Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1893

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Предложена теория Текста национальной культуры (ТНК), применимая для объяснения особенностей формирования и функционирования национальных культур. Теория ТНК используется автором для анализа татарской музыки XX века.
Книга предназначена для музыковедов и специалистов в области национальных культур.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-02-2004
В основу теоретической части предлагаемого автором курса культурологи легла современная социологическая теория культуры, представленная именами Дж. Томпсона, Р. Уильямса, Н. Смелзера, Л. Ионина. Студентам предлагается проследить эволюцию теоретических представлений о «культуре» начиная со взглядов историков и философов XVIII – XIX веков (классическая концепция) до наших дней (дескриптивная, символическая, структурная концепции, Дж.Томпсон, Д. Крейн). Акценты в теоретической части курса сделаны на понятиях идентичности, субкультуры, гендера и мультикультурализма.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Татьяна Чередниченко — известный культуролог, музыковед, публицист. Ее новая книга — заметки о музыке, облик которой определен поворотом 1970-х (публикация начата в журнале «Неприкосновенный запас»). Музыка (как высоких, так и массовых жанров) представляется автору мировоззренческим фонендоскопом; данные стихийного звукомониторинга позволяют лучше понимать современность. В галерее композиторских портретов — А. Волконский, Н. Сидельников, В. Сильвестров, Г. Уствольская, А. Караманов и др.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Max Weber
Москва: Юристъ, 1994, cерия "Лики культуры", 704 с.
Последний труд М. Вебера, сыгравший, несмотря на свою незавершенность, ключевую роль в становлении социологии музыки как специальной дисциплины.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-02-2004
В книгу вошли избранные статьи, доклады, выступления и интервью известного советского философа. Ее сквозные темы: смысл человеческой жизни и проблема смерти, роль и место философии в обществе, сознание и культура, проблемы искусства, науки и религии — рассматриваются автором в контексте европейской духовной исторической традиции... Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией.

(Из аннотации к книге)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Introduction to Sociology [интернет ресурс]
Обновлено: 16-04-2010

http://www.cf.ac.uk/socsi/undergraduate/introsoc/

Сайт адресован студентам-социологам Университета г. Кардиф (Уэльс, Великобритания) и является своеобразной онлайновой хрестоматией. Учебный материал объединен в следующие тематические разделы: Modernity & Social Theory Karl Marx Emile Durkheim Max Weber Georg Simmel Communities & Cities Language & Interaction The Social Self (символический интеракционизм и работы Ирвинга Гофмана) Meaning & Everyday Life (этнометодология и исследования Г.

Опубликовано на портале: 16-02-2004
“…Наряду с «Теорией романа» Лукача и «Происхождением немецкой трагедии» Беньямина, «Философия новой музыки» Адорно причисляется к тем произведениям, которые установили новые мерки для философской эстетики как глубиной своих концепций, так и своей изобразительной силы” (Из аннотации к книге)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Мераб Константинович Мамардашвили
Москва: Прогресс, 1990, 368 с.
В статье предпринята попытка, опираясь на достижения феноменологии и психоанализа, «прочитать» экономическую теорию Маркса как своеобразную теорию сознания. В ходе реконструкции этой последней выяснилось, что Маркс анализирует сознание на уровне «онтологии» — социальной деятельности человека, позволяющей получать представление о том, что думают люди, не потому, что они индивидуально «говорят» или «делают», а потому, что объективировано в системе значимых общественных отношений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Marxists Internet Archive (MIA) [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Главная:
http://www.marxists.org/index.htm

Русскоязычная страница портала:
http://www.marxists.org/russkij/index.htm

Труды Маркса и Энгельса в PDF-формате:
http://www.marxists.org/archive/marx/works/download/pdf.htm

Портал представляет собой попытку собрать воедино едва ли не все материалы, характеризующие марксизм как социально-философское и социально-экономическое учение, как теорию и практику классовой борьбы; представить историю марксизма и мирового коммунистического движения; описать опыты построения

Опубликовано на портале: 14-02-2004
Валерий Борисович Земсков Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 96-103. 
В статье на основе широкого материала работ А.Ахиезера, И.Кондакова, Я.Шемякина. И.Яковенко дается широкий сравнительный анализ “классических” и “неклассических” цивилизационных объектов. Последние привлекают все большее внимание исследователей в связи с формированием многополярного мира. Автор указывает на несовершенство методов анализа пограничных цивилизаций, которые рассматриваются слишком статично, а их характеристики представлены онтологически, что связано с игнорированием историчности и транзитивности их свойств. Демонстрируется относительность разделения способов взаимодействия элементов культур по симбиотическому и синтетическому типу, амбивалентность отношений “центр–периферия” в рамках цивилизационного процесса. Так же относительна разница архаических и современных оснований пограничных цивилизаций, соотношений элементов культур по типу инверсии и медиации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-02-2004
Владислав Валерьевич Тарасенко Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 111-120. 
В статье анализируются три основных гуманитарных подхода к исследованию Интернета: Интернет как коммуникативная среда, Интернет как язык, Интернет как специфическое сообщество. Автор позиционирует себя не в качестве методолога, но социального антрополога. Таким образом в центре его внимания оказываются культурные и телесные прагматики Интернета и прежде всего человек кликающий как житель особого мира людей, нажимающих на кнопки. В частности освещаются проблемы перехода к человеку кликающему от человека пишущего и человека читающего, а также возникающие в этом процессе новые практики социального управления и принуждения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Ю.М. Лотман [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Сайт, посвященный жизни и творчеству Ю.М. Лотмана. Несмотря на то, что web-узел, по признанию его создателей, не претендует на полноту в представлении материалов о Лотмане, он может рассматриваться как достаточно объемный био-библиографический источник, содержащий также информацию о деятельности Лотмана в Московско-Тартуской школе.

Опубликовано на портале: 14-02-2004
Andrew Milner
London: UCL Press, 1994, 196 с.
Это ясное и сжатое введение в теорию культуры предоставляет историко-теоретический инструментарий, столь необходимый для развития «культурных исследований». Особенностью этой книги, отличающей ее от многих изданий подобного рода, является то, что автор сосредоточивается непосредственно на политико-институциональном контексте и исторических предпосылках возникновения той или иной теории. Выделяя шесть альтернативных парадигм в подходе к культуре — утилитаристскую, культуралистскую, марксистскую, структуралистскую, феминистскую — и подробно останавливаясь на социально-дискурсивном контексте становления каждой из них, автор сообщает читателю базовые положения, необходимые для адекватного понимания проблематики современных «культурных исследований». Материал, представленный в “Contemporary Cultural Theory”, равно как и манера его изложения, недвусмысленно указывают на жанр, в котором написана книга — «введение в предмет», и в качестве последовательного и доступного путеводителя в запутанных лабиринтах современных теорий книга Милнера принесет неоценимую пользу всем, кто так или иначе связан с изучением какой-либо из многочисленных дисциплин, находящихся в наше время в сфере теории культуры.

ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 14-02-2004
Герман Германович Дилигенский Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 5—19. 
В статье анализируется отношение россиян к Западу как культурный феномен, который не может быть объяснен только как продукт современных социально-политических и информационных процессов. Показаны факторы, под воздействием которых эволюционирует отношение большинства россиян к Западу; особая роль среди них — представления о западном образе жизни, укоренившиеся в массовом сознании, высокий престиж западной модели жизни. Отмечаются разрыв между ценностями свободы и демократии, коренящийся в архетипических особенностях русского менталитета, неясность российского демократического идеала, сочетающаяся с государственно-патерналистским опытом. Не укореняется у нас и такой важнейший элемент культуры Запада, как уважение к закону и признанным в обществе социальным нормам. Анализируется роль в этой ситуации психологического значения западной модели, становящейся не только стимулом к изменениям, но и символическим выражением модернизаторской тенденции. Показаны особенности современного неотрадиционализма. Эволюция отношения к Западу будет обусловлена прежде всего социально- экономическими, политическими и культурными изменениями в самой России, но вместе с тем свое влияние окажет и политика Запада по отношению к России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2004
Jan Nederveen Pieterse
Oxford: Blackwell Publishing Company, 2000, 411 с.
Я.Питерс не согласен с теми, кто понимает под глобализацией растущую степень униформизации и стандартизации мира посредством технологической, коммерческой и культурной синхронизации, берущей свое начало на Западе (глобализация как вестернизация). Вместо этого он предлагает свою точку зрения на глобализацию, в первую очередь как на процесс гибридизации, ведущий к глобальному смешению всего и вся.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 12-02-2004
Книга является результатом применения методов культурных исследований к анализу молодежной культурной активности. Автор осуществляет деконструирукцию социального дискурса, в рамках которого происходило конструирование советско-российской молодежи, а затем, основываясь на результатах собственного этнографического исследования молодежных культурных практик, предлагает иное толкование сущности молодежной культурной активности. Книга содержит обзор основных западных (англо-американских) и советских теорий молодежи и молодежной культуры, а также эмпирический материал кейс-стади московской молодежной культурной сцены (1988-91гг.). Рекомендуется для студентов, преподавателей, аспирантов и широкого круга исследователей, работающих в области социологии, российских и культурных исследований.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 12-02-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 2000.  № 6. С. 176-186. 
Появление Ф. Ницше в контексте русской культуры в качестве ее собственного самостоятельного персонажа, полагают авторы, весьма показательно для России как пример поглощения и аккумуляции ярчайших феноменов западноевропейской культуры своеобразным русским менталитетом. Ницше прочитывался русскими писателями и мыслителями в широком контексте мировой и отечественной культуры совершенно свободно, символически и мифологически, обретая при этом черты, желанные для русских читателей и интерпретаторов Серебряного века. И интерпретация музыки русскими символистами восходит к Ницше, к его “Рождению трагедии из духа музыки”. В русской культуре Серебряного века “Ницше” (в совокупности идей, образов, представлений, ассоциативно связанных с Ницше в интерпретации символистов) стал символом революционной трагедии, рождающейся из “духа музыки” в недрах самой культуры, в русле утонченного, рафинированного художественного и религиозно-философского творчества русских мыслителей и художников этого времени.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Настоящая публикация представляет материалы исследования развития медиа и культуры в Татарстане в 1990-е гг., осуществленного при поддержке Research Support Scheme Института «Открытое общество» (Фонд Сороса, грант RSS 1247/1997). Исследовательская методика и способы интерпретации полученных данных являются результатом сотрудничества представителей вузов Казани при участии коллег из Великобритании и Италии. Хотя в данном случае предметом изучения являлась проблематика Татарстана как одного из ключевых российских регионов, использованная методология, общие теоретические положения исследования, а также предлагаемые выводы имеют значение, выходящее за рамки регионального. Рассматриваемые в книге вопросы этнической идентичности, массовой коммуникации, политических изменений, культурного творчества и путей концептуализации культуры связаны с более широкими проблемными подходами к культуре и медиа с точки зрения понимания природы переходного общества и задач сравнительного анализа современных европейских культур. Рекомендуется для специалистов в области социологии и других общественных наук, преподавателей и студентов вузов, а также для практических работников, непосредственно участвующих в культурном производстве, коммуникационных процессах или связанных с управлением ими.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Pierre Bourdieu
Санкт-Петербург: Алетейя, 2001, 562 с.
Основной задачей книги является деконструкция широко используемых теоретиками ложных оппозиций: субъективного и объективного, индивида и общества, действия и структуры. Склонность большей части социальных теоретиков подчеркивать значимость «структуры» более чем «деятельности» вполне объяснима – это способ отделить «объективную» социальную науку от повседневных «субъективных» точек зрения. Объективизм, следовательно, страдает субъективизмом, поскольку полагает себя объективным, независимым от собственных эпистемологических и социальных предпосылок, субъективизм страдает тем же, представляя в качестве чего-то объективного (что в данном случае означает свободного от объективной детерминации) непосредственно данный собственный «опыт».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Cultural Sociology and the Sociology of Culture [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Wendy Griswold
Основные темы курса: как общество создает культуру; как культура создает общество; производство, распределение и восприятие культурных объектов; культура и смысл (значение); культура и социальные границы; культура и действие; культура и социальные проблемы; культура и социальные движения.
ресурс содержит прикрепленный файл