Эксоцман
на главную поиск contacts


План лекций

MS Word Document
сохранить
[81 КБ]
  1. Тема: Информационное общество: основные теоретические концепции  >>

    Информатизация как компонент социальной реальности. Связь технологических, культурных, социальных и институциональных изменений в современном обществе. Различные определения современного западного общества и его характеристики (постиндустриальное общество, общество постмодерна, сетевое общество, глобальное общество, информационное общество). Концепция постиндустриального общества Д. Белла. Основные черты постиндустриального общества, отличие его от доиндустриального и индустриального. Основные проблемы, порождаемые глобализацией. Критика теорий постиндустриального общества.

  2. Тема: Прошлое и будущее Интернета  >>

    Интернет – всемирная паутина – киберпространство – виртуальная реальность: определение основных понятий и их происхождение. Формирование особого научного дискурса вокруг концепции виртуальной реальности и его основные источники (научная фантастика, киберпанк, компьютерные компании и военные ведомства). Основные функции Интернета в современном обществе.

    Развитие Интернета в России и за рубежом: история возникновения, динамика числа подключенных пользователей. Распространение Интернета среди различных социальных групп. Структура пользователей. Основные тенденции последних лет и их последствия. Рост аудитории Интернета в России. Изменение портрета Интернет-аудитории в России. Основные тенденции развития Сети, прогноз на будущее.

  3. Тема: Киберпространство как особая социальная, психологическая и культурная среда  >>

    Трансформация традиционной системы ценностей. Появление новых социальных институтов. Особенности новой Интернет-культуры. Основные социально-психологические черты киберпространства (Дж. Сулер). Интерактивность. Постоянные трансформации пространства. Ограниченность сенсорных ощущений. Анонимность и невидимость. Децентрализация. Необходимость специфических знаний и навыков. Уникальная система поиска информации. Гибкость пространства. Возможность одновременной коммуникации больших групп. Растяжение и сжатие времени в процессе коммуникации. Письменная речь, возможность фиксации и сохранения текста «разговора». Гипертекст и мультимедиа – новые формы подачи информации. Новые виды стрессов.

  4. Тема: Социально-психологические аспекты поведения индивида в киберпространстве  >>

    Мотивация пользователей Интернета. Классификация мотивов (деловой, познавательный, коммуникативный, самоутверждения, рекреации и т.д.).

    Виртуальные образы, создаваемые людьми при общении в Интернете. Особые социальные роли – аватары, новые имена (ники). Основные подходы к выбору ника. Различные стратегии самопрезентации личности – различные типы аватаров.

    Социальное неравенство среди пользователей Интернета: новые основания для стратификационного деления. Социальная структура виртуальной реальности, её особенности. Хакеры как новая социальная группа, их типология и мотивация деятельности.

    Зависимость от Интернета (Интернет-аддикция), её основные индикаторы. Особенности Интернета, способствующие распространению и усугублению зависимости от Сети. Проблемы, которые создает Интернет-зависимость для самого пользователя и окружающих его людей.

  5. Тема: Взаимодействия индивидов в киберпространстве  >>

    Основные черты и особенности взаимодействия индивидов в киберпространстве (анонимность, асинхронность, выравнивание социальных статусов, уничтожение географических границ, значительное увеличение числа персональных контактов по сравнению с реальной жизнью и т.д.). Специальный язык, жаргон.

    Различные каналы и возможности коммуникации (электронная почта, чаты, веб-конференции, форумы) и их специфика. Девиантное поведение. Переход от виртуального знакомства к реальному. «Карнавальный» и «доверительный» стиль общения (В. Нестеров). Относительная безопасность сетевого общения. Виртуальные романы. Причины их возникновения. Основные типы. Реализация сексуальных желаний в сетевом общении. Переход от виртуальных взаимоотношений к реальным. Позитивные и негативные последствия виртуальных романов.

    Виртуальные сообщества – групповая динамика. Виртуальные сообщества как особое социальное явление. Основные направления изучения виртуальных сообществ. Различия между виртуальными и реальными сообществами (Г. Рейнгольд); сетевая организация ВС (Б. Уэллман); конфликты частных интересов и возможности создания и использования «общественных благ» (П. Коллок); социально-психологические исследования он-лайн коммуникации (М. Ли, Т. Постмес, Р. Спирс).

    Основные проблемы Интернет-сообществ. Проблема соотношения публичного и частного. Проблема регулирования процессов коммуникации. Проблема социального контроля. Проблема свободы слова, свободы общения. Проблема доверия, распознавания обмана. Основные роли в сетевых сообществах: гуру, модераторы, администраторы. Конфликты в сетевом общении. Этика и культура взаимоотношений. Сетевой этикет или «нетикет» (netiquette).

  6. Тема: Интернет как средство массовой коммуникации >>

    Гипертекст как новая форма коммуникации в обществе. Развитие теории гипертекста (В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон). Примеры литературных произведений, написанных с использованием гипертекста. Гипертекст как основа Всемирной паутины (WWW).

    Особенности Интернета как средства массовой коммуникации. Основные преимущества и недостатки глобальной сети по сравнению с традиционными СМИ. Основные требования к информации, для того чтобы ее можно было рассматривать как публикацию: «Сохраняемость» информационных сообщений, их неизменность и наличие постоянного web-адреса.

    Понятие аудитории Интернета. Распространение «традиционных» моделей коммуникации на Интернет. Традиционные СМИ в киберпространстве: он-лайн версии. Интерактивность новых информационных каналов.

    Интернет как образовательный ресурс. Интернет-образование. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Интернет-литература, виртуальные библиотеки.

  7. Тема: Новая экономика – экономика, основанная на знаниях >>

    «Новый экономический порядок». Отличие информации и знаний от природных, трудовых и технических ресурсов (Т. Стюарт, Т. Сакайя, Н. Штер). Переход современных западных обществ от традиционной индустриальной экономики к «новой экономике». Ее основные черты. Наиболее яркие примеры.

    Исследования «новой экономики» и новых сфер занятости. Структура «новой экономики». Концепция трех полюсов, вокруг которых концентрируется занятость «новой экономики». Экономические особенности (Дж.Б. ДеЛонг, М. Фрамкин): исчезновение трех основ прежней рыночной системы.

    Переход от массовости к уникальности (кастомизация). Обострение символической конкурентной борьбы. Виртуализация качества товаров и услуг. Изменение роли рекламы в современном обществе.

  8. Тема: Трудовые отношения в условиях новой экономики >>

    Реорганизация рабочей силы, появление новых уровней ее объединения, новых стандартов качества и стабильности занятости, не вписывающихся в механизмы «старой экономики». Распространение «проектно-ориентированной» занятости. Развитие «глобальной рабочей силы» и установление общих стандартов коммуникации (универсальный английский язык, единые стандарты программ для обмена информацией и форм представления информации, одинаковые виды удаленной трудовой активности).

    Интернет как рабочее место и как средство заработка: новые профессии и специальности. Выделение «новой занятости», как трудового аспекта «новой экономики» (Д. Ньюмарк, Д. Рид). Понятие занятости в Интернете (или Интернет-занятости). Основные примеры Инте

    Интернет как средство облегчения работы. Возможность проведения деловых веб-конференций, переговоров с использованием Интернета. Поиск деловых партнеров через Интернет. Электронная подпись и перспективы изменения условий документооборота благодаря новым информационным технологиям. Телеработа. Преимущества и недостатки для работников и работодателей. Сферы распространения телеработы.

    Возможности Интернета как средства поиска работы. Виртуальные кадровые агентства. Другие источники данных о вакансиях. Форумы и чаты как источник неформальной информации для работников и работодателей. Активный и пассивный способ поиска работы. Способы получения неформальной информации о работе и работниках. Вакансии наиболее широко представленные в Интернете. Эффективность поиска работы через Интернет: результаты социологических опросов.

  9. Тема: «Виртуальная» экономика и финансовое поведение в Интернете >>

    Потребительское и сберегательное поведение в Интернете. Интернет как новая среда для оказания и распространения финансовых и потребительских услуг. Виртуальные магазины. Новые деньги. Новые услуги. Игровой сегмент Интернета. Business-to-business как особый сектор Интернет-коммерции. Мотивация людей, совершающих покупки или использующих финансовые услуги в сети Интернет. Преимущества и недостатки торговли и совершения финансовых операций в Интернете по сравнению с традиционными формами.

    Реклама и маркетинг в Интернете. Основные разновидности рекламы. Терминология, используемая при анализе эффективности Интернет-рекламы. Особенности восприятия Интернет-рекламы. Проблемы с использование рекламы в Интернете. Основные нарушения законодательства.

    Правовое регулирование виртуальной реальности. Информационное и авторское право, интеллектуальная собственность. Значение авторского права в современной культуре. Ограничение распространения информации. Защита электронной информации. Защита торговых марок. Преступления в сфере информационных технологий. Интернет-преступления и другие «серые» формы деятельности в Интернете. Незаконный доступ к закрытой информации. Распространение запрещенных материалов. Мошенничество.

  10. Тема: Интернет как исследовательский инструмент >>

    Социологические опросы в Интернете. Преимущества, дополнительные возможности: широта охвата, достижимость, доступность, экономичность, быстрота, анонимность и т.д. Недостатки и ограничения Интернет-опросов. Поиск и отбор респондентов. Три разновидности выборок для online-опросов: неограниченная (случайная, неконтролируемая), отобранная (отсеянная), и специально завербованная (Дж. Уотт). Создание и принципы работы Интенет-панели. Этика исследований в киберпространстве.

    Семь наиболее распространенных технологий проведения online-исследований (Т. Филиппова). Рассылка анкет по электронной почте. Размещение текстовых анкет в Группах новостей (newgroups). Интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards). Web-страницы. Стандартный Web-опросник. Самозагружающийся опросник загружается. Online фокус-группы.

    Информационные ресурсы Всемирной Сети. Основные типы электронных ресурсов. Специализированные порталы. Электронные журналы. Сайты научных и исследовательских организаций. Проблема поиска научной информации.

  
Новые материалы по курсу