Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 101

Selected Topics in Social Processes: Cultural Analysis [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Michèle Lamont
Курс охватывает следующие основные темы: состояние современной американской культурной социологии; сравнительные исследовательские стратегии (национальный характер – культурный репертуар – культурные структуры); символические границы, логика действия, принципы оценки и сети; идентичность – класс – гендер и лингвистический поворот; культура – раса – этничность – иммиграция; перспективы развития исследований статуса и культурного потребления-восприятия
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

GRADUATE SEMINAR. Culture, Identity, and Practice [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Javier Auyero
Spring 2002
Курс рассчитан на 'graduates' то есть на магистрантов, имеющих вузовское социологическое и около-социологическое образование. "Культурная социология" представляется как одно из самых интересных направлений в современных социальных науках. Базовая часть: основные ссылки на концепции Гирца, Дюркгейма, Мосса, Грамши, Уильямса, Томпсона, Фуко, Гофмана.. Вторая часть посвящена «генетическому структурализму» Бурдье как синтетическому подходу к исследованию культуры, а также концепциям Уиллиса и тех, кто затрагивает вопросы господства и сопротивления сквозь призму культуры. В третьей части рассматриваются вопросы изучения политической культуры и коллективной идентичности в спорных ситуациях.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 06-02-2004
"В книге дается превосходный критический обзор наиболее важных теоретических проблем, возникающих в ходе изучения современной популярной музыки. Рассмотрение теоретической проблематики дополнено результатами эмпирических исследований (case studies), предмет которых хорошо знаком широкому читателю. Ясно изложенная и хорошо аргументированная, книга Кейта Негуса способна заинтересовать как студентов, так и преподавателей и исследователей."

Saran Cohen, Institute of Popular Music. University of Liverpool
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Идеологическая мотивация культивирования и восприятия «нарочито национальной» музыки русских композиторов облекается в высказывания куда более ясные и недвусмысленные, нежели те, что адресуются «всеобщей» музыке классико-академической традиции — «универсальному» репертуару, с которым соперничает этот специфически русский продукт. Будучи широко распространены, такого рода высказывания служат основанием для тенденциозно-оценочных суждений при том, что сами эти «основания» не основаны ни на чем, кроме шокирующе-откровенной системы двойных стандартов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Несмотря на удаленность во времени и неизбежную зависимость от идеологических штампов, многие статьи сборника не утратили свою актуальность и поныне. В особенности это касается статей Ю.Н. Давыдова и А.В. Михайлова, посвященных Г. Маркузе и Т. Адорно и представляющих воззрения наиболее известных теоретиков Франкфуртской школы в тесной связи с явлениями политической и культурной жизни Европы XX в.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Обновлено: 01-04-2009

http://www.NIR.ru/sj/sj/sj1-01furs.html

Критическая теория позднего модерна Энтони Гидденса анализируется автором в контексте общего развития западной теоретической социологической традиции в последние три десятилетия, с учетом особенностей современной ситуации, характеризующейся в первую очередь высоким темпом изменений, вызывающим «

Опубликовано на портале: 02-02-2004
Leslie Alvin White
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, cерия "Культурология ХХ век", т.1, 728 с.
Американский культурантрополог Л.Уайт определил культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу. Тем самым он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека - это мир его культуры. Системный подход, предложенный Уайтом, преодолевая разнообразные мнения о возможности или невозможности существования единой науки о культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки ХХ в., и новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира человека дает изучающему культуру.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Книга служит введением в британскую традицию культурных исследований, центром которых долгое время был Бирмингемский центр современных культурных исследований (Birmingham Centre for Contemporary Cultural Studies). В этой теоретической традиции культура понимается не только как концертные залы, многочисленные социальные нововведения, сложившаяся этика поведения и манера одеваться. Культура в понимании британской исследовательской традиции – это материя нашей повседневной жизни, то, из чего складывается всеми разделяемый здравый смысл. То, что мы едим, носим, слышим и на что мы смотрим; как мы воспринимаем себя и окружающих; как мы делаем покупки и готовим еду – все эти темы, как и многие другие, находятся в центре непосредственного интереса британских исследователей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев, Goward H. Davis
Москва: Ин-т социологии РАН, 2000, 27-52 с.
Практика эмпирических культурных исследований, социологического изучения этнических отношений и отношений между участниками институционализированных коммуникационных процессов не способствует оправданию упрощенного оптимизма, характерного для модели мультикультурализма. Вместе с тем транскультуральность как понятие в состоянии преодолеть узость понятий глобализации и партикуляризации, поскольку последние сами осуществляются в рамках транскультуральности. В социальной теории продолжаются попытки выявления процессов обмена и взаимодействия в противовес тенденциям к разделению, попытки построения рыночной модели культуры как здоровой конкуренции единичных культур (однако не выступающих в качестве отдельных культур как отдельных сущностей). Стремление к постулированию принципа порядка в многообразии сегодня не сводится к постмодернистским заявлениям – это выражается и в более конвенциональном подходе к феномену фрагментации на локальном уровне, что на деле может отражать логику глобализации в силу ее необходимого дополнения через построение местных выражений (релевантных локальных смыслов).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-02-2004
John R. Hall, Mary Jo Neitz
Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1993, 337 с.
Книга призвана способствовать развитию социологического воображения, без которого, по утверждению авторов, понимание культуры не представляется возможным. Она адресована в первую очередь студентам, специализирующимся в области социологии культуры. Кроме того, она может послужить "окном" в мир социологии культуры для представителей смежных с социологией дисциплин. Книга дает неплохое представление о динамике культуры и об основных дискуссиях на тему культуры. Читателю предлагается взглянуть на знакомые ему вещи с новой точки зрения, заглянуть "за кулисы" культурной организации, с тем, чтобы расширить его возможности в плане дальнейшего изучения культуры методами социологии.
Авторы старались избежать излишней дидактичности и компилятивности, вместо этого сделав акцент на стимулировании студентов к критическому осмыслению динамичного многообразия подходов к изучению культуры.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Постмодерн [словарная статья]
Опубликовано на портале: 01-02-2004
N. Abercrombie, S. Hill, B.S. Turner ПОСТМОДЕРН (POSTMODERNITY) Термин постмодерн (или эпоха постсовременности), обычно противопоставляемый термину модерн (эпоха современности), обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными передовыми индустриальными обществами. Считается, что постмодерн отличает множество черт, которые могут быть разделены на четыре группы – (1) социальные, (2) культурные, (3) экономические и (4) политические.

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1978.  No. 20-21. P. 3-82. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Патроны" исследует владельцев крупных предприятий Франции («патронов») в рамках теории П.Бурдье. Эта статья по объему является скорее небольшой книгой (восемьдесят страниц) и содержит иллюстративные материалы – фотографии, схемы, таблицы. Поле предприятий рассматривается как «поле экономической власти». Исследуются различные диспозиции в этом поле и борьба агентов за доминирование. Анализируется социальный профиль патронов на основе интервью, анкет, материалов прессы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Andreas Huyssen, Klaus R. Scherpe
Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbeck bei Hamburg, 1997, cерия "Rowohlts Enzyklopadie", 348 с.
Настоящая книга, впервые изданная в 1986 году немецкими авторами (Андреас Гуиссен и Клаус Р. Шерпе), представляет собой монографию, включающую научные работы различных авторов из Франции, Англии, Германии, в центре внимания которых находится проблема соотношения «модерн-постмодерн» в различных областях искусства: в архитектуре, кинематографе, литературе и литературной критике, а также в теории искусства. Также рассматривается отношение постмодерна к феминизму, эстетической теории и к постструктурализму. Книга дает представление о различных культурно-политических и национальных контекстах постмодернизма.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Max Horkheimer, Theodor Adorno
Санкт-Петербург: Медиум, Ювента, 1997, 310 с.
Написанная Максом Хоркхаймером и Теодором В. Адорно книга представляет собой важнейший текст критической теории, являясь одновременно классическим произведением философии 20-го века. Начатая в годы второй мировой войны и вышедшая впервые в 1947 году, книга была переиздана авторами в 1969-м, так как проблематика исследования, спустя десятилетия, не утратила своей актуальности. Философская критика, анализ фашизма, размышления по поводу истории буржуазной европейской цивилизации и результаты многолетних исследований соседствуют в работе с теорией современной массовой культуры Запада. С необычайной остротой авторы освещают обратную сторону технического и социального прогресса: подчиняя себе природу, человек не становился свободнее, напротив, он все более и более попадал в зависимость от идеалов, которые навязывала ему его собственная программа. Книга повествует о диалектике просвещения, то есть об истории цивилизации в движении и о парадоксах, с которыми она сталкивалась. Центральным мотивом, проходящим через всю книгу, становится парадоксальный тезис авторов: «уже миф есть Просвещение, и: Просвещение превращается, обратным ходом, в мифологию».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Wolfgang Welsch
1987, cерия "Acta Humaniora", 344 с.
Книга ведущего немецкого исследователя постмодернизма предлагает скурпулезную реконструкцию истории выражения «постмодерн», развивая единое понятие «постмодерна», актуализируемого в различных сферах. Автор анализирует феномены постмодерна во всей их широте. Рассматривая явления в области литературы, архитектуры и других искусств, исследователь также выносит на обсуждение новые явления в области научной теории, уделяет внимание социологической постановке вопроса, диагностирует изменения в жизненном мире, освещает философское измерение проблемы. Свою позицию Вельш развивает в активном диалоге с позициями других исследователей и теоретиков постмодерна, представляя вниманию читателя панораму концепций Ваттимо, Фуко, Делеза, Деррида, Рорти, Гуиссена, Фостера, Джеймисона и Лиотара. Выходя за пределы своей дисциплины, Вельш охватывает взором современную ему действительность, воссоздавая картину времени, основной характеристикой которого, по Вельшу, становится понятие плюрализма. Версия постмодерна, которую предлагает книга Вельша, проблемно-ориентированная. В книге анализируются также предшественники постмодерна. В конце работы Вельш развивает оригинальную концепцию разума, которая после многих лет критики разума в качестве попытки выхода из нее вводится автором в контекст ситуации постмодерна и раскрывает возможности нового понимания принципов разумности и справедливости.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Андрей Анатольевич Пелипенко, Игорь Григорьевич Яковенко
Москва: Языки русской культуры, 1998, 376 с.
Книга основана на оригинальной авторской концепции культуры и методологии культурологического знания. Особенностью дискурса является его связующее положение между сферой философии и предметными областями науки. В центре авторской концепции стоит задача установления изоморфной связи между структурами ментальности и полем историко-культурной феноменологии. Отсюда – двучастный характер композиции книги. Вторая – историософическая – часть следует за первой, посвященной структурно-генетическим механизмам смыслообразования. Одна из важнейших целей, преследуемых авторами, состоит в выявлении единых понятийно-категориальных оснований, позволяющих связать в системное целое разрозненные предметы, исследуемые различными направлениями современного гуманитарного знания: синхронный и диахронный срезы культуры, сферу человеческой ментальности, феноменологическое поле культуры, социологию и законы мышления, психоанализ и семиотику. Изложенные в работе идеи и положения имеют научно-творческое значение и представляют интерес для широкого круга читателей, погруженных в проблематику гуманитарного знания.

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Вадим Петрович Руднев
Москва: Аграф, 1999, 384 с.
«Словарь …» Вадима Руднева – семиотика, лингвиста и философа, автора монографии «Морфология реальности» (1996), переводчика и составителя книги «Винни пух и философия обыденного языка», ставшей интеллектуальным бестселлером, представляет собой уникальный словарь – гипертекст. Издание содержит 140 статей, посвященных наиболее актуальным понятиям и текстам культуры XX века. Словарь состоит из трех типов статей: статьи, посвященные специфическим явлениям культуры; статьи, посвященные понятиям которые существовали до XX века, но вновь приобрели особую актуальность; статьи- монографии, посвященные значимым произведениям.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Сайт журнала Ab Imperio [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Ab Imperio. Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве:
http://abimperio.net

Дается информация о публикациях журнала и предоставляется возможность доступа к электронным версиям статей. Сайт раскрывает программные цели журнала: внедрение новейших научных достижений в исследовании истории и теории национализма в академическое сообщество бывшего СССР, содействие общению отечественных исследователей с зарубежными учеными и международной аудиторией. Излагаются правила подачи материалов для публикации.

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Питирим Александрович Сорокин
Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2000, 1054 с.
Фундаментальный труд Питирима Сорокина впервые издается на русском языке. Монографию приравнивают по значимости к основным трудам Маркса, Гегеля. Автор сформулировал основы новой интегральной науки, т.н. макросоциологии и обобщил достижения всех общественных наук - демографии, политологии, политэкономии, истории, культурологии и конкретной социологии. Также в работе представлена новая теория смены социокультурных типов в динамике общества на протяжении тысячелетий и как альтернатива линейному прогрессу доказывается наличие неизбежных краткосрочных и долгосрочных флуктаций в движении общества и всех его элементов.

Опубликовано на портале: 31-01-2004
E. Cerulli
Турин: Либрерия УТЕТ, 1986
Статья представляет собой персональную хронику долгих лет исследований, в которой встреча с "иным" всегда представляет собой уникальный опыт, побуждающий к пониманию и уважению других культур. Именно это и есть основная нить данной работы, адресованной прежде всего тем, кто интересуется культурой народов третьего мира. В своей работе автор ведет аудиторию к пониманию древности, а также богатства и важности культурного плюрализма, который всегда сопровождал историю человечества. В статье особенно глубоко анализируется экзистенциальная драма самобытных народностей, их отчаянная борьба с угрозой физического и культурного исчезновения. Автор не предлагает "единственно верной" методологии изучения культуры древних народов, а рассматривает различные научные и гуманистические подходы, определяющие направления культурно-антропологических исследований.