Эксоцман
на главную поиск contacts

    Форум по учебному курсу "Социально-экономическая зависимость как феномен массового сознания и стратегия экономического поведения" ведет Е.С.Балабанова
Форум:  [Создать новую тему    сортировать по:
31.03.09: Е.С.Балабанова
Вопросы к зачету
Контрольные вопросы к спецкурсу 
«Социально-экономическая
зависимость»


Источники для подготовки:

Е.С. Балабанова. Социально
экономическая зависимость. Программы и материалы курса.
http://ecsocman.edu.ru/db/msg/128018 
Е.С. Балабанова. Социально-экономическая
зависимость: теория, история, современность. Н. Новгород: ННГУ, 2004.


1.В
чем сущность противопоставления «свободы» и «блага» в
социальной философии и социологии либерализма? Какие слабые стороны этой
концепции вы могли мы отметить?
2.Как отражена проблема несовместимости
свободы и защищенности человека в романе Ф. Достоевского «Братья
Карамазовы»? (Часть II. Книга V. Великий Инквизитор.
http://www.komi.com/spirit/Prose/dostoevsky.htm )
3.Что такое «уравнение
зависимости»? Каковы его составляющие? Каков механизм трансформации
экономической зависимости во властные отношения?
4.Опишите примеры ситуаций,
когда социально-экономическая зависимость как феномен сознания и стратегия
поведения одновременно присутствуют у экономических субъектов; когда
присутствует только какой-то один вид зависимости.
5.В чем разница между
«социально-экономической зависимостью» и «паразитизмом»?
6.
Опишите характерные черты «зависимого развития» стран Третьего мира.
Почему экономическая зависимость государств приводит к их политической
несамостоятельности?
7.Какие черты зависимого развития можно обнаружить в
современной России? Можно ли сойти с траектории «зависимого развития»?
8.В чем заключаются важнейшие различия российской и западной экономических
культур?
9.Каким образом экономическая культура оказывает влияние на специфику
понимания свободы в России?
10.Почему бедность и зависимость оказалась
«девиацией» в западной экономической культуре и «нормой» - в
российской? Почему в России, несмотря на массовую бедность, никогда не
существовало «андекласса» в западном понимании?
11.Опишите сущность
отношений патернализма.
12.Каковы политические, экономические и социальные
последствия политики государственного патернализма в СССР?
13.Каково
взаимодействие экономического сознания и реального экономического поведения
людей?
14.Опишите проявления социально-экономической зависимости как феномена
массового сознания в современной России.
15.Используя данные опросов
общественного мнения, приведите свидетельства: либерализации экономического
сознания россиян; роста зависимых установок. Как вы объясните эти противоречивые
тенденции?
16.Перечислите факторы, оказывающие влияние на либерализацию и на
традиционализацию экономического сознания населения России. Какие из них, на ваш
взгляд, сильнее?
17.Опишите социальный портрет «зависимых» групп
трудоспособного населения России.
18.Опишите проявления и последствия
социально-экономической зависимости женщин в приватной сфере.
19.Опишите
проявления и последствия социально-экономической зависимости женщин в публичной
сфере.
20.Каковы структурные и индивидуально-личностные факторы социально-
экономической зависимости женщин?
21.Какими видами зависимости, помимо
экономической, характеризуется старость? Каковы последствия этих зависимостей?
22.Насколько неизбежным, на ваш взгляд, является феномен зависимости пожилого
человека? Какие способы содействия независимости пожилых вы знаете?
23.Какие
практические меры преодоления зависимости уязвимых групп населения
осуществляются сегодня на Западе? Каковы их достижения? В чем заключается
критика этих мероприятий?
24.Почему проблема преодоления зависимости
получателей государственной помощи сегодня находится на периферии внимания
акторов российской социальной политики? Возможна ли «либеральная»
социальная политика в России?