Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1893

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Janet Wolff Invisible Culture. An Electronic Journal for Visual Culture. 1998.  No. 1.
Статья Д.Вульф посвящена сравнительному анализу исследования культуры в двух теоретических направлениях - в рамках социологии культуры и в русле т.н. «культурных исследований» (cultural studies). Поводом к написанию данной статьи послужил личный опыт автора – переезд из Британии в Америку – повлекший за собой изменения не только географического характера, но, и как оказалось - смену академических традиций изучения культуры. Автор, в данном случае, говорит о практике исследования культуры в рамках британских «культуральных исследований» (представленной в деятельности ученых Бирмингемского Центра Современных Культурных Исследований) и социологической традиции изучения культуры, наиболее ярко проявляющей себя в американской социологии культуры. Анализируя каждое из направлений, автор говорит о необходимости их диалога и сотрудничества, что, например, для культурных исследований может выражаться в большем признании значимости изучения социальных процессов и институтов, а также более глубокого понимания структурных черт культурной жизни, а для социологии культуры& - в использовании в своем анализе «критической» позиции культурных исследований и большей ориентации на междисциплинарный взгляд на культурные процессы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Предмет интереса авторов статьи – массовая культура американского общества 1950-80-х гг. в ее теоретическом и практическом аспектах. Последовательно анализируются « типичные для современной массовой культуры факты и концепции », такие, например, как концепции « массовой и элитарной » культуры, концепции « массовой культуры как надстройки над массовой социальной структурой », этические концепции, концепции массовой культуры как « поля критического осмысления реальности » или, наоборот, как подавления этого осмысления, концепции ее эстетизации или концепции, подвергающие сомнению сам факт ее существования. Осмысливая такие « факты » проявления данного феномена, как массовые научно-религиозные культы или музыкальное « поклонничество », авторы заключают, что массовая культура по своей сути есть желание правящего класса буржуазии объединить человечество « внеклассово », а теоретические ее концепты – « мечта реакционных идеологов, подменяющих научный анализ социальных процессов апологетикой существующего строя ».
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Ред.: Вилен Николаевич Иванов, Юрий Николаевич Давыдов
Москва: Наука, 1988, 248 с.
В работе проанализированы проблемы и тенденции общественно-политической жизни Соединенных Штатов Америки в послевоенный период. На основе социологического обобщения и организации материала, наработанного в рамках смежных с социологией наук, представлена попытка создания целостной картины современного американского общества. Одной из задач монографии явилось введение в научный оборот уже накопленных знаний с использованием результов новых исследований.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Обновлено: 09-12-2010

СМС - журнал, представляющий ежемесячные обзоры и статьи о событиях он-лайнового мира в сфере информационных технологий, управления знанием и электронного бизнеса, киберкультуры, виртуальных сообществ, публичной политики и практики, исследований в области человеческих взаимоотношений и коммуникации в виртуальном пространстве. На сайте доступен архив журнала с 1994 по 1999 годы.

Обновлено: 16-04-2010

Журнал "Личность и культура":
http://l-i-c.narod.ru/

Журнал раскрывает важнейшие достижения экспертов ЗАО "Гуманитарный фонд", разработавших Теорию Развития России. В частности, доступны следующие статьи: Прогноз ДРР(ДРР - "диаграмма развития России"): выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в декабре 2002 г. (последний пример реализации Мета-структурного Анализа в прогнозировании общественных процессов); Два Президента; Прогноз ДРР.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Владимир Соломонович Библер Вопросы философии. 1989.  С. 31-42. 
В статье рассматривается несовпадение культурных процессов с процессами образования и просвещения (Человек образованный или просвещенный сегодня не является автоматически культурным человеком). Современная культура стремится в эпицентр человеческого бытия. В XX веке типологически различные культуры живут в одном и том же сознании, взаимодействуют в пространстве одной и той же человеческой жизни. Автор исследует характер исторического наследования культуры и приходит к выводу, что нельзя рассматривать это наследование по упрощенной схеме «восходящей лестницы», когда каждая последующая ступень выше предыдущей, а человек ощущает себя карликом, стоящим на плечах гигантов. Наиболее приемлемой представляется логика развития драматического произведения, представляющая собой механизм художественной наследственности, а не восхождения. В данной логике каждая новая культурно-историческая форма добавляется к предыдущим, ничего не отменяя и не перечеркивая. «Явление четвертое. Те же и Софья» – по такому принципу одновременности, дополнительности в едином пространстве культуры XX века сосуществуют одновременно все исторические типы искусства, философии, нравственности и науки (как формы культуры). Это «схема» диалога, общения, а не обобщения различных культурных форм. Для современного мира в целом характерен диалог всех исторических типов культур (Античности и Средневековья, Запада и Востока и т.д.). Автор показывает, что любая современная культура может развиваться лишь на грани культур, в одновременности и диалоге с другими культурами. В этой ситуации каждая культура оказывается «двуликим Янусом», обращающим свое лицо одновременно к другим культурам и вглубь себя в стремлении изменить и дополнить собственное бытие. Время такого общения – настоящее, форма – произведение. В таком понимании судьба культуры очень тесно связана с судьбой личности. Только в совместной деятельности множества личностей культура может быть представлена как произведение, как «мир впервые», каждый раз заново увиденный и пересотворенный.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Вадим Михайлович Межуев
Москва: Политиздат, 1977, cерия "Актуальные проблемы исторического материализма", 199 с.
Что такое культура? Каково теоретическое содержание этого понятия? Что дает оно для понимания человеческой истории? Вокруг этих вопросов идет острая идейная полемика. Основываясь на теоретическом наследии К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, кандидат философских наук В.М. Межуев ставит своей задачей раскрыть философский смысл проблемы культуры: становление понятия культуры в истории общественной мысли, сущность историко-материалистического подхода к анализу культуры, соотношение культуры и природы, культуры и общества, культуры и личности в историческом процессе. Особое внимание уделяется обоснованию культурной миссии социализма. Книга рассчитана на научных работников, преподавателей и студентов, на всех интересующихся вопросами культуры.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Эдуард С. Маркарян
Москва: Мысль, 1983, 284 с.
Книга посвящена проблемам логико-методологического обоснования общей теории культуры. В ней показаны место и роль этой теории в системе современной науки, ее потенциальные познавательные и прикладные возможности, перспективы развития. Решение этих проблем тесно связано с процессами интегративного взаимодействия общественных, естественных и технических наук. Вместе с тем в книге раскрывается связь общей теории культуры с научным управлением социальными процессами. Работа посвящена анализу предмета общей теории культуры как системного культуроведческого знания. Культура рассматривается как целостное явление, проникающее во все клеточки тела социального организма. Соответственно, речь идет о выявлении несовпадения культуры и общества (социума). Автор подчеркивает различия между общей теорией культуры и культурологией, считая последнюю более широкой областью знания, включающей в себя наряду с теорией культуры ее эмпирические исследования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Юрий Николаевич Давыдов, И.Б. Роднянская
Москва: Наука, 1980, 264 с.
Книга посвящена всестороннему рассмотрению с марксистских позиций феномена конткультуры, взятого в социологическом аспекте. Основной вопрос – вопрос о роли и функциях данного явления в контексте общекультурного развития современного западного общества - обсуждается авторами как с точки зрения теории – критического анализа достоинств и недостатков основных западных социологических концепций контркультуры, так и практики – в подробном рассмотрении молодежных протестных движений 60-х гг. XX-го века. Именно сквозь призму анализа последних контркультура рассматривается, с одной стороны, - как выражение кризиса социализации молодежи, стремящейся растянуть инфантильно-потребительский период своего существования; а с другой – как феномен, связанный в историческом контексте своего возникновения с формированием определенного типа личности, который авторы также называют контркультурным.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Юрий Николаевич Давыдов
Москва: Искусство, 1975, 271 с.
Исследование Ю.Давыдова посвящено анализу движения "новых левых" в его философско-эстетических аспектах. Аспект философский представлен в анализе культурных идей, социологических представлений и теорий, составлявших на рубеже 50-60 гг. 20-го века основу идеологии "новых левых" в ее крайних проявлениях. Аспект эстетический - в анализе также наиболее крайних тенденций искусства 20-го века, которые, по мнению автора, с одной стороны, послужили можным импульсом для развития подобных нигилистических представлений, а с другой - "сами испытали глубокую эстетико-политическую метаморфозу в русле "новой левой" идеологии, возникшей как раз на базе последних". Рассматривая феномен "эстетического нигилизма" на примере студенческих "субкультур протеста" 60-х с точки зрения выявления роли и функции, которые он выполнял в рамках культуры, искусства и политического сознания западного общества того времени, автор делает вывод о глубоком кризисе современной буржуазной культуры и ее мировоззренческих основ.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Моисей Самойлович Каган
Санкт-Петербург: Петрополис, 1996, Вып., 416 с.
В книге представлено системное, стремящееся к парадигматической замкнутости изложение онтологических оснований культуры. Ставя человека в категориальный ряд природа-человек-общество, автор указывает на модальные особенности среднего звена: человека в отличие от животного характеризует не спонтанная жизненная активность, а продуктивная деятельность, которая призвана заменить генетический механизм передачи от поколения к поколению поведенческих программ механизмом социального наследования. Таким образом, культура предстает как форма бытия, образуемая человеческой деятельностью. При этом речь идет не об одном из аспектов последней (продукт, способ, духовная энергия, ценностные регуляторы, качества человека, семиотические средства и т.д.), а о деятельности как целостном процессе, начинающемся в человеке и в нем же завершающемся в силу способности его опредмечивать свои внутренние качества и вновь распредмечивать их, извлекая духовное содержание из материальных предметов (артефактов).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-01-2004
А. И. Арнольдов
Москва: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993, 350 с.
Что такое культура и что ждет ее в ходе исторического развития, что таит духовный мир человека, что изучает наука культурология? Обо всем этом ведется откровенный разговор в предлагаемом учебном пособии. В центре внимания автора новая культурная ситуация в нашей стране, процессы обновления на пути к цивилизованному обществу. Специальные главы посвящены личности, интеллигенции, национальным культурам. Книга включает программу по культурологии. Рассчитана на преподавателей культурологии, студентов и аспирантов вузов, широкий круг читателей, интересующихся вопросами культуры.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
В своей статье Джеффри К.Александер "Обещание культурной социологии: технологический дискурс и сакральная и профанная информационные машины" Джеффри Александер представляет взгляд на технологию с точки зрения культурной социологии. В отличие от марксистов, функционалистов и постструктуралистов, рассматривавших технологическое развитие как процесс рационализации, постепенно становящийся тотальным, Александер предлагает понимать технологию как дискурс, как знаковую систему, структуру символических отношений и культурных кодов, проявляющихся в серии нарративов-мифов и определяющих и стереотипизирующих устои общества.
Целью культурной социологии, по мнению автора, является выявление связи таких семиотических кодов с социальной и психологической средой в их действии. В качестве примеров подобных моделей Александер приводит культурные теории Э.Дюркгейма и М.Вебера, рассматривавших организацию социальных вещей в религиях через бинарные отношения сакрального и профанного, спасения и проклятия.
Автор применяет подобный метод к анализу дискурса компьютеризации. По его мнению, технология в рамках социальной системы не может функционировать сама по себе. Ее проявления представляют собой для людей нечто значимое, нечто, имеющее под собой человеческие мотивы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 28-01-2004
В статье Стюарта Холла предложена модель, описывающая процесс массовой коммуникации как «сложную структуру отношений». Ключевыми элементами этой структуры являются практики кодирования идеологических смыслов в сообщениях работниками средств массовой коммуникации (СМК), с одной стороны, и практики декодирования сообщений аудиторией, с другой. Сообщение СМК рассматривается в семиотическом ключе как дискурс, имеющий многослойную структуру означивания и допускающий множество прочтений. В сообщениях СМК (Холл имеет в виду, прежде всего, телевидение) господствующие идеологии функционируют как коннотативные «коды предпочтительного прочтения». Коммуникация идеологии осложняется тем, что декодирование сообщений СМК может осуществляться аудиторией с помощью «компромиссного кода» и «оппозиционного кода». Массовая коммуникация представлена в модели Холла как динамичный процесс, открытый для дискурсивной борьбы.

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Walter Benjamin
Москва: Медиум, 1996, 239 с.
В эссе В.Беньямин анализирует трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. Беньямин замечает, что в эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности; по мере же нарастания репродукционных мощностей и появления массовых проявлений искусства (таких как фотография и, особенно - кино) происходит смена его социальной функции: место культовой и ритуальной функции занимает экспозиционная, практическая и политическая. При значительном приращении массы участников процесса потребления искусства происходит изменение способа участия в данном процессе и способ восприятия его. Прежнее искусство требовало от зрителя концентрации, погружения в себя; искусство же массовое (прежде всего - кино) этого не требует: оно развлекает, рассеивает внимание и может служить мощным инструментом мобилизации и пропаганды. Беньямин пишет о том, что фашизм пытается организовать пролетаризованные массы, не затрагивая имущественные отношения. Он стремится дать им возможность самовыражения при сохранении этих отношений, приходя к эстетизации политической жизни. Своего апогея эстетизация политики достигает в войне. Именно она дает возможность направлять к единой цели массовые движения и мобилизовать все ресурсы техники при сохранении имущественных отношений. Диалектика войны, таким образом, заключается в несоответствии между огромными производительными силами и их неполным использованием в производительном процессе (безработицей и недостатком рынков сбыта). Самоотчуждение человечества, объективированное в технике, достигает такой степени, которая позволяет переживать свое собственное уничтожение как наслаждение высшего ранга. В этом смысл той эстетизации политики, которую проводит фашизм. Коммунизм, же, по мнению автора, должен ответить на это политизацией искусства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Theodor Adorno
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999, cерия "Книга света", 445 с.
Адорно Теодор (1903 — 69) по праву считается одним из основоположников социологии музыки как самостоятельной научной дисциплины. Авторитету Адорно—социолога во многом способствовала деятельность Адорно—музыкального критика, принесшая ему заслуженную славу едва ли не самого яркого представителя музыкальной эссеистики XX в. Музыкально-социологические труды Адорно находятся, скорее, на перекрестье публицистики и социальной философии, нежели собственно социологии искусства. Будучи представителем леворадикального крыла европейских интеллектуалов и одновременно пропагандистом творчества композиторов новой венской школы (А. Шёнберга, А. Веберна, А. Берга — наиболее последовательных представителей австро-немецкого музыкального авангарда первой половины XX в.), Адорно, предлагая свою музыкально-социологическую концепцию, не скрывал личных эстетических пристрастий. Во многом это отразилось и на трактовке созданной им социологии музыки (Musiksoziologie), в значительно большей степени обязанной своим появлением лекционной и публицистической деятельности Адорно, нежели эмпирическим исследованиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Работа предназначена для всех, интересующихся проблемами современной аналитической философии. Заметки Витгенштейна - это разрозненная коллекция размышлений по поводу “культуры и ценности”: музыки и литературы, кино и изобразительного искусства, религии и идеологии. При всей разнородности все эти “размышления” повествуют примерно об одном и том же: в отношении всех вышеперечисленных “сфер бытия” имеет смысл рассуждать о неких “языках”. Языки эти не имеют референтов (следовательно, не имеет смысла рассуждать о неких “скрытых сущностях” или “истинном содержании”), однако они подчиняются определенного рода правилам.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей философии жизни. В том вошли труды и эссе «Созерцание жизни», «Индивид и свобода», «Фрагмент о любви», «Приключение», «Женская культура», «Мода», «Актер и действительность». Эти работы впервые переведены на русский язык. Перевод труда «Социальная дифференциация», в основе своей имеющий публикацию Н. Вокач и И.А. Ильина (1909), существенно переработан А.Ф. Филипповым.Книга рассчитана на широкий круг читателей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий философ и социолог. В том вошли новые переводы его работ по философии культуры и социологии религии: «Гёте», «Микеланджело», «Религия», а также работы, впервые переведенные на русский язык: «Кант», «О сущности культуры», «Изменение форм культуры», «Проблемы философии истории», «К социологии религии», «Личность Бога» и др. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

(Из аннотации к книге.)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)