Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1893

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Из чего состоит мода? Как соотносятся мода и обычай? В чем состоят ценности моды? Какова взаимосвязь моды и массовой культуры? На эти и другие вопросы, связанные с феноменом моды, дает ответы автор. Для дизайнеров, имиджмейкеров, социальных психологов, работников культуры, всех, кто интересуется не только тем, что "в моде", но и тем, что такое мода.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Юрий Николаевич Давыдов
Москва: Музыка, 1976, вып. N 3, 207 с.
Несмотря на неповторимо-индивидуальный облик Адорно — социолога и критика, воззрения теоретика авангарда XX века обнаруживают непосредственную преемственность с трудами его предшественников и, в первую очередь, — с социологией Макса Вебера. В статье Ю.Н. Давыдова предпринято подробное рассмотрение того, как и в каком виде учение о формальной рациональности было усвоено Адорно и применено им для анализа явлений культуры. Следует заметить, что автор статьи отнюдь не ограничивается анализом только музыкально-социологических работ Адорно, обращаясь также к одному из наиболее известных произведений Адорно — «Диалектике просвещения», написанной им в соавторстве с М. Хоркхаймером.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Юрий Николаевич Давыдов
Москва: Музыка, 1983, вып 4, 237 с.
В статье предпринимается освещение и анализ основных тенденций, характеризующих эволюцию музыкального авангарда 70—80 гг. XX в.
Одним из парадоксов авангардистского типа творчества является то, что для своего полноценного существования в качестве «передового» явления, авангард должен противопоставлять себя искусству «академическому», постоянно расширяя пределы допустимого в искусстве путем утончения и усложнения языковых средств. Между тем, как замечает автор статьи, «везде музыкальный “авангард” встречается со своей собственной противоположностью, причем самое парадоксальное заключается в том, что противоположностью “авангарда” оказывается… он сам: ему уже ничего не противостоит, кроме… его же самого» (с. 79 — 80). Так, например, Ю. Давыдов приводит достаточно показательное высказывание одного из немецких критиков о музыке одного из «столпов» послевоенного авангарда М. Кагеля, у которого «прорыв традиции становится традицией».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Несмотря на удаленность во времени и неизбежную зависимость от идеологических штампов, многие статьи сборника не утратили свою актуальность и поныне. В особенности это касается статей Ю.Н. Давыдова и А.В. Михайлова, посвященных Г. Маркузе и Т. Адорно и представляющих воззрения наиболее известных теоретиков Франкфуртской школы в тесной связи с явлениями политической и культурной жизни Европы XX в.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Несмотря на очевидную политическую ангажированность сборника, содержание его статей отнюдь не исчерпывается обличением «язв и пороков» «массовой культуры капиталистического Запада». Напротив, во многих случаях критические оценки авторов сборника оказываются удивительно созвучны высказываниям философов, искусствоведов и социологов Западной Европы и США (от З. Фрейда, Э. Фромма и Г. Маркузе до К. Гринберга и Д. Макдональда), которых трудно заподозрить в симпатиях к СССР и советскому марксизму. Одним из несомненных достоинств сборника являются предпринимаемые в целом ряде статей исторические экскурсы, воссоздающие исторический контекст, в рамках которого происходило становление того или иного направления популярной культуры, а также сжатый обзор основной литературы по каждому из рассматриваемых вопросов. (См., например, статью Н. Дмитриевой «Китч», в которой, в частности, рассматривается этимология и основные смысловые оттенки употребления слова «китч», исследование С. Батраковой о поп-арте, его истории и основных представителях, развернутое эссе Д.Житомирского о популярной музыке и др.)
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Обновлено: 01-04-2009

http://www.NIR.ru/sj/sj/sj1-01furs.html

Критическая теория позднего модерна Энтони Гидденса анализируется автором в контексте общего развития западной теоретической социологической традиции в последние три десятилетия, с учетом особенностей современной ситуации, характеризующейся в первую очередь высоким темпом изменений, вызывающим «

Опубликовано на портале: 02-02-2004
Книга посвящена анализу социальных процессов в современном мире. Под "концом знакомого мира" автор понимает его современное состояние - критическую фазу, в которой неизбежно нарастание неопределенности и накопление кардинальных перемен. Книга призвана послужить началом всемирной дискуссии о будущем человечества, привнести в его постижение большую рациональность и тем самым конструктивно объединить знание, мораль и политику.

Опубликовано на портале: 02-02-2004
Работа К.Мангейма считается классической по теории идеологии. Согласно его взглядам, идеология, хотя и выполняет консервативно-охранительную функцию, присуща любому обществу и связана с социальными интересами. Новые идеи относительно общественного устройства несет в себе утопия, которая хотя и не может быть полностью реализована в жизни, но ориентирует на изменения. Освободиться от идеологического сознания, по мнению Мангейма, может только слой интеллектуалов, которые в силу особенностей своего положения в обществе, могут занимать беспристрастную аналитическую позицию.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 02-02-2004
Leslie Alvin White
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, cерия "Культурология ХХ век", т.1, 728 с.
Американский культурантрополог Л.Уайт определил культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу. Тем самым он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека - это мир его культуры. Системный подход, предложенный Уайтом, преодолевая разнообразные мнения о возможности или невозможности существования единой науки о культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки ХХ в., и новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира человека дает изучающему культуру.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Книга служит введением в британскую традицию культурных исследований, центром которых долгое время был Бирмингемский центр современных культурных исследований (Birmingham Centre for Contemporary Cultural Studies). В этой теоретической традиции культура понимается не только как концертные залы, многочисленные социальные нововведения, сложившаяся этика поведения и манера одеваться. Культура в понимании британской исследовательской традиции – это материя нашей повседневной жизни, то, из чего складывается всеми разделяемый здравый смысл. То, что мы едим, носим, слышим и на что мы смотрим; как мы воспринимаем себя и окружающих; как мы делаем покупки и готовим еду – все эти темы, как и многие другие, находятся в центре непосредственного интереса британских исследователей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Борис Юльевич Кагарлицкий
Москва: Стови, 2001, 81-105 с.
Автор подробно рассматривает левую интерпретацию процессов глобализации. Как известно, с левых позиций идеология и практика глобализации в ее нынешнем варианте считается тоталитарной, новой «ортодоксией». Приводятся основные критические аргументы, показывающие негативные стороны глобализации в неолиберальном стиле ВТО, МВФ и т.п. Все перечисленное расценивается как основание для радикальных протестов и альтернатив и в частности описывается движение антиглобалистов, как пример новых социальных движений. Показана роль Интернета в становлении и развитии движения антиглобалистов, которых автор «третьей левой силой».

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Teun A. van Dijk
London: Blackwell Publishing Company, 1998, 21-64 с.
"Мнения и идеологии в прессе" - статьия популярного исследователя медиа и дискурса, опубликованная в сборнике "Подходы к изучению дискурса масс-медиа" под редакцией А.Белла и П.Гаррета. Известный голландский ученый в данной работе опираясь на широко применяемы им социокогнитивный подход анализирует методологию изучения дискурса современной прессы. В его структуре он выделяет среди прочего мнения и идеологии. Ван Дайк предлагает считать идеологии оценочным фундаментом группового менталитета, так как они задают основные принципы, руководящие формированием групповых «мнений», в том числе и относительно того, что члены группы считают правильным или неправильным, истинным или ложным. Большинство идеологий задают также и схемы конструирования идентичностей.

Опубликовано на портале: 01-02-2004
"Идеология и культурная идентичность: Модерн и присутствие Третьего мира" - работа, посвященная исследованию проблем идеологии в контексте понятий «постмодернизм», «культурная идентичность», «глобализация». Автор, типичный представитель неомарксизма, рассматривает понятие «идеология» как системообразующее в процессе социального конструирования образа «Другого». В данном случае в настоящую эпоху речь идет о конструировании на Западе образа (прежде всего, негативного) стран «третьего мира» и его жителей. Ведется полемика с концепцией «конца идеологии» и Ю.Хабермасом.

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Михаил Валентинович Савва ПОЛИС: Политические исследования. 1999.  № 4.
Ключевым понятием данной работы является понятие «этнический статус», которым определяется место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровнях. Этностатусные представления, по мнению автора, в кризисные периоды общественного развития могут превращаться в этническую идеологию, легитимирующую права на власть от имени этнической группы и исключительные права на определенную территорию. На примере бывших союзных республик СССР и нацистской Германии показано как проявляет себя этническая идеология в политике, праве, экономике и даже в криминальной субкультуре. Основной вывод состоит в том, что этнические идеологии скорее консервативны по своей природе и могут быть использованы, прежде всего, для мобилизации общества.

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Лилия Варисовна Сагитова
Санкт-Петербург: Летний сад, 2004, 77-124 с.
Автор данной статьи приходит к выводу, что исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп. Однако, она была бы неосуществима без «почвы», когда этнические ценности, культура и язык растворены в повседневности, когда для каких-то групп они являются частью «хабитуса» (по Бергеру и Лукману). Часть современных татар ощущает неравенство, несмотря на то, что их социально-экономические характеристики сходны с русскими в Татарстане, да и по России в целом. Асимметричность статусов «высоких культур» болезненно переживается многими из тех, для кого татарская культура была родной, а ее язык – «материнским» языком. Сходный опыт и недовольство сложившейся ситуацией способны объединять людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности, которая, в свою очередь, стимулирует усиление республиканской идентичности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Владимир Борисович Пастухов ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 1. С. 49-63. 
В статье предпринята попытка проследить взаимосвязи между современной российской политикой, идеологией и культурой. В первой части («Политика: петля Горбачева») внимание сконцентрировано на противоречивой природе новой постсоветской власти. Во второй части («Идеология: российские волны») выдвигается тезис о том, что российская духовная жизнь носит циклический характер, который должен учитываться при определении идеологической составляющей текущей и перспективной политики. В третьей части («Культура: вкус революции») рассматриваются возможные идеологические системы, которые могут быть востребованы в нашей стране (включая «консерватизм обновления» с акцентом на необходимость культурной революции).

Опубликовано на портале: 01-02-2004
В книге представлено исследование причин и условий воспризводства этничности в постсоветском Татарстане. Автор, используя теорию социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, концепции национализма Э. Геллнера, Б. Андерсона, Э.Хобсбаума показала, как социокультурные и политические факторы стимулировали этнический ренессанс татар в конце 1980-х начале 1990-х годов. В исследовании были использованы такие источники, как контент-анализ республиканской прессы и читательских писем, программы, обращения, законодательные документы национальных движений и правительства республики, результаты массовых социологических опросов, экспертных интервью.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев, Goward H. Davis
Москва: Ин-т социологии РАН, 2000, 27-52 с.
Практика эмпирических культурных исследований, социологического изучения этнических отношений и отношений между участниками институционализированных коммуникационных процессов не способствует оправданию упрощенного оптимизма, характерного для модели мультикультурализма. Вместе с тем транскультуральность как понятие в состоянии преодолеть узость понятий глобализации и партикуляризации, поскольку последние сами осуществляются в рамках транскультуральности. В социальной теории продолжаются попытки выявления процессов обмена и взаимодействия в противовес тенденциям к разделению, попытки построения рыночной модели культуры как здоровой конкуренции единичных культур (однако не выступающих в качестве отдельных культур как отдельных сущностей). Стремление к постулированию принципа порядка в многообразии сегодня не сводится к постмодернистским заявлениям – это выражается и в более конвенциональном подходе к феномену фрагментации на локальном уровне, что на деле может отражать логику глобализации в силу ее необходимого дополнения через построение местных выражений (релевантных локальных смыслов).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-02-2004
"Прячась во свету: образы и вещи" - книга известного постмодерниста Дика Хебдиджа, представителя британского культурализма. В своих эссе автор анализирует процесс производства и потребления таких разнообразных вещей и имиджей ХХ-го века, как мода и документальные фотографии, "обтекаемые" машины 50-х, итальянские мотоциклы, "руководства по созданию стиля" 1980-х, картинки Биффа, кампанию "групп по оказанию помощи", популярное искусство и популярное музыкальное видео. Все это возникает как ландшафт, наполненный деталями и существующий в контексте дебатов о современности, постмодернизме и популярной культуре. Вопросы, актуализированные автором в данной книге, довольно разнообразны, однако основной аргумент, на котором строятся все его размышления - аргумент о необходимости сфокусировать свое внимание на изучении "вещей как таковых" - определенных образов и предметов, явлений и случаев, преодолевая, таким образом, ограничения семиотики, теории массовой культуры и "головокружение" постмодернизма. Так, через "исследование случаев" молодежных субкультур, продуктов популярной культуры или практик потребления, автор приходит к рассуждениям об общих условиях современного мира и способах его осмысления.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Андрей Римович Тузиков ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5. С. 123-133. 
На примерах показывается, что изучение идеологии в современных обществах тесно связано с изучением социально-политической и культурной роли масс-медиа. Масс-медиа, с одной стороны, – пространство функционирования идеологии, а с другой – мир символических конструкций языка, аудио- и видеообразов. В медиа-пространстве идеология проявляется в самых разных формах, в т.ч. скрытых. В данной статье рассматриваются: специфика медиа-конструирования социальной реальности, проявления идеологии в программах новостей, в голливудской продукции, в “мыльных операх”, в музыке стиля рэп и, наконец, в рекламе.