Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 63973

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Андрей Зоткин Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 84-110. 
В статье детально рассмотрено отношение политических субъектов и региональных сообществ к децентрализации государственной власти. Проанализированы тексты программ партий и дискурс политических заявлений представителей разных политических сил. Особое внимание сконцентрировано на анализе результатов опросов населения относительно расширения прав регионов и местных общин. Результаты позволяют говорить о специфике оценки децентрализации (как политического интереса) политическими субъектами и региональными сообществами. Если для первых практический интерес представляют отдельные составные элементы децентрализации власти, а не федерализация страны в целом, то для населения ряда регионов автономизм является скорее механизмом самозащиты в условиях перманентных политических кризисов. Автономистские интересы, более выразительно проявившиеся в отдельных регионах, детерминированы внешними (отношение к союзу Украины с Россией и Беларусью, перспективы вступления в НАТО) и языковыми факторами. Однако результаты опроса жителей АР Крым позволяют предполагать, что автономия в Крыму сейчас не является действенным механизмом для реализации интересов крымского регионального сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Татьяна Теличко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 154-172. 
В статье рассматривается необходимость формализации социологических теорий. Формализация нужна для проверки теорий, то есть выяснения их соответствия данным исследований, а следовательно, адекватности описания или объяснения социальной реальности. Теория определяется как набор концептов, которые можно эмпирически измерить, а также  связи между ими, которые в совокупности описывают или объясняют определенную часть социальной  реальности.  Такую  теорию  изображают  в  виде  причинной  модели, включающей множество взаимосвязанных гипотез. Формализация рассматривается как перевод вербальных утверждений теории на язык математических формул. Рассмотрены трудности и ограничения формализации социологических теорий. Речь идет о некоторых технических моментах формализации, связанных с количественной природой данных, на которых осуществляется верификация теории. На основе работ исследователей, занимавшихся формализацией теории (Г.Блейлок, Дж.Гиббс, Г.Зеттерберг), выводятся общие положения рекомендаций по формализации социологических теорий, а также рассматриваются правила формализации отдельных теоретических утверждений. Рассматриваются три случая формализации социологических теорий и этапы формализации в пределах каждого из них. Эти три случая: а) формализация социологических теорий исследователем (группой исследователей) на основании вербально оформленных работ других ученых; б) формализация теоретических предположений исследователя при проведении исследования; в) повторная, после ранее осуществленной другими исследователями формализация теорий, с целью приспособления к конкретным данным.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Сергей Кандрычын Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 71-83. 
Социальное пространство Украины и Беларуси характеризуется своеобразной полярностью по оси Восток–Запад. Существование устойчивых различий между восточными и западными регионами, вероятно, следует объяснять продолжительным влиянием двух цивилизаций западной (латинской) и восточной (православной, или русской). Наблюдаемые различия охватывают целый комплекс характеристик ментальной сферы, включая социо-политические, демографические, медико-социальные показатели и проявления религиозной жизни. В настоящем исследовании рассматривается устойчивый паттерн в распределении показателей преступности в контексте исторического районирования Украины и Беларуси.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Кирилл Грищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 3-14. 
20 лет, казалось бы, недолгий период существования для академическо­го учреждения. Но это вторая круглая дата, и уже есть основания подвести некоторые итоги своей деятельности, оценить бесспорные достижения, проанализировать проблемные вопросы, осмыслить пути и направления дальнейшего развития социологической науки в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Михаил Мищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 41-51. 
В статье исследуется влияние результатов президентских выборов 2004 и 2010 годов на эмоциональное самочувствие сторонников двух политических лагерей  (“оранжевого” и “бело-голубого”). Выявлены общие черты и различия между представителями этих групп в эмоциональном реагировании на изменения политической ситуации. В ситуации представленности в обществе сторонников различных идеологических концепций, при разных, иногда противоположных оценках ими течения общественно-политических процессов существует вероятность возникновения эмоциональной поляризации общества. Автор показывает, что уровень эмоциональной поляризации в украинском обществе, который был высоким в 2005 году, постепенно снижается. Однако ход политических событий продолжает влиять на эмоциональное самочувствие граждан. Относительно высокая эмоциональная значимость развития политических процессов для “оранжевого” электората наряду с неудовлетворенностью их протеканием позволят делать вывод о наличии выраженного протестного потенциала у “оранжевого” электората.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Екатерина Викторовна Батаева Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 136-153. 
В статье представлены результаты визуального анализа гендерного содержания телевизионной коммерческой рекламы. В визуальной социологии можно выделить два плана анализа — “социальной иконографии” и “социальной иконологии” (Э.Панофски). В статье представлена методика кодификации иконограмм, презентирующих модели гендерного поведения, используемые в современной рекламе. Проведена структурная интерпретация результатов исследования, направленного на выявление социальных тенденций, отражаемых в рекламном поле. Исследование гендерной визуальности современной рекламы проводилось методом семиотического контент-анализа. Почти половина (46,7%) проанализированных рекламных видеотекстов оказались гендерно нейтральными (в них либо вообще не были использованы мужские и женские образы, либо акцентировались универсальные личностно-поведенческие (а не гендерные) аспекты мужских и женских социальных практик). Что касается гендерно ориентированных рекламных текстов (53,0%), то наибольшей популярностью в них пользуется “женская модель” (Ж.Бодрийяр) нарциссизма и обольстительности (41%). Второе место в социологическом рейтинге наиболее востребованных в рекламном поле моделей гендерного поведения занимает “мужскаямодель” (34,5%), а далее—по степени убывания следуют модели “феминистка”, “женщина-домохозяйка”, “заботливая мать”, “андрогин” и “passive man”. Можно констатировать, что отечественная ТВ-реклама в большей степени ориентирована на практику воспроизводства, а не ”ломки" (Ж.М.Дрю) гендерных стереотипов: более “востребованными” в рекламном пространстве остаются стереотипные модели, которые составляют 5/6 всего объема гендерно ориентированной рекламы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Абель Полезе Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 52-70. 
Высказывая сомнение относительно содержания большинства материалов, где коррупция рассматривается как зло, которое в Украине необходимо искоренить, автор этой статьи предлагает проанализировать и разобрать случаи мелкой коррупции, которая скорее помогает людям выжить, чем обогатиться, — в рамках теории обмена подарками, предложенной Марселем Моссом (Marcel Mauss). Основное внимание в статье сосредоточено на наиболее “коррумпированных местах в Украине: высшее учебное заведение, больница, пост дорожно-патрульной службы, что имеет целью подробный анализ того, что лежит в основе этих сделок. Помимо этого, рассматриваются роли, которые играют действующие лица этих механизмов, что позволяет распознать так называемую переходную зону между разными видами коррупции, — как это видно из примеров, рассмотренных по ходу статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Вячеслав Витальевич Вольчик TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 17-22. 
В статье рассматривается вопрос о роли неявного знания в формировании институтов и координации в рыночном хозяйственном порядке. Особое внимание уделяется роли институтов в использовании информации, образующейся в неявном виде в ходе рыночных и социальных обменов. Анализируются возможности государственной экономической политики в процессе выращивания и изменения институтов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Наталия Лавриненко, Александр Рудик Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 111-135. 
Анализ ситуации в малом бизнесе с точки зрения уровня представительства женщин, эффективности и условий их труда, а также наличия/отсутствия фактов гендерной дискриминации является целью статьи. Исследование гендерного аспекта малого бизнеса осуществлено на основе анализа данных статистики, вторичного анализа данных экономических и социологических исследований, а также данных собственного исследования методом фокус-групп, Гендерный анализ сферы малого бизнеса привел к следующим выводам: имеет место горизонтальная гендерная сегрегация, когда женщины преимущественно концентрируются в менее прибыльных видах занятости (торговля, сфера услуг, фермерство). Транспорт, связь и строительство — это направления деятельности мужчин-предпринимателей. Условия труда в таких отраслях, как торговля на рынках и в сельском хозяйстве, крайне тяжелые и вредные для здоровья. Нужны немедленные меры по улучшению условий труда женщин, составляющих большинство работающих на рынках. Гендерная дискриминация просматривается в феномене, который отмечали все опрошенные женщины, от женщин чаще и более нагло требуют взятку, чем от мужчин-предпринима телей. По оценке женщин-предпринимателей эффективность их труда с  точки зрения прибылей никак не отличается от труда мужчин, работающих рядом с ними. Большая проблема для женщин, работающих в малом бизнесе, – получение социальной помощи при рождении ребенка. Для наемных работников (как мужчин, так и женщин) в сфере бизнеса проблемой является надлежащее оформление трудовых отношений. Очень часто они работают без оформления трудовых соглашений и записи в трудовой книжке (так называемый теневой рынок труда). Основная гендерная проблема, обнаруженная в разговоре с женщинами — отсутствие рефлексии относительно гендерных проблем общества. Таким образом, в сфере гендерных отношений украинского общества существует конфликт между представлениями о нормативных гендерных ролях, понимаемых преимущественно как традиционные, и реально существующими типами гендерных отношений в семье и на работе, среди которых преобладают гендерно-эгалитарные.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-09-2011
Денис Глебович Подвойский Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 113-119. 
В статье традиционная эпистемологически-методологическая проблема специфики социально-гуманитарных наук рассматривается на примере вопроса о применимости "математического инструментария" к анализу и описанию феноменов общественной жизни. Характеристика особенностей "номотетических конструкций", создаваемых в теоретической социологии, высвечивает, по мнению автора, ограниченность перспектив математизации социологического знания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Наталья Евгеньевна Тихонова TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 60-85. 
В статье исследуются особенности нормативно-ценностных систем российского общества, которые касаются норм в области взаимоотношений человека, общества и государства, характер их изменения в последние 15 лет, а также оценка основных типов (моделей) мировоззрения, существующих сегодня в России. Процессы социокультурной модернизации протекают в России не так, как они протекали в странах классической европейской модели развития. Фактически сегодня в нашем обществе есть по крайней две разновидности сознания модерна, обе они не ориентированы на то, что Россия должна идти западным путем, а многие ключевые и характерные для них нормы, ценности и установки принципиально отличаются от ассоциируемых обычно с западной культурой. И в этом плане можно говорить о формировании в России «альтернативного модерна», причем существующего в различных формах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Телесфор Любомирович Кончанин TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 86-97. 
Проблема заключается в безразличном отношении современного студенчества к овладению комплексом культурных, морально-этических и общегражданских ценностей гуманитарного образования. Делается вывод, что возврат к целостному содержанию социогуманитарного образования предполагает повышение статуса гуманитариев, обновление контента социогуманитарного образования на основе актуализации его содержания, вовлечения студентов в обсуждение самых злободневных проблем общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Октай Юсуфович Мамедов TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 23-28. 
Автор концентрирует внимание на тех негативных последствиях и проблемах наноиндустриализации, которые остаются обычно на периферии внимания экономистов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-09-2011
Милан Зафировский Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 120-130. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Октай Юсуфович Мамедов TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 5-8. 
Статья посвящена проблемам и препятствиям на пути модернизации российской экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Михаил Мягков, Питер К. Ордешук Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 13-40. 
В статье используется несколько индикаторов фальсификации официальных результатов президентских выборов на избирательных участках Украины в 2010 году; полученные результаты сравниваются с данными третьего тура президентских выборов 2004 года. Примененные индикаторы были разработаны и использованы ранее при оценке выборов в России, Украине, на Тайване, в Мексике и Венесуэле. В целом авторы приходят к выводу, что Виктор Янукович одержал победу над Юлией Тимошенко в свободном и  честном соперничестве. Использованные индикаторы позволили проверить в 2010 году даже меньшие подозрения, чем в заключительном туре 2004 года. Таким образом есть основание согласиться с мнением независимых наблюдателей о том, что ни один из претендентов не получил преимущества за счет сколь-нибудь значительного количества сомнительных голосов или заключительных подсчетов. Нет оснований поддерживать заявление Тимошенко после выборов о невозможности признать победу, одержанную за счет более миллиона сфальсифицированных голосов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-09-2011
Анна Сергеевна Проценко, Елена Генриховна Свистунова Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 110-112. 
Анализируются отдельные аспекты состояния здоровья и образа жизни населения. Выявлен диссонанс между декларируемой ценностью здоровья и неготовностью к реальным действиям для его сохранения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Richard Theodore Ely TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 29-38. 
Статья представляет собой попытку совершенствования методов исследования земельной собственности с позиций экономической науки. Обосновывается целесообразность ограничения общественных прав на землю в рамках земельной реформы XX в. Сформулированы основные аспекты земельной собственности в рамках правовой и экономической концепций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Виталий Лукащук Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 185-197. 
Проведен анализ характера конфликтного взаимодействия в современном спорте. Показано, что в научной литературе существуют противоположные подходы,  характеризующие  взаимосвязь  спорта  и  социального  конфликта. Приверженцы одного из них считают современный спорт источником социальных конфликтов, поскольку сама сущность спортивного соревнования конфликтогенна. Сторонники противоположного подхода позитивно и достаточно высоко оценивают роль спорта в ограничении и преодолении конфликтов, всесторонне подчеркивая важное значение спорта как фактора мира, дружбы, международного взаимопонимания, снижения агрессивности. Возникновению конфликтных ситуаций в международном спорте, особенно при проведении Олимпийских игр, способствует использование его в корыстных политических целях. Спортивные рекорды, успешные выступления сборных на Олимпиадах, качественное проведение игр и даже само право на их проведение стали инструментами утверждения международного политического авторитета стран. Одним из последствий этого стали многочисленные конфликты в международном спорте в форме политических протестов или бойкотов. Автор анализирует причины, формы и черты политических протестов в спорте. Однако спорт можно рассматривать как пример ограничения конфликтов, так как спортивная деятельность регулируется на основании соблюдения принципов fair play (честной, справедливой игры) и равенства шансов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Сергей Дембицкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 173-184. 
В статье рассматривается история развития оценочных методов за рубежом, состоящая из трех основных этапов. Первый этап характеризуется доминированием экспериментальной традиции, второй—появлением новых альтернатив (качественные исследования, метаанализ и программная теория), третий — интеграцией качественных и количественных методов. Особое внимание уделено метаанализу и программной теории. Метаанализ представляет собой совокупность статистических методов для объединения результатов различных количественных исследований. Его главной целью является получение исчерпывающего заключения относительно эмпирических данных, имеющихся по определенной тематике. Программная теория заключается в моделировании (обычно в графической форме) взаимосвязей между различными элементами программы, подлежащей оцениванию. Составленная модель определяет исследовательский дизайн и компоненты программы, на которых следует сфокусироваться наиболее тщательно. В заключение в статье рассматриваются исследовательские дизайны в исследованиях смешанного типа, предназначенных для проведения оценки, а также ситуация, сложившаяся в сфере оценочных исследований в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл