Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1893

Опубликовано на портале: 26-01-2004
Nicolas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan Stanley Turner
Ред.: Сергей Арсеньевич Ерофеев
Москва: Экономика, 1999, 428 с.
Книга представляет собой новое, значительно дополненное и переработанное издание широко известного социологического словаря из серии издательства «Penguin Books». Словарь содержит обширную информацию об идеях ведущих социальных теоретиков современности, раскрывает как традиционные, так и новые ключевые понятия социологической науки, а также служит введением в принципиальные дискуссии о социальных изменениях в современных обществах. Издание выделяется тем, что оно содержит обширную библиографию со-временной и классической социологии с указанием на существующие переводы на русский язык. Для студентов, занимающихся изучением социальных наук, преподавателей, исследователей и всех, кто стремится к пониманию происходящего в современном мире.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Петр Кондратьевич Гречко Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 166-177. 
Скепсис относительно моды на постмодернизм в России определяется в данной статье следующим обстоятельством. Автор считает, что постмодернизм – естественный продукт распада индустриальной цивилизации (модерна). Там же, где общество живет в реалиях другого исторического времени (например, в России, с точки зрения автора, общество является патриархальным, традиционным) для постмодернизма нет почвы. Разве что в области искусства у нас есть формы модерна, и только там может произрастать российский вариант постмодернизма. Однако последний с неизбежностью будет периферийным, то есть выросшим на почве скудной, недостаточной или плохо обустроенной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Андрей Яковлевич Флиер Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 151-165. 
Отмечается самоценность феномена социального порядка в культуре всякого сообщества, функция же элиты состоит в его поддержании и воспроизводстве. Эта функция может быть успешно реализована лишь при наличии всех перечисленных в статье компонентов культурной компетентности личности. Рассматриваются условия становления новой социокультурной идентичности гражданина современного общества, проблемы, объединенные понятием “национальное воспитание” на разных этапах развития цивилизации. Выделяются три подхода к формированию основополагающих характеристик культурной компетенции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2004
Г. Чик Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 111-122. 
Основной задачей данной статьи является анализ концепции культурных единиц. В частности автора занимают два вопроса. 1) Нужна ли макроединица культуры в общем порядке исследования эволюции, передачи изменений и прогресса культуры? 2) Если существуют различные единицы культуры, то которая из предложенных наиболее перспективна как теоретически достоверная и практически пригодная? Для ответа на эти вопросы в статье предпринят анализ четырех наиболее распространенных подходов к пониманию культуры. Самым удачным конструктом, с точки зрения автора, является «мем», термин и концепция которого разработаны Д.Доукинсом. Мем представляет собой мельчайшую единицу культуры, способную к самовоспроизведению. Завершает статью анализ наиболее серьезных возражений против концепции мема.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2004
Данная хрестоматия представляет собой дополненное и переработанное издание отрывков из ключевых западных публикаций, посвященных проблемам социальной теории и социологии культуры, в переводе на русский язык. Хрестоматия представляет наиболее влиятельные концепции, связанные с двумя важнейшими темами – теми современности и культуры. Первое издание хрестоматии (вышедшее в 1995 г.) впервые познакомило российского читателя с некоторыми элементами теорий Беньямина, Фуко, Баумана, Рорти, Уильямса, Адорно, Гирца, Гидденса, и других известнейших ученых и мыслителей ХХ века.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-01-2004
Коллектив ученых, представляющих британскую школу культурных исследований (cultural studies), развивает новые подходы к изучению проблематики «популярной культуры» в русле (нео)грамшианской методологии. По мнению авторов, теории массовой культуры в духе Франкфурсткой школы, с одной стороны, и обращенный в прошлое поиск аутентичной культуры народных классов, с другой, равным образом неудовлетворительны. Значение «популярной культуры», как и значение категорий «народ» и «народное» в принципе неустойчиво и (пере)определяется в конкретных исторических и социальных обстоятельствах. В книге делается акцент на необходимости изучения форм «популярной культуры» в контекстах социальных отношений, в рамках которых данные формы производятся или воспринимаются. Помимо обсуждения теоретических вопросов (взаимодействие «популярной культуры» и государства, удовольствие и идеология в «популярной культуре» и др.), книга содержит детальные эмпирические исследования конкретных культурных форм и практик.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Сайт программы А.Гордона [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Сайт посвящен программе Александра Гордона, выходящей в прямом эфире телеканала НТВ с понедельника по четверг около 00:30. Впервые данный проект вышел в эфир 10 сентября 2001 года. Проект сознательно не носит никакого названия, а время выхода стало названием передачи. Формат, концепция, оформление студии служат метафорой "анти-телевидения", выходящего за привычные рамки массового ТВ.

Опубликовано на портале: 21-01-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев
Казань: Изд-во КГУ, 2001, 15-36 с.
Развивая анализ ситуации, в которой оказывается сегодня отечественное культурное производство, можно достаточно уверенно опираться на характеристику культурной революции, что в первую очередь основывается на признании необратимости изменений в сфере медиа. Подобное суждение строится не только на основе учета социологической традиции исследования культурного производства, но и на принципиальном подходе, согласно которому в новейшей истории европейских обществ революция индустриальная и революция социальная происходят на фоне более протяженного во времени процесса культурных изменений – в первую очередь в области коммуникации. При этом одной из задач последующих исследований является более детальный показ трансформации культурного дискурса представителей медиа и культурного производства в Татарстане, одновременно специфическом и типическом регионе Российской Федерации, - причем трансформации не взрывной, а основательно замешанной на стратегиях как прогрессизма, так и консерватизма.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 16-04-2010

Сайт представляет собой мини-библиотеку авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по культурологии, выполненных на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств по следующим темам: 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ общества. 2. ИРОНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К.МАРКСА. 3. ЛАМАИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭТНОСА. 4. КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГЕ.

Опубликовано на портале: 27-12-2003
Елена Леонидовна Омельченко Рубеж (альманах социальных исследований). 2003.  № 18. С. 145-166. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Виртуализация общества [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Дмитрий Владиславович Иванов
2003
Целью курса является формирование на основе теории виртуализации общества систематических представлений о специфике и направленности современных социальных процессов. Курс ориентирован на овладение навыками: исследования общественных явлений с помощью новейших концептуальных средств; интерпретации эмпирических тенденций на основе различных теоретических подходов – теорий постиндустриального общества, постмодернизации, глобализации, виртуализации; сравнительного анализа и оценки адекватности альтернативных теоретических моделей общественных изменений.
Курс является элементом профессиональной подготовки в области социологии, формирует базовые представления о современном обществе и ориентирует слушателей в современных тенденциях развития социологической теории.
Длительность учебного курса составляет 40 часов аудиторных занятий, 16 часов самостоятельной работы. Курс читается в течение одного семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 89-100. 
Архаизация является результатом следования субъекта культурным программам, исторически сложившимся в пластах культуры, сформировавшихся в более простых условиях и не отвечающих в настоящее время «возрастающей сложности мира, характеру и масштабам опасностей. Архаизация выступает как форма регресса». Данный социальный феномен проявляется как попытка полностью или частично вернуться к догосударственным формам культуры и деятельности. Укорененность архаизации в российском обществе объясняется преобладанием в нем традиционного типа нравственности, в той или иной степени разъедаемого умеренным утилитаризмом. Масштабы архаизации являются следствием исторической слабости городской культуры в России, доминированием в массах общинного сознания, что обусловило соответствующие, основанные на принципах вечевого управления, формы хозяйственной деятельности. Вектор архаизации нацелен на превращение архаичных программ, решений и действий в реальное массовое действие. Примером такого рода программы может служить славянофильский миф о воспроизводстве русских крестьянских ценностей. Россией управляли волны мифов, приводимые в движение не высшим руководством, не царем, а общественностью, давление которой на власть вело страну от одной катастрофы катастрофы к следующей. К числу последних можно отнести революцию 1917 г., являющейся в действительности ни чем иным, как бунтом архаики, нацеленным на укрепление пошатнувшегося общинного и государственного крепостничества. Столкновение архаизации со стремлением к реформам, к прогрессу происходит прежде всего между культурными ценностями, формами образа жизни, создавая картину конфронтации и раскола общества. Недостаточная развитость диалога (между различными формами культуры) создает ныне условия для господства архаичной культуры, что разрушает иные, ориентированные на прогресс культурные формы. Преодоление состояния консервации архаики возможно, с одной стороны, посредством конструирования механизма противостояния ѕ «системы национальных интересов», возможными субститутами которых могут быть органы местного самоуправления. С другой стороны, снижение уровня дезорганизации в обществе возможно лишь в процессе оттеснения на задний план до сих пор довлеющей над массовым сознанием мифологии. В этих условиях функция субъектов интеллектуального труда заключается в реализации критики исторического опыта народа, общества, государства, развенчании мифов, прокладывания путей к диалогу с народом на основе все более глубокой культуры, с целью оттеснения на задний план опыта, приводящего к дезорганизации. Исследование архаизации требует серьезного сдвига в методологии. «В первом приближении можно говорить о необходимости рассмотрения общества как дуальной оппозиции двух противоположно направленных процессов»: одного, способствующего воспроизводству выживаемости и жизнеспособности общества, и другого, ослабляющего эффективность воспроизводства, ведущего к социальной дезорганизации. В этом случае внимание исследователя смещается с одностороннего анализа одного из этих процессов на соотношение между ними, на переход, на поиск их синтеза.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Л.Б. Брусиловская Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 163-174. 
Статья вводит в научный оборот принципиально новую концепцию культуры периода “оттепели”, преодолевающую схематизм и политико-идеологическую заданность представлений, которые сложились как в советскую, так и в постсоветскую эпоху. Именно в обыденном сознании в различных формах советской неофициальной повседневной культуры зародились основы крушения тоталитарной системы с ее ведущими нормами и культурными ценностями и появилась новая неофициальная “философия повседневности”. Таким образом в Советском Союзе начался подспудный процесс культурного преодоления тоталитаризма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
А.А. Ходоров Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 151-162. 
Автор анализирует духовные искания русской интеллигенции конца ХIХ — начала ХХ в., связанные с отходом от радикальных революционно- демократических идей после убийства Александра II. Один из аспектов этого процесса — “религиозные искания” и даже “религиозное возрождение”. Рассматриваются взгляды наиболее видных представителей этого течения — З. Гиппиус, Д. Мережковского и др. Показаны разногласия, возникшие между этой группой интеллигенции и церковью, в частности со взглядами К. Победоносцева. Делается вывод, что и Победоносцев, и Гиппиус, и Мережковский, и Розанов находились “между” крайностями — религией и революцией, и эта позиция так и не получила своего разрешения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
В.В. Аверьянов Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 68-77. 
В статье анализируется процесс разработки в советской философской и исторической литературе смыслового содержания понятия “традиция” и идеологии традиционализма. Прослеживаются попытки создания социалистических традиций и обрядов, создание марксистской теории традиции И.Сухановым, В.Плаховым, Э.Маркаряном на основе анализа диалектики традиции и инновации. Приведены мысли искусствоведов, востоковедов, философов, склонных к абсолютизации идеи преемственности в различных областях человеческой деятельности. Показан поворот в 1990-е гг. к идеям Р.Генона и М.Элиаде и изучению Священной традиции и их преломление в работах А.Дугина и Г.Джемаля.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Виктор Федорович Шаповалов Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 51-67. 
В статье анализируются причины изменения оценки России на Западе и динамика этих изменений. Началом обостренного внимания к России автор считает 1820–30-е гг. Негативный миф о России появляется несколько позже. С конца XIX в. появляются научные труды о России. Изучается структура западного мифа о России, его бытовая, литературная и политическая составляющая. Показаны эвристические возможности различных вариантов мифа о России, их соотношение со сложной реальностью исторической жизни страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Розалия Семеновна Черепанова Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 102-109. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 167-175. 
Эволюционный топос XXI века представлен в статье как виртуальное пространство, насыщенное большим количеством кризисов, несущих потенциальные угрозы человечеству. Автор предлагает методы футуросинергетического прогноза, эффективные не только в границах одного бифуркационного цикла. В модифицированном виде они применимы и к исследованию бифуркационного пространства политическое и технологическое подпространства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
Валерий Борисович Земсков Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 132-139. 
В статье анализируются переход как одна из форм изменения культуры и и пограничная эпоха как его историческое проявление, отражение такой эпохи в исторических образах. В рамках перехода выделяются малые рубежи и кануны, время большого Рубежа, время пересечения Большой Границы и период выявления масштабов перемен. Дается сравнение культурных пограничий прошлого и соответствующих особенностей современной эпохи, которая отличается глобальным характером перемен, актуализацией культурных пластов прошлого, в частности архаического и традиционного. Отмечается катастрофизм порогового мировоззрения, сокращение ресурса для «позитивного» прогноза, разрастание внимания к прошлому за счет способности предвидеть будущее.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Леонид Иванович Медведко Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 106-117. 
Автор применяет методы новых направлений синергетики (социо- и футуросинергетики) к анализу межцивилизационных кризисов ХХ века. Главный итог войн ушедшего века – неспособность ни одной из противоборствующих сторон одержать победу в межцивилизационных и вообще в этноконфессиональных противостояниях (не удалось осуществить геноцид армян, евреев, курдов, даже сравнительно малочисленных цыган). Кроме того, военные конфликты ХХ века как никогда серьезно подрывали биосферный баланс, угрожая жизни человечества в целом. Автор полагает, что переход государств и социумов к взаимодействию в ноосферном масштабе не столько актуализирует проблему выбора какого-либо общественного строя, сколько проблему постоянного интегрального сопряжения разных систем.
ресурс содержит прикрепленный файл