Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 101

Опубликовано на портале: 29-03-2004
Ред.: Stuart Sim
London, New York: Routledge, 2001, cерия "Routledge Companions", 401 с.
Книга-словарь представляет собой введение в историю и культурный контекст появления такого направления теоретической мысли, как постмодернизм. "Постмодернизм" является наиболее неопределенным понятием современной социальной мысли. В самом общем виде постмодернизм определяется авторами как понятие, имеющее непосредственное отношение к отрицанию культурных штампов, вокруг которых выстраивалась культурная мысль Запада на протяжении почти двух веков (начиная с XVIII в.). Этот словарь - попытка критического взгляда на постмодерную мысль. Первая часть книги состоит из четырнадцати эссе, посвященных различным аспектам постмодерной мысли. Вторая часть - словарь терминов и категорий, где можно найти сжатые описания основных теорий и культурных направлений, давших жизнь такому понятию, как посмодерн. Несмотря на сжатость, описания содержательны и информативны.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Георгий Константинович Косиков
Москва: Прогресс, 2000, 536 с.
Работа посвящена вопросам французской семиотики. Структурализм и постструктурализм - союзники или соперники? Каковы взаимосвязи между поэтикой русской формальной школы и новейшей структурной поэтикой? В чем суть постструктуралистсткого "разрушения поэтики"? Почему, едва пережив стремительный взлет, французский структурализм испытал столь же стремительное увядание, уступив место философии и практике "децентрации"? И отчего Ролан Барт, в 60-е годы единодушно признанный главой сциентической "новой критики", в следующем десятилетии прославился уже как мэтр антисциентистской "семиологии множественности"? Чем "структура" отличается от "произведения" и "произведение" - от "текста"? Почему произведение подавляет свой текст, а текст стремится вырваться из под власти произведения? Что такое постструктуралистская "множественность без истины"? Отвечая на эти вопросы, составитель обратился к "золотому веку" французской гуманитарии, включив в книгу классические работы Кл. Леви-Стросса, Р. Барта, А.-Ж. Греймаса, Кл. Бремона, Ж. Деррида, Ю. Кристевой.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Юрий Михайлович Лотман
Санкт-Петербург: Академический проект, 2002, cерия "Мир искусств", 544 с.
Книга Ю. М. Лотмана, выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартусско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты - искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение - рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры. Автор отдельно затрагивает функциональные проблемы текста, его современной интерпретации. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям, специализирующимся в области культурологии, филологии, лингвистики, а также специалистам других гуманитарных направлений.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Татьяна Дмитриевна Кузовкина, Владислава И. Гехтман
Москва: Школа "Языки русской культуры", 1996, 832 с.
ISBN 5-88766-010-4 В первую часть тома вошла ранее не публиковавшаяся работа Ю. М. Лотмана "Литература в контексте русской культуры XVIII-го века". Описанный промежуток времени позволяет проследить динамику исторических событий и их последствия. Отмечается, что в своих противоречиях время раскрывает сущность определенных идей от момента их зарождения до исторической исчерпанности, позволяет увидеть, что в принципе делается с теорией, когда она превращается в практику, и как трансформируется практика, возведенная в теорию. Во вторую часть вошли статьи по типологии и истории русской культуры и литературы XVIII-го века В. М. Живова, Ю. М. Лотмана, А. М. Панченко, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, Г. В. Флоровского. Книга адресована широким читательским кругам - старшим школьникам, студентам, аспирантам, преподавателям специализированных кафедр по истории культуры и просто любознательным читателям, интересующимся историей русской культуры.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
В.А. Суровцева
Ред.: Евгений Артурович Найман
Томск: Водолей, 1998, 320 с.
ISBN 5-7137-0080-1 В сборник статей включены работы наиболее значительных представителей французской философской мысли второй половины XX века, в которых нашли отражение важнейшие философские темы этого периода - проблемы смысла, сознания, тела, текста, чтения и письма. Материалы сборника, впервые публикующиеся в русском переводе, знакомят с особенностями феноменологического и постструктуралистского подхода к анализу этих тем. В книгу вошли статьи таких философов, как М. Мерло-Понти, М. Дюфрен, Э. Левинас, П. Рикер, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ю. Кристева, Ж-Л Нанси. Сборник адресован специалистам в области философии, литературоведения, лингвистики, психологии и всем интересующимся историей французской философии. Книга может быть использована в качестве хрестоматии для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
В статье анализируется содержание понятия "культура", при этом не проводится различие между культурой и цивилизацией. Основной акцент делается на рассмотрении религии как основы для формирования любой культуры. З. Фрейд считает религию одним из главных и наиболее иллюзорных заблуждений человечества, обосновывая этот тезис с точки зрения психоанализа. Цель данной статьи - убедить читателя в том, что религия, являясь пусть и древнейшей, но все же иллюзией человечества, не может более выполнять роль стержня общественной и индивидуальной культуры. Именно наука, по мнению З. Фрейда, должна стать основой культуры и опорой для любого мыслящего человека в его исследовании окружающего мира.

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Книга адресована всем, интересующимся советской историей, советской повседневностью, прагматическим поворотом в социальных науках. По мнению автора, широко использующаяся исследователями бинарная оппозиция индивидуализма-коллективизма – слишком грубый инструмент для изучения советской повседневности. Официальный политический дискурс, равно как и устоявшаяся научная терминология, не всегда способны наилучшим образом описать существующее “положение вещей”. Автор работы не рассуждает о сравнительных достоинствах индивидуализма и коллективизма, а исследует реальные практики, посредством которых формировалась личность советского человека, и выстраивает генеалогию советского коллектива.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Ред.: Александр Юрьевич Согомонов, Сергей Евгеньевич Кухтерин
Москва: Ин-т социологии РАН, 2000, 178 с.
В книге, представляющей серию публикаций Центра социологического образования, содержатся материалы Летней школы 1999 года, посвященные проблемам постсоветского общества. В ней представлены тексты основных семинаров школы, затрагивающие традицию западной социальной теории применительно к процессам трансформации и подвергающие критическому рассмотрению некоторые методологические инструменты исследований медиа, культуры, рынка и гендерных отношений: концепции этнографической интерпретации, мультикультурализма, массовых репрезентаций и т.д.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Олег Валерьевич Хархордин
Cambridge: Cambridge University Press, 2004
Статья посвящена свободе и свободам социальным и политическим, как в социологическом, так и в философском и историческом аспектах. В литературе по современной политической философии (и за ее пределами) достаточно конвенциональным стало различение позитивной и негативной разновидностей свободы – позитивной “ свободы для ” (цели которой определены и иногда имеют принудительную силу) и негативной “ свободы от ” (как правило, вмешательства в приватную сферу). Однако, помимо реализуемых (либо не реализуемых) человеческими существами позитивной и негативной разновидностей свободы, пишет автор, существует иная, более фундаментальная “ свобода ”, которая является условием существования как позитивной, так и негативной. Она конститутивна для них и является “ фоном ” для их осуществления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Инна Феликсовна Девятко
Москва: Ин-т социологии РАН, 1999, 9-26 с.
В статье представлен анализ некоторых преимуществ и многочисленных слабостей постмодернистской этнографии. Особый интерес представляет критика ложной теории значения, лежащей в основании "сильной версии" интерпретативного подхода и постмодернистской социальной теории в целом. Автор рассматривает проблему понимания исследуемой конкретной культуры как чужого языка. При этом сама лингвистическая метафора подвергается критическому переосмыслению, поскольку текст культуры возникает только в момент столкновения с ней этнографа. Среди рассматриваемых автором концепций – интерпретативная концепция Гирца. Ссылки даются на положения Дж. Клиффорда, В. Крапанзано, У. Эко и др. Несмотря на определенное давление постмодернистской критики методов исследования культуры в ХХ веке, автор настаивает на невозможности «элиминации» ответственности социолога-антрополога.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-03-2004
Ред.: Леокадия Михайловна Дробижева
Москва: Academia, 2002, 480 с.
Книга посвящена этническим аспектам социальной дифференциации. Коллективная монография была написана группой ученых, участвовавших в реализации Международного исследовательского проекта «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (рук. Л. Дробижева, 1999-2001 гг.). Динамика смещения интересов этнических общностей из символической, культурной и психологической сферы в сферу государственно-политическую, а затем – в социально- экономическую – поставила перед исследователями ряд вопросов. Насколько оправданны представления об этнической дискриминации и об этнокультурных препятствиях на пути трансформационных процессов в России? Почему ситуации отбора на рынке труда, неизбежные в условиях социально-экономической конкуренции, воспринимаются в общественном сознании как проявления неравенства и каковы реальные различия в распределении богатства, престижа, власти в этнических группах? Насколько влияет этничность а положение людей в стратификационной иерархии современного российского общества?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 19-03-2004
В "Пролегоменах" нашли отражение результаты многолетних усилий лукача по разработке общефилосфских основ теории общественной жизни, в том числе итоги таких исследований, как анализ философии Гегеля, учения Маркса о практик, концепция общественно-исторического труда как основы социальной жизни, анализ товарного и религиозного фетишизма в связи с процессами отчуждения, проблемы историзма и социального прогресса и т.д.".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 18-03-2004
В книге видного немецкого социолога и историка середины ХХ века Норберта Элиаса на примере французского королевского двора XVII – XVIII вв. Исследуется такой общественный института, как «придворное общество» – совокупность короля, членов его семьи, приближенных и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам. Автор показывает, как размеры и планировка жилища, темы и тон разговоров, распорядок дня и размеры расходов – эти и многие другие стороны жизни людей двора заданы, в отличие, например, от буржуазных слоев, не доходами, не родом занятий и не личными пристрастиями, а именно положением относительно королевской особы и стремлением сохранить и улучшить это положение. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историко-социологическими сюжетами.

Опубликовано на портале: 27-02-2004
Catherine Bidou-Zachariasen
Paris: Descartes & Cie, 1997, 211 с.
Книга Биду-Захариазен "Марсель Пруст - социолог: от аристократического дома к буржуазному салону" отличается своеобразием методологического подхода к исследованию аристократической и буржуазной культуры. Автор (социолог по образованию) предпринимает попытку совместить социологический и литературный анализ и проанализировать серию романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», рассматривая их как источник информации о взаимоотношении аристократии и буржуазии в период с 1880х по 1920-е годы. В книге показывается, как буржуазия находит «ахиллесову пяту» у аристократии – ее антиинтеллектуализм. Культура становится оружием атаки буржуазии на аристократию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Clifford Geertz
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, cерия "Культурология ХХ век", т.1, 728 с.
Критикуя стремление к типологичности при подходе к определению природы человека, свойственные как просветителям, так и классикам антропологии, К.Гирц указывает на отсутствие оппозиции между целостным теоретическим и конкретным практическим пониманием, между общим видением и интересом к деталям. Определять человека, по мнению Гирца, следует не только исходя из внутренне присущих ему наклонностей, как это делали просветители, или исходя из его фактического поведения, как это распространено в современных общественных науках: необходимо искать связь между первым и вторым, связь которая трансформирует первое во второе, обращая наибольшее внимание на специфические особенности этого процесса. В этом смысле культура - важнейший элемент, определяющий жизненный путь человека, так как именно она формирует его как биологический вид.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов Проблемы теоретической социологии. 2003.  № 4.
В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии. Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры, отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур классового доминирования в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-02-2004
Michel Foucault
Москва: Праксис, 2002, 384 с.
Книга представляет собой сборник статей и интервью Мишеля Фуко разных лет. Среди тем, затронутых в сборнике - проблема связи между знанием и властью, изменение механизмов функционирования власти в современных обществах, роль и статус интеллектуала, судьба основных политических идеологий XX столетия. Эти статьи помогают нам понять центральные концепции социальной мысли М. Фуко. Они в значительной степени дополняют и углубляют наше понимание природы власти, этики, а также функционирование и статус истины в современной культуре.

Опубликовано на портале: 24-02-2004
Лия Вильевна Янгулова
Санкт-Петербург: Летний сад, 2003
В настоящей статье фокус внимания сосредоточен на своеобразном конфликте двух систем производства знания: между системой нового научного психиатрического знания XIX в. и старой системой традиционного религиозного мировоззрения. Автор исходит из того, что значение того или иного феномена при развитии общества и переходе от одной формы существования к другой может значительно трансформироваться. Это изменение зависит не только от развития идей, но и в значительной степени от изменения реальных практик, которые составляют фон существования данного феномена в обществе. Цель статьи – показать, как изменяющиеся практики обращения с юродивыми со стороны только нарождающейся психиатрии и административных институтов царской России меняли первоначальный смысл юродства как способа производства истины внутри христианской системы ценностей. Ведущей темой статьи является попытка проанализировать, как русские психиатры восприняли юродство и какими способами конструировалось новое знание.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Эта книга представляет собой первые публикации на русском языке работ Марселя Мосса (1872-1950), заложивших собой основы социологии религии. В данный сборник вошли работы по социологии религии. Обилие фактического материала, глубокий социологический анализ исследуемых явлений религиозной жизни и все теоретические выводы, которые содержатся в этих работах, надолго определили облик всей современной гуманитарной мысли. Анализируя такие феномены как магическая смерть, техники тела, молитву, жертвоприношение, религиозные ритуалы, Мосс особым способом ставит проблему, которую он так и не смог разрешить. Это одна из ключевых проблем современной теоретической мысли: подчиненность психологического социологическому. В устах Клода Леви-Стросса она звучит так: «Обществу естественно выражать себя символически в обычаях и установлениях, но формы нормального индивидуального поведения, напротив, сами по себе никогда не бывают символическими: они являются элементами, исходя из которых строиться символическая система, способная быть лишь коллективной». Опубликованные работы составляют своеобразный цикл, посвященный социологическому анализу ритуалов, связанных со сферой сакрального.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него