стран СНГ стандартных принципов деятельности МВФ и МБРР, полагая, что сторонники и противники сотрудничества с этими организациями, по сути, имеют стилистические расхождения. Вместе с тем в лице бреттон-вудсских институтов в целом мы имеем экономических партнеров, не стремящихся к извлечению прибыли как таковой, представляющих огромный сегмент мировой экономики, сотрудничество с которым возможно лишь на определенных условиях. И эти условия, полагает автор, безусловно благоприятны для России только в рамках определенной системы ориентаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Георгий Борисович Клейнер Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 15-29. 
Автор рассматривает проблемы реформирования экономики на макроуровне, где действуют особые преграды для его продвижения – как внутри пространства, ограниченного стенами предприятия, так и в экономическом сознании человека. Исследуются проблемы взаимоотношений предприятия и общества, взаимных ожиданий предприятий и различных субъектов экономики (населения, других предприятий, банков, учебных заведений, налоговых органов, федеральных и местных органов исполнительной и законодательной власти, а также федеральных органов отраслевого регулирования). Определяются приоритеты реформирования предприятий и основные направления реформ в этой сфере. В частности, это внедрение стратегического планирования на уровне предприятий, повышение степени их интегрированности, перестройка организационно-производственной структуры предприятия и решение его внутренних и внешних социальных проблем. Отмечается также, что если при взаимоотношениях работника и предприятия в развитых странах преобладают “философия контракта” или “философия судьбы”, то для России характерна “философия гостя”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 24-35. 
Автор пытается дать свою трактовку проблем, с которыми столкнулась Россия в конце 80-х – первой половине 90-х гг., привлекая к анализу не только отечественные данные, но и примеры преобразований в других странах, прежде всего в Китае. Переходный период в России рассматривается как период инверсивного (возвратного) развития, как следствие прерывания естественно-исторического процесса в результате революции 1917 г. Ставится вопрос о том, каким путем надо было выходить из социализма. Критикуя “реформы Гайдара”, автор в то же время не согласен с мнением о возможности проведения в России реформ по китайскому образцу. Анализируются закономерности рыночных преобразований в постсоциалистических странах. При этом на первое место выдвигается проблема стабильности. В целом делается вывод, что переходный период в России проходит отнюдь не по худшему сценарию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Л.Б. Москвин Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 49-59. 
Результаты пятилетнего развития Содружества независимых государств (1991—1996 гг.) оцениваются в категориях социальной цены и эффекта. Показано, что в рамках СНГ все еще не созданы эффективные механизмы формирования рыночной экономики и адекватных механизмов социальной защиты населения. С учетом различия в характере и темпах преобразований, пока не может быть и речи о подтягивании наименее развитых государств Содружества к высшей отметке социальных гарантий. Опыт пяти лет интеграционных процессов постсоветского времени подсказывает, что именно социальная сфера, в развитии которой заинтересованы все члены СНГ, может стать своеобразной основой не только для восстановления разрушенных хозяйственных связей, но и адаптации их жителей к условиям жизни в период рыночных реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 5-23. 
В статье рассматриваются критерии стратификации современного российского общества. Выделяются политический потенциал (решающий в советской системе стратификации), экономический потенциал, социокультурный потенциал и социальный престиж. На основе многофакторного анализа данных, полученных “Мониторингом экономических и социальных перемен” ВЦИОМ, автор выделяет верхний, средний, базовый и низший слои российского общества, а также социальное дно. Описываются социальные особенности выделенных слоев: их социально-демографический потенциал, социально-экономический статус, дифференциация реальных доходов, адаптивность к новым социальным условиям. На основе данных Мониторинга дается анализ динамики социоструктурных пропорций российского общества, проявившейся в 1993—1995 гг., характеризуются как группы-доноры, так и растущие социальные группы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Людмила Петровна Евстигнеева, Рубен Николаевич Евстигнеев Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 5-26. 
В процессе рыночной трансформации авторы первостепенное место отводят проблеме формирования и функционирования национального капитала, создания механизмов системного взаимодействия микро- и макроэкономики, без чего не может обходиться рынок, если в нем сложилось мощное индустриальное ядро. В реформировании выделяются проблемы объекта как сложной системы кругооборотов и оборотов капитала, продукта и доходов, проблема субъекта как сложной многоуровневой институциональной системы экономики и проблема синергетического развития экономики на принципах самоорганизации. Тем самым получаем проблему рынка с встроенными вертикальными структурами. Рассматривается понятие капитала и его эволюция, анализируются капитал и структурно-уровневая экономическая система, взаимоотношения капитала и государства (с привлечением концепций Хикса, Кейнса, Минского). Рыночное преобразование бюджетно-денежных оборотов, характерных для социализма, предполагает, по мнению авторов, осмысление соответствий (несоответствий) устройства социалистической экономики рыночному равновесию по Кейнсу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 89-99. 
Среди тем, затрагиваемых экс-президентом СССР (интервью взято д.филос.н. В. Загладиным), прежде всего, заслуживает внимания его точка зрения об игнорировании центром нарастания напряженности в межнациональных отношений как одной из первопричин распада союзного государства. Горбачев также убежден в возможности обновления Союза на демократической основе, превращении его в правовое государство, и в этом контексте интересно его мнение относительно феномена «сепаратизма РСФСР». Далее, вызовут интерес свидетельства последнего советского лидера о ново-огоревском процессе – о нюансах работы по написанию нового Союзного договора. Наконец, не следует пренебрегать соображениями Горбачева о двухуровневой, двухскоростной модели социально-экономической реинтеграции на постсоветском пространстве («ядро» – славянские государства и Казахстан; «периферия» – остальные страны СНГ).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Алексей Валентинович Улюкаев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 5-18. 
Автор характеризует процесс выхода из социализма прежде всего как сокращение государственного патернализма, рассматривая отдельные его аспекты: приватизацию, снижение доли государственных изъятий, реформирование социальной сферы, развитие контрактного права. Ставится вопрос не только о том, как выходить из социализма, но и куда выходить. При этом Россия сравнивается со странами Запада, отнюдь не одинаковыми по доле государственных расходов в ВВП. Исследуются социальные и политические ограничения переходного процесса в разных странах, рассматриваются ситуации, когда открываются “окна возможностей”, либо случаи, когда сложившийся в обществе социальный баланс не готов принять ужесточение макроэкономической политики. Выделяются 4 параметра, по которым можно судить об открытии “окна возможностей”: наличие кризиса в системе; глубокого экономического кризиса; отсутствие близко расположенных политических ограничений (избирательные кампании); наличие программы преобразований и способной ее реализовывать команды. Отмечается, что к началу 1997 г. “окно возможностей” в России было открыто, но к концу года оно закрылось.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Леонид Абрамович Гордон Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 26-32. 
Цель статьи – проанализировать причины глубокого кризиса 90-х гг. и резкого падения уровня жизни населения. Автор подвергает сомнению господствующее мнение, согласно которому всему виной субъективные просчеты и ошибки, допущенные властью. Кризис для него – явление, обусловленное не столько субъективными, сколько объективными, внеличностными, онтологическими обстоятельствами. Показывается, что переходный кризис при смене общественного строя неизбежен, выявляются объективные причины его особой глубины в российских условиях. Следствием этой глубины стала противоречивость перемен в уровне и условиях жизни народного большинства. В результате все слагаемые развития в переходном обществе пронизывает сочетание обретений и потерь. И это образует его постоянное атрибутивное свойство.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Константин Викторович Павлов Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 5-12. 
Анализируя переходные процессы как в постсоциалистических странах, так и в таких государствах, как Южная Корея, автор приходит к выводу об их волнообразном характере. Причем речь идет не о среднесрочных волнах Н. Кондратьева, а о другом типе волн, связанном с усилением либо ослаблением регулирующей роли государства. При этом подчеркивается взаимодополнительный характер рыночных и государственных методов регуляции и то, что смены курса являются не произвольным шагом, а выражением действия объективных сил и тенденций предыдущего периода. Общий вывод – переход к преимущественно рыночным методам хозяйствования будет проходить волнообразно, их роль в системе управления будет то усиливаться, то ослабевать, в целом проявляясь как тенденция. Причем волнообразный характер переходных процессов присущ не только экономике, но и национальным и международным отношениям, где последовательно сменяют друг друга центробежные и центростремительные процессы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 13-26. 
Автор отмечает одну из черт, присущих российским социальным реформаторам: они не ограничивались стремлением к некоему социальному идеалу, но постоянно искали в реальной жизни “кирпичики” из которых, как им казалось, можно было немедленно строить здание мечты. Таковы были, с одной стороны, конструкции “русского социализма”, а с другой – концепция ленинизма, отвергавшего русский социализм как утопию, но сама взявшая за образец жесткие принципы государственно-монополистического капитализма, сверхмонополизацию всех сфер жизни, вступившую в противоречие с объявленными ими социальными идеалами. Когда к 50-м гг. это противоречие стало тормозом для дальнейшего развития, реформаторы вновь нашли нужные “кирпичики” в чуждой советской системе среде. Предполагалось построить “социализм с человеческим лицом”, встроив в советскую плановую модель немного взятого с Запада рынка и демократии. Рассказывается история идейной борьбы тех лет. Однако скоро стало очевидно, что “скрещивание” не получилось и реформы были свернуты. К идеям 60-х гг. вернулись с началом перестройки. Одним из этапов их воплощения и стал Закон о госпредприятии. Но советская экономика, к тому же деформированная попытками предыдущих реформ, не принимала чуждые ей элементы и “пошла в разнос”. В статье анализируются итоги введения Закона о госпредприятии и показывается, как ведущие экономисты того периода приходили к выводу о недостаточности предлагаемых полумер и необходимости менять всю систему. Однако и это осознание у многих было окрашено утопическими иллюзиями о том, что переход к рынку – и есть путь к “обществу мечты”, а не трудная дорога реального созидания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Светлана Павловна Глинкина Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 47-59. 
В статье обобщаются результаты пяти лет постсоциалистического реформирования в странах Центральной и Восточной Европы. Анализ структурирован по нескольким направлениям. В разделе “либерализация и государство” рассматриваются примеры государственного регулирования экономики, прежде всего в сфере ценообразования и внешнеэкономической деятельности. Анализируются способы приватизации государственной собственности, их специфика – в таких странах, как Польша, Болгария, ЧСФР, Румыния и т.д. Особый раздел посвящен проблемам эффективности производства в зависимости от форм собственности, акцентируются проблемы, возникшие в достижении целей приватизации, также рассматриваются социальные аспекты приватизации. Заключает статью раздел о финансовых рынках, отмечается, что их неразвитость (за исключением Венгрии) вносит свои коррективы в порядок финансирования дефицита бюджета. Рассматривается ситуация, связанная с коммерческими банками. В целом констатируется неразвитость финансовых институтов большинства стран ЦВЕ. Автор делает вывод, что ни одна из стран ЦВЕ не смогла в течение 5 лет последовательно проводить политику макроэкономической финансовой стабилизации, причем заметные отступления наблюдались и по монетарному, и по фискальному направлениям. При этом политика “шоковой терапии” была наиболее комплексной и последовательной.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 5-16. 
В статье обсуждается высокая экономическая, социальная и нравственная цена реформ 1985–1995 гг. в России. Причину этого автор видит в утопизме, характерном для общества и власти, который был унаследован от коммунистической идеологии. Это ярко проявилось в стремлении догнать Запад при помощи технологических методов и усиления социалистической демократии ("Закон о трудовых коллективах"). Утопическими оказались и попытки "прививки" советскому социализму элементов капитализма. Западный опыт заимствовался некритически, стремление жить как в Америке не сопровождалось формированием устойчивой системы либеральных ценностей. Это в свою очередь привело к усилению националистических и коммунистических утопий. Современное состояние характеризует равновесие утопий, хотя процесс их порождения не прекратился.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
В.И. Шабунина Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 38-47. 
Переход Болгарии к рыночной экономике посредством чисто монетарных рецептов (в основном – сверхжесткая кредитная политика) не устранил очаги финансовой нестабильности, в особенности, дефицит бюджета. Вкупе с ростом выплат процентов по внешней задолженности это обусловило излишне высокую социальную цену, которую общество заплатило за реформы (за период 1991–1994 гг. около 85% болгарских семей оказались на пороге бедности, средняя зарплата упала на 22%, пенсия – на 15%; безработица охватила до 20% самодеятельного населения и т.п.). В результате возникших социальных запросов на усиление роли государства в стимулировании народного хозяйства и отход от односторонней ставки на рыночную саморегуляцию победу на выборах 1994 г. одержала Болгарская социалистическая партия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Татьяна Юрьевна Богомолова, Вера Сергеевна Тапилина Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 32-43. 
Статья представляет собой хорошо обоснованную попытку теоретически и эмпирически способствовать развитию адекватного представления об экономической стратификации населения России в 1990-е гг. Значимость проблематики обусловлена высоким уровнем экономического неравенства в России, или неравенства в распределении доходов и материальных благ, параметры которого должны, по мысли авторов, служить ориентиром в выработке национальной социальной политики. В определении этих параметров исследователи опираются на базу данных и методическую концепцию Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) 1994, 1995, 1996 и 1998 гг. В основании анализа проминимумный доход - выражение денежного дохода в количестве прожиточных минимумов, приходящихся на потребительскую единицу, а также шкала, распределяющая населения по десяти стратам. Шаги анализа: описание контуров экономической стратификации, ее динамика в 1990-е гг.; замер дифференциации между экономическими стратами и характеристика четырех экономических слоев (потребительское поведение, социальные профили); данные о мобильности населения по доходам. В целом выводы о динамике и параметрах экономической стратификации, стабилизировавшейся в середине 1990-х гг., указывают на доминирование массового обеднения населения (что усложняет задачи социальной политики).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Jack A. Goldstone Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 117-124. 
Основной тезис статьи - события в социалистических странах Восточной Европы и СССР в 1989-1991 гг. следует трактовать как революции и соответственно рассматривать сквозь призму теории революции. Эти события продемонстрировали неспособность советологов прогнозировать крах коммунистического режима, обусловленный нарастанием конфликтов во всех политических, экономических и социальных измерениях. Вместе с тем ход трансформаций бросает вызов теориям революций в части представлений о предпосылках революции: наличие массовой народной организации, существование благоприятных условий для протестных выступлений и формирование новой идеологии. Уроки революций прошлого говорят о том, что процесс построения новой экономико-политической системы будет достаточно долгим и непростым; главное в этом процессе - строительство институтов, ориентированных на личные интересы всех членов общества, в том числе и элиты, с одной стороны, и ограничивающих поведение элиты - с другой.

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 25-37. 
В статье делается попытка объяснения идущих в стране процессов смены форм собственности, исходя из анализа сущности советской собственности. Эта собственность, официально обозначаемая как “общенародная (государственная)”, по мнению автора, не была не только общенародной, но и государственной. Игнорирование этой ее специфики ведет к деформациям приватизации как процесса, призванного обеспечить рост эффективности производства. Показана органичная связь советской собственности и такого феномена, как партия-государство, выясняется, кто в действительности был собственником “социалистической собственности”, какие привилегированные слои, кроме номенклатуры, пользовались выгодами от ее эксплуатации, в какой ситуации и почему эта собственность стала “ничьей” и какие процессы данная ситуация спровоцировала. Предполагается, что одним из главных способов реформирования должно стать формирование подлинно государственной собственности со всеми вытекающими отсюда правами и, главное, ответственностью государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Овсей Ирмович Шкаратан, Елена Ивановна Пахомова, Наталья Евгеньевна Тихонова Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 10-24. 
На основе специального социологического обследования 1994 г. исследуется проблема перспектив вхождения в рынок различных групп российского населения. Формулируется сущность проблемной ситуации, связанной с выделением трех групп, заслуживающих специального анализа (городские маргиналы, квалифицированные рабочие ВПК, высококвалифицированные кадры высокотехнологичных отраслей, науки, искусства и т.п.), излагаются принципы методики исследования. Даются картины основных характеристик занятости российского населения, профессиональной и возрастной сегментации рынка труда, а также ценностно-нормативных и поведенческих характеристик россиян на рынке труда. Выводы авторов касаются прежде всего разрыва между субъективной и реальной подготовленностью населения к труду в новых условиях, а также процессов смены шкалы престижности профессий, вторичной занятости, проблем адаптации, роста личностного фактора и т.п. Особо отмечаются проблемы людей высококвалифицированного труда.
ресурс содержит прикрепленный файл