Эксоцман
на главную поиск contacts


Сведения о курсе

Кому читается: Изучение курса «Социология Интернета» предполагает знакомство студентов с такими учебными дисциплинами, как «Общая социология», «Социальная стратификация», «Экономическая социология», «Социология труда и занятости», «Социальная и экономическая статистика», «Методы анализа социологических данных», «Информатика», «Политология» и др.

Когда читается: С 6 сентября по 27 октября 2005 г. (1-й модуль)

Количество лекций (часы): 30

Количество семинаров (часы): 18

Формы контроля: дифференцированный зачет

Цель курса:
Аннотация
Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения публике своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), профессиональной (возникают новые профессии) сферах. Основная цель данного курса – познакомить студентов с важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области социологии Интернета.

Учебная задача курса
В результате изучения курса студенты должны:
  • знать теоретические модели и концепции Интернета, разработанные в различных социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология);
  • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом;
  • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме;
  • обладать навыками использования эмпирических данных.


Примечания:
Новизна курса
Социология Интернета – сравнительно новая, быстро развивающаяся дисциплина, получившая уже достаточное признание на Западе как самостоятельное исследовательское направление. В тоже время в России она практически не освоена. Однако даже на Западе социологический взгляд на проблему появления новой коммуникационной среды – Интернета пока еще недостаточно развит и теоретически обоснован. В настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособия по данному направлению. Однако в ряде западных школ и университетов читаются специализированные курсы «Социологии Интернета» (Sociology of the Internet или Sociology of Cyberspace). Среди наиболее известных исследователей этого направления можно выделить Donna Hoffman (Vanderbilt, USA), Carl Cuneo (McMaster, Canada), Robert Wood (Rutgers, USA), Chris Toulouse (Hofstra, USA), Peter Kollock (California, USA), Michael Hardey (Southampton, England) и т.д.

В России практически не известны систематизированные учебные материалы и методики преподавания курса в зарубежных университетах. Курс и учебное пособие по «Социологии Интернета» имеют целью восполнить недостаток таких материалов, систематизировать имеющиеся теоретические и эмпирические разработки в этой области, как зарубежные, так и отечественные, и помочь преподавателям в разработке программы и чтении соответствующего курса, а студентам – в его освоении. Данный курс не читается ни в одном из высших учебных заведений в России, несмотря на его безусловную актуальность.

До сих пор экономические, психологические и социологические концепции Интернета развиваются в значительной степени изолированно друг от друга. Необходимо обобщение этих подходов, их сравнительный анализ, исследование преимуществ и недостатков, рекомендации по их практическому применению в исследовательских проектах. Это позволит подвести фундамент под специфическую методологию подобных исследований в рамках экономической социологии.

Важность теоретического обоснования изучения Интернет-коммуникаций в России, а также создание фундамента для их эмпирических исследований обусловлена в первую очередь современным состоянием развития общества во всем мире, которое характеризуется как «информационное общество». Несмотря на то, что в России доля людей регулярно пользующихся всемирной компьютерной сетью Интернет крайне невелика (около 12% по оценкам Фонда «Общественное мнение») в будущем их число будет неуклонно возрастать и это еще больше усилит актуальность стоящих исследовательских задач.

Актуальным становится изучение виртуальных сообществ, внутри которых формируются свои особые законы и правила (хотя в большинстве случаев и неформализованные, но весьма значимые). При сетевом общении стираются географические, расовые, материальные, профессиональные различия между индивидами. Кроме того, исследования виртуальных сообществ имеют важное прикладное значение с точки зрения разработки новых принципов проведения социологических опросов. Интернет и электронная почта позволяют собирать эмпирические данные о тех группах, которые чрезвычайно труднодоступны при традиционных подходах. Мы можем опрашивать респондентов из разных стран, имеющих специфические интересы и определенный род занятий. Как правило, возможности обеспечения анонимности позволяют им быть более откровенными в своих ответах, нежели в ситуации непосредственного общения с исследователем (интервьюером).

Разделы курса
Предлагаемый курс представляет собой новый учебный курс, как по своей структуре, так и поставленным задачам. В нем кратко анализируются основные теоретические парадигмы современного западного общества, дается характеристика исторических процессов, происходивших в мире последние несколько десятков лет. Киберпространство рассматривается как особая социальная, психологическая и культурная среда. Проводится обобщение и изложение основных социологических теоретических концепций поведения индивида в киберпространстве, в том числе взаимодействия индивидов между собой, образования и функционирования виртуальных сообществ. Анализируется трансформация традиционных общественных систем в рамках нового информационного общества. Специально рассматриваются культурные сдвиги, происходящие в связи с развития новых информационных технологий.

Большой раздел курса посвящен анализу новой виртуальной экономики с точки зрения экономико-социологического подхода. Рассматривается влияние Интернета на традиционное экономическое поведение: появление новых профессий и специальностей, новых возможностей для поиска работы и для ее выполнения. Анализируется потребительское и сберегательное поведение населения в киберпространстве, новые возможности для рекламы и маркетинга, использование Интернета для осуществления PR-кампаний.

Заключительный раздел курса посвящен анализу Всемирной компьютерной сети как особого исследовательского инструмента: рассматриваются возможности и ограничения Интернета как средства проведения социологических опросов.

  
Новые материалы по курсу