Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1893

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Б.С. Теременко Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 184-191. 
В статье в культурологическом аспекте освещается связь рекламы с некоторыми социокультурными процессами и явлениями, в частности, с искусством, анализируется природа и перспектива их отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Е.Н. Яркова Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 88-101. 
Автор в духе концепции А. Ахиезера рассматривает особенности утилитаризма как фактора, способствующего модернизации расколотого общества, каковым является общество России и других стран СНГ. Анализируются теоретические ориентиры темы “Утилитаризм в контексте теории самоорганизации”, даются характеристики традиционной и либеральной цивилизаций. Показывается роль утилитаризма в процессе перехода от простого воспроизводства к расширенному. Отмечается особая роль развитого утилитаризма как важного социокультурного моста к либеральному обществу, к идеям достижительного индивидуализма. Характеризуя российскую историю, автор показывает, что одной из причин “зависания” страны в промежуточном состоянии между традиционализмом и либерализмом можно считать асинхронность и диспропорциональность динамики утилитаризма масс (крестьянства) и правящей элиты (государства) в досоветский период. Раскрываются причины того, что в стране преимущественно развивались умеренные, а не развитые формы утилитаризма. Прежде всего они ­ в православии, лишавшем последние моральной поддержки. Впоследствии советская идеология стала мощным средством консервации умеренно-утилитаристских идеалов. Слабость же развитого утилитаризма в постсоветской России связана с его инверсионным происхождением (он появился не столько вследствие качественного роста почвенного утилитаризма, сколько в силу маятникого перепада от идеалов умеренного утилитаризма к идеалам утилитаризма развитого).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Лев Александрович Аннинский Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 171-179. 
Эссе, посвященное анализу поэтического творчества Б.Окуджавы в широком социально-культурном контексте. Лирический герой Окуджавы показан в развитии, в его ощущениях мира как планетарного целого, державы, вне которой он себя не мыслит (при всей сложности имеющегося у него исторического опыта), товарищества и братства, сыновьих чувств. Анализируется музыка стиха поэта, цвета “булатова мира” и т. д.

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 176-188. 
Правдоискательство автор характеризует как одно из предназначений литератора в России. С этих позиций, а также с учетом черт российского масонства (сочетания древнего благочестия с современной активностью) автор рассматривает факты жизни и творчества А. Пушкина. В частности, отмечается, что восславленная поэтом свобода – не политическая, а свобода творческого духа как высшее выражение добра.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-12-2003
Наталия Валериевна Латова Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 180-191. 
Проанализировав существующие методики изучения национальной ментальности, автор предпринимает попытку сравнительного исследования русского и американского национального характера. Материалом для исследования служат две сказки – цикл “Волшебник страны Оз” Ф. Баума и “Волшебник Изумрудного города” и последующие сказки А. Волкова. Сопоставление двух книг с одним сюжетом, но отличиями в деталях позволяет выделить две системы ценностей, присущих американскому писателю, с одной стороны, и российскому (советскому) ­ с другой. В результате вырисовываются два мира, различия которых Латова демонстрирует, сравнивая такие смысловые единицы, как любовь к родине, соотношение индивидуализма и коллективизма на уровне малой группы или социальной общности, ориентация в решении проблем на других или на себя, на идейное разнообразие или на идейную плюралистичность и т.д. Такой сравнительный анализ позволил выделить основные характеристики менталитета русского человека в сравнении с американским.

Опубликовано на портале: 06-12-2003
А.В. Мартынов Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 161-170. 
Полемику между В. Соловьевым и В. Розановым автор рассматривает как аспект динамики российской культуры, осуществляемой благодаря внутренним оппозициям, образующим полюса напряжения. Такими полюсами являются воззрения В. Соловьева и В. Розанова, они образуют разнонаправленную систему координат в поле культуры Серебряного века.

Опубликовано на портале: 06-12-2003
Александр Сергеевич Ваторопин Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 136-145. 
Авторы с увлечением демонстрируют «маски сатанизма» в постмодернистских трактовках религиозного понимания сущности человека, религиозной веры, норм религиозной морали, социологии религии, но, как и следовало ожидать, все разоблачения оказываются двусмысленными. Тем самым и обоснование принципов секуляризма становится двусмысленным, иногда парадоксальным, а религиозный ресурс культуры как был, так и остается непотопляемым перед лицом «любого мыслимого будущего». Впрочем, и секуляризм как проявление «аристократической критичности умозрения» неуничтожим, более того, совместно с религией они суть не что иное как «взаимосвязанные формулы выживания метафизической потребности человека».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 132-142. 
Для автора статьи мышление – это «определенная форма жизни личности, осуществляемая с помощью рассуждений и размышлений, создающая условия для встречи данной личности с другими». Одновременно мышление характеризуется и как форма социальной жизни, реализуемая через творчество личности и размышления. Вслед за М. Мамардашвили автор развивает понятие философии спасения, которая при смене культурных эпох создает схему и образ нового человека, предваряя тем самым возникновение «нормальной философии».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 182–191. 
Автор полагает, что русский литературно-философский модерн открылся “Записками из подполья” Ф. Достоевского (1864 г.), а начал закрываться “Москвой–Петушками” В. Ерофеева (1969 г.). Рассматривается метафизическая реальность “подполья”, подчеркивается, что Достоевский – это прощание с классикой, переход к “хаосмосу”, который характерен и для Ерофеева. Дается сравнительный анализ Подпольного господина у Достоевского и Венички у Ерофеева. Оба произведения характеризуются как памятники культуры раннего и позднего русского модерна, принципиально недиалогичные.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
М.С. Галина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 173–181. 
Автор дает определение “новой женской прозе” как парадигме, полемизирующей с долгое время доминирующей официальной советской прозой, представляемой как “мужской”. Показан процесс разрушения доминирующего мифа, его компонентов, среди которых: среда обитания, ночная жизнь, водный мир, двойники, сновидцы, безымянный лес, население. Делается вывод, что “новая женская проза”, претендуя на разрушение доминирующего маскулинного мифа, становится лишь частью “новой литературы”, разрушающей мифологическое представление о “социалистической норме”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 49-54. 
Разбирая концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), Акопян выступает против самого принципа использования языковых конструкций для возвращения к национальным микроархетипам, способным активизировать трудовую активность и т. п., как непродуктивного и утопического. Реальный язык ­ среда и индикатор состояния культурного пространства, в нем отражаются реальные причинно-следственные связи, а потому изменить их, насильственно меняя язык, невозможно. Анализируя сложности реформ в России, трудности развивающихся стран, Акопян подчеркивает качественную разницу в обществах с различным уровнем экономического развития. В странах с низким уровнем “бытие определяет сознание”, там же где степень благосостояния позволяет финансировать “права человека” сознание как ценность определяет бытие. Рассматривается ряд реальных экономических проблем, прежде всего в соотношении власти и собственности, требующих своего решения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
С.И. Левикова Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 178–188. 
Автор дает характеристику молодежной субкультуры и определяет ее место в процессе социализации современной молодежи. Выделяется роль техники, технократизма в молодежной культуре, их сочетания либо противопоставления с другими типами молодежной культуры, среди которых выделяются битники, хиппи. Показан процесс становления в 1960-е гг. контркультуры молодежи как противоположной культуре отцов, но в то же время находящейся под влиянием институциональной культуры взрослых.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 138–148. 
Культура рассматривается как посредующее звено между человеком и окружающим миром, как смысловое пространство, опосредующее все отношения между ними. Исторически закономерно расширение сектора культуры по мере развития человечества, в котором, как в некоем универсальном феномене, “на равных” выступают далекие, подчас взаимоисключающие явления. Особо анализируется феномен культурологи как способа самосознания (или саморефлексии) культуры, поднимаются проблемы соотношения социума и культуры, различных культур и субкультур, природы культурологической междисциплинарности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андрей Григорьевич Здравомыслов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 103–112. 
Посредством релятивистской методики изучения этносов (основной постулат – ни одна из них, даже самая малочисленная не обладает полнотой внутренней монолитности) в статье анализируется структура представлений немцев о русских. Показано, что на уровне массового немецкого сознания архетип России и ее населения складывается из трех базовых компонентов: амбивалентного образа самого государства, состоящего из двух стереотипов: «Россия – это Европа» и, соответственно, «Неевропа»; образа современных российских политиков – М. Горбачева,Б. Ельцина и В.Путина (отношение к первым двум – осторожное, к последнему – выжидательное); крайне устойчивых клишированных представлений о собственно народе, восходящих к историческим мифам положительного (доброта, искренность, жертвенность) или негативного свойства (пьянство, “дикость”). Делается вывод о сложной, многоуровневой природе восприятия нас жителями Германии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Е.И. Трофимова Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 168–177. 
Творчество А.Марининой анализируется сквозь призму гендерного подхода. Феномен писательницы рассматривается как знак качественных перемен в постсоветской литературе. Особое внимание уделяется образу Каменской как попытке дать ответы на вопросы, актуальные для российской культуры, с особым акцентом на гендерную сторону проблемы, прежде всего на желание преодоления маргинальности женского статуса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-11-2003
Erving Goffman Социологический форум. 2001. 
Перевод ключевых глав одной из самых известных работ И.Гофмана, содержащей оригинальные трактовки таких теоретических конструктов социальных наук, как "идентичность", "стигма", "биография" и др., проиллюстрированные разнообразными историческими, литературными, этнографическими описаниями и примерами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Владимир Федорович Анурин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 110-121. 
Автор выражает несогласие с позицией жесткого неприятия постмодернизма, представленной в ряде публикаций журнала “ОНС”. Сам он рассматривает постмодернизм как закономерный продукт изменений в социальных отношениях при переходе от индустриального общества к постиндустриальному. Эти изменения затрагивают восемь выделенных в статье параметров социума, однако для российского общества эти изменения не могут представлять серьезной угрозы, поскольку оно лишь в весьма отдаленной перспективе может приобрести черты общества постиндустриального.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2003
И.Я. Левяш Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 153–161. 
Автор анализирует концепты, претендующие на выявление смысла глобализации, выделяя в этом анализе концепт постиндустриального общества. Рассматриваются позиции Д. Белла, Г. Попова, В. Иноземцева, М.Голдмана, Ф.Фукуямы и др.Вычленяются базовые Марксовы универсалии, значимые для обсуждения проблематики постиндустриального общества, в частности в работах Иноземцева. Системный характер выводов ученых позволяет автору заявить о неспособности современной западной цивилизации решить гуманистическую сверхзадачу социального освобождения человека труда от сложившихся в индустриальной цивилизации форм отчуждения. Поэтому объективно перед нами тенденция не к пост-, а к позднеиндустриальному обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2003
А.А. Арутюнян Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 89–101. 
Статья полемически направлена против идеи академика Д.Лихачева о том, что российская история пережила Предвозрождение, за которым не последовало собственно Возрождения. Автор акцентирует особенности развития русского социума, которые сделали невозможными для него такие «сугубо западные» характеристики как вассалитет, дихотомия церкви и государства, освобождение крестьян, свободные города, идеология индивидуализма и, конечно, Ренессанс.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2003
Эдуард Сальманович Кульпин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 74-89. 
В статье городское строительство и торговля Золотой орды рассматриваются как один из истоков российской (евразийской) цивилизации. В тяжелых природных условиях засушливых степей юга России развитие сельского хозяйства долгое время было невозможно, а господство кочевников приводило к культурному застою. Основой экономики была торговля и караванные пути (в том числе часть Великого шелкового пути). Среднее и нижнее Поволжье представляло собой ряд мегаполисов, обеспечивавших нужды караванов. Порядок в стране поддерживался во имя бесперебойного обеспечения торговли. Высоким уровнем обладала государственная система, заимствованная у Китая. Господствовала неизвестная Европе веротерпимость, обеспечивался высокий уровень гигиены и комфорта. Но основания нового государства были шаткими. Поэтому волнения в Китае и двадцатилетняя засуха 1360–1380 годов породили смуту (Великую Замятню), которая вместе с нашествием Тимура разрушала систему степных городов. Российская цивилизация, возникшая на месте Золотой орды, восприняла множество традиций культуры и управления, созданных степняками. Причины многих проблем раннего периода существования Московской Руси – отсутствие привычных условий государственного единства, таких как наличие татарских войск, хороших дорог, активной международной торговли.
ресурс содержит прикрепленный файл