Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 36

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ольга Григорьевна Максименко
Студенты 4 курс
Учебный курс «Введение в проблематику гендерных исследований: гендер, язык, культура» рассчитан на 20 часов.

В учебном курсе автор описывает современные теории гендера в социальных и гуманитарных науках.
Акцент делается на проблематику гендерных исследований в лингвистике и лингвокультурологии. В частности, анализируется то,
как конструируется гендер в языке,
как общаются лица разных полов в повседневной жизни, на рабочем месте,
какие стратегии используются ими в коммуникации,
рассматриваются средства выражения идеологии политической корректности в области обозначения половой принадлежности индивида.

В рамках данного курса делается попытка выявления культурно-значимых составляющих таких универсальных концептов как «мужественность» и «женственность», а также обсуждается гендерные аспекты массовой коммуникации.

К курсу прилагается:
список основной и дополнительной литературы,
а также список сообщений, отредактированных по темам обучения.

Форма аттестации: недифференцированный зачет.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер в анекдотах [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
Данный учебный курс рассчитан на широкую аудиторию:как на студентов, так на аспирантов и преподавателей. В игровой, манере авторы данного курса дают наглядное представление о достаточно сложных теоретических конструктах - «картинки в слове» (Н.Пезешкиан), а также используют метод закрепления уже полученных знаний.

Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.

К программе курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Юлия Евгеньевна Гусева, Мария Леонидовна Сабунаева
Курс-тренинг рассчитан на 24 часа. Разработан как универсальный курс, применимый к широкой аудитории: студенты, аспиранты, преподаватели.
Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
- информирование,
- работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
- тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
- получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.

Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Мария Павловна Белоусова
Объем курса «Гендерные исследования в социологии» - 54 часа.

В данном спецкурсе раскрываются такие понятия как:

  • социализация и гендерные роли,
  • гендерные проблемы семейных отношений,
  • даются теоретические основы гендерных исследований.

Автор дает представление о гендерной системе в советской и постсоветской России,
исследует мировое женское движение.

Основная цель спецкурса - дать представление обучающимся о понятии гендерных исследований, о гендерных аспектах системы прав человека, о роли женщины в вопросах политического процесса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • темы семинарских занятий,
  • список рекомендуемой литературы, сформированный отдельно по каждой теме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Николаевна Кукаренко
студенты гуманитарных факультетов
Объем учебного спецкурса «История философии в гендерной перспективе» - 26 часов.
Основная идея курса - показать, как философия в ходе всей своей истории проявляла фаллологоцентризм;
как, когда и почему в истории философии произошла подмена понятия "человек" идентифицирующим понятием "мужчина", вытеснившим "женщину" за рамки дискурса.
Для анализа предлагаются "канонические", "классические" философы, причем задачей является не добавление гендерного аспекта в философские проблемы, а трансформация самой дисциплины.
Целью курса является попытка раскрыть, как гендерные противоречия оказались вписанными в сами философские категории, которыми философы оперировали.
Задача курса: ознакомить студентов с основами гендерного подхода в истории философии.
Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов более осмысленно и критически подходить к тематике курса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Ольга Александровна Воронина
    преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
    Объем учебной программы-специализации "Гендерный подход в гуманитарных науках" -10 часов.
    Автор в своей учебной программе ставит следующие цели:

    продемонстрировать возможности применения гендерной методологии в гуманитарных науках, изучении искусства и культуры;
    рассмотреть проблематику, методы и концепции важнейших направлений в гендерной истории как части междисциплинарных гендерных исследований;
    показать, как применение гендерного анализа видоизменяет общую концепцию истории и позволяет построить новые объяснительные модели социально-исторического развития;
    представить методологическую базу изучения гендерных аспектов языка и проанализировать феминистскую лингвистику;
    рассмотреть отражение гендерных стереотипов в языке;
    дать анализ специфической гендерной ситуации в современном российском искусстве; проследить ход развития культурно-исторической природы явления "женщина-художница" как феномена искусства ХХ века и особенности его проявления на российской почве;
    подготовить слушателей к использованию гендерного подхода при разработке ими самостоятельных блоков или отдельных тем в рамках изучения истории, языка, культуры и искусства;
    показать возможности использования различных демонстрационных материалов в преподавании, в том числе - кино- и видеосюжетов, сайтов интернета.


    К содержанию программы прилагаются:
    список основных тем модуля,
    список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Лорина Петровна Репина
    студенты 3-5 курсов и аспиранты
    Объем спецкурса «История Западной Европы в гендерном измерении» - 34 часа.
    Цель курса - познакомить студентов с одним из наиболее динамично развивающихся направлений - с методологией и концептуальным аппаратом женской и гендерной истории,
    показать эвристические возможности и интегративный потенциал гендерного анализа в истории.

      Задачи учебного курса состоят,
    • во-первых, в том, чтобы дать целостное представление о важнейших темах и направлениях (исследовательских подходах) в рамках женской и гендерной истории, ознакомить их с новейшими концепциями пола, с теми понятиями, моделями и методами гендерного анализа, которые используются в практике гендерно-исторических исследований,
    • во-вторых, в том, чтобы показать пути интеграции гендерного подхода в изучение всеобщей истории, а также те новые интерпретации прошлого, которые создаются на его базе.

    В курсе лекций нашли отражение становление, эволюция, существенные изменения в предмете и проблематике рассматриваемого исследовательского направления, а также его последние достижения в области конкретно-исторического анализа и в его синтетических построениях.
    Таким образом, в курсе сочетаются и взаимно дополняют друг друга теоретико-историографический и проблемно-хронологический подходы.

      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список тем семинарских занятий,
    2. обширный список рекомендуемой и дополнительной литературы список специальной литературы (для подготовки рефератов и докладов).
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Надежда Константиновна Радина
    Объем методического семинара «Использование гендерного анализа в подготовке гендерных психологов» - 2 часа.
    Автор семинара использует ключевую "технику" - гендерный анализ в качестве инструмента познания социальной реальности, который позволяет понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений.
    В данном прочтении гендерный анализ - инструмент в познании властных отношений и иерархии в обществе на основе признания большего влияния одной социальной группы.

    Поскольку гендерный анализ является во многом исследовательским инструментом, в данном учебном курсе он используется в организации обучения "практиков" вне официальных программ и стандартов, и в качестве того "фокуса", который позволяет изменять привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, а также позволяет многократно увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе обучения. В программе содержится ряд приложений.

    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Ирина Сергеевна Клецина
    магистрантам и студентам старших курсов психолого-педагогического факультета, гуманитарных факультетов
    Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» - 42 часа.
    Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
    Основная цель курса "Психология гендерных отношений" заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях "мужское" и "женское". Центральная идея, которая положена в основу программы курса "Психология гендерных отношений", заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

    Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем
    • обширный список рекомендованной литературы, сформированный по каждой теме отдельно
    .
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Маргарита Леонтьевна Михальченко
    студенты гуманитарных факультетов
    Объем спецкурса «Основы гендерных исследований» - 40 часов.
    Основная цель курса: формирование представления о гендерном подходе,
    рассмотрение общих вопросов курса в контексте гендерных исследований
      Задачи курса:
    1. ознакомится с основными положениями гендерной теории;
    2. показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях социогуманитарного знания;
    3. сформировать навыки гендерного анализа социальных явлений и процессов.

    В программе учебного курса раскрывается важность рассмотрения социальных процессов через категорию "пол", понятия социальный пол, "гендер".
    Рассматриваются сферы приложения гендерного подхода, а также роль гендерного подхода в формировании мировоззрения обучающихся.
    Выделяется аспект гендерных исследований как новое направление социогуманитарного знания.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Наталья Викентьевна Досина
    Студенты кафедры социально-политических теорий, гуманитарных дисциплин
    Объем учебного курса - специализации «Методология и методика гендерных исследований» - 30 часов.
    Важной составной частью курса является анализ методологических проблем становления гендерных исследований и новых для России возможностей применения качественного анализа гендерных проблем. Это позволяет обнаружить подлинное взаимодействие социальных групп друг с другом и с государством, специфику исполнения ими ролей и функций, раскрыть глубинные изменения в политической системе при её переходе к новому состоянию.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список основных тем,
    2. список семинарских занятий,
    3. список рекомендуемой литературы к лекционному курсу,
    4. список рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 06-07-2004
    Галина Андреевна Брандт Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 167-180. 
    В статье анализируются основные концептуальные подходы западной интеллектуальной мысли к исследованиям в области гендера. Показано, что в современной философии и науке идет процесс изменения кардинального методологического принципа познания сущности указанного феномена: отказ от жесткой поляризации субъектно-объектных отношений полов и концентрация на характерных особенностях женского мировосприятия (особенно его «монизме» и «контекстуальности»). Концепции феминизма ныне ориентированны не столько на достижение политико-правового равноправия «слабого пола», сколько на пересмотр ролевых приоритетов всей западной культуры. Это свидетельствует о признании социумом за женщиной права на создание собственной культурной «проекции», способной со временем изменить его конфигурацию.
    ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 17-04-2004
    С. Л. Истомин Рубеж (альманах социальных исследований). 1998.  № 12. С. 88-91. 
    Методом систематического самонаблюдения на протяжении месяца исследовались семьи городских жителей Северо-Западного региона России (г.Сыктывкара и С.-Петербурга) на фоне "стресса социальных изменений" (термин ВОЗ) в российском обществе (социально-политической нестабильности, расслоения населения по материальному достатку и т.п.), негативно сказывающихся на психическом здоровье населения (Положий Б.С., 1996). В исследовании принимали участие 210 человек: 30 клинических семей (в которых один из родителей, чаще матери, страдали той или иной формой невроза) и 40 семей здоровых лиц. Большинство составляли семьи госслужащих, сопоставимых друг с другом по возрастному и образовательному уровням, материально-бытовым условиям жизни. Фрагмент результатов, относительно 70 семей, состоящих из родителей и подростка (14-19 лет), приводится в данном сообщении.
    ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 20-03-2004
    Елена Андреевна Здравомыслова, Анна Адриановна Темкина Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 177-185. 
    Для анализа возникновения и динамики изучения гендерных отношений авторы используют подход социологии знания. Если будет понят механизм становления гендерной методологии, то выявятся возможности использования западных моделей в российском обществе, а также выяснится природа теоретических разногласий современных российских исследователей в данной области.
    ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 07-02-2004
    Е.Б. Шашина Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 144-150. 
    История женщин как научная субдисциплина сложилась в США в 1970-е гг., хотя исторические исследования по женской тематике существовали еще в конце ХIХ в. Автор отмечает, что именно в конце 1960-х — 1970-х гг. в стране сложилась благоприятная обстановка для решения феминистских задач. К концу ХХ в. история женщин в США стала частью исторической науки, и в стране сложилась определенная инфраструктура женских исследований.
    ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 07-02-2004
    Лорина Петровна Репина Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 123-137. 
    До середины ХХ в. история человечества фактически была “мужской историей”, т.е. ориентированной на мужские персонажи и виды деятельности. Проблематика и методология “женской истории” сформировалась на Западе в конце 1960-х — начале 1970-х гг. На рубеже 1970—1980-х гг. феминистская теория обновляется. И в 1980-е гг. ключевой специфической категорией анализа становится “гендер”, или “пол-род”, альтернативный понятию “пол-секс” и призванный исключить биологический детерминизм.
    ресурс содержит прикрепленный файл