Эксоцман
на главную поиск contacts

Регионализация высшей школы: проблемы и решения

Опубликовано на портале: 28-05-2004
Тематический раздел:
Становление и развитие цивилизованного федерализма является фундаментальной основой государственной региональной политики для всех органов власти и регулирования их отношений во всех сферах общественной жизни. Поэтому региональная политика в области образования - это хотя и специфическая, но лишь составная часть общей государственной региональной политики Российской Федерации. Сущность новой государственной региональной политики в области профессионального образования заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования и, соответственно, от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования.
В условиях форсированного политического и экономического реформирования России существенно возросла степень самостоятельности, автономности вузов, возникла своего рода конкуренция на рынках образовательных и научных услуг государственных вузов и альтернативных учебных заведений, региональных и столичных вузов. Эта конкуренция, с одной стороны, реально создает рынок образовательных услуг, который предлагает самые различные формы образования, особенно по наиболее популярным специальностям, а с другой - переход еще вчера полностью централизованной и огосударствленной системы образования на новые правила игры с использованием рыночных механизмов может привести к потере накопленного национальной системой образования потенциала, снижению качества образования, перепроизводству кадров по отдельным группам специальностей и др.
Все это требует согласованных действий вузов в региональной системе со стороны местных органов власти, создания специальных органов управления на региональном уровне. Следует также учитывать, что формирование самодостаточной региональной системы высшего профессионального образования затруднительно без взаимодействия вузов как с органами законодательной и исполнительной власти региона, так и с федеральными органами управления системой образования.

Г.Ф. Шафранов-Куцев,
ректор Тюменского государственного университета

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:
проблемы и решения

Становление и развитие цивилизованного федерализма являются фундаментальной основой государственной региональной политики для всех органов власти, регулирования их отношений во всех сферах общественной жизни. Поэтому региональная политика в области образования - это хотя и специфическая, но лишь составная часть общей государственной региональной политики Российской Федерации. Сущность новой государственной региональной политики в области профессионального образования заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования и, соответственно, от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования.

В условиях форсированного политического и экономического реформирования России существенно возросла степень самостоятельности, автономности вузов, возникла своего рода конкуренция на рынках образовательных и научных услуг государственных вузов и альтернативных учебных заведений, региональных и столичных вузов. Эта конкуренция, с одной стороны, реально создает рынок образовательных услуг, который предлагает самые различные формы образования, особенно по наиболее популярным специальностям, а с другой, переход еще вчера полностью централизованной и огосударствленной системы образования на новые правила игры, использование рыночных механизмов может привести к потере накопленного потенциала национальной системой образования, снижению качества образования, перепроизводству кадров по отдельным группам специальностей и др.

Все это требует согласованных действий вузов в региональной системе со стороны местных органов власти, создания специальных органов управления на региональном уровне. Следует также учитывать, что формирование самодостаточной - региональной системы высшего профессионального образования затруднительно без взаимодействия вузов как с органами законодательной и исполнительной власти региона, так и с федеральными органами управления системой образования.

Новая региональная политика в области высшего профессионального образования должна строиться так, чтобы, с одной стороны, обеспечивать сохранение как одной из самых больших российских культурных ценностей единого общенационального образовательного пространства, а с другой, - эффективность и конкурентоспособность региональных научно-образовательных систем субъектов Федерации в плане качественной подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения необходимых в регионе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Разумеется, новая региональная политика не могла сложиться на пустом месте, без научной проработки концепций реформирования региональных систем высшего профессионального образования, основных принципов их взаимодействия в едином образовательном пространстве страны. С этой целью Госкомвуз России объединил научные возможности ведущих университетов России в рамках крупных научных программ "Развитие образования в России", "Университеты России", "Народы России: возрождение и развитие", организовал проведение нескольких научно-практических конференций, которые стали заметным явлением в научном осмыслении формирования и реализации региональной политики в области высшего профессионального образования.

Для обобщения опыта формирования региональной политики, разработки концептуальных вопросов современного федерализма, изучения вопросов комплексного развития субъектов Федерации при Мордовском госуниверситете в 1991 году был создан научно-исследовательский институт регионологии, а с 1992 года издается новый научный журнал "Регионология".

Учеными Тюменского госуниверситета за последние несколько лет на основе выполненных исследований были подготовлены научные отчеты по региональным моделям образования в условиях перехода к рыночной экономике, по проблемам подготовки предпринимателей для наукоемких сфер экономики, по вопросам организационно-правовых отношений вузов с региональными органами государственной власти и местного самоуправления и некоторые другие.

Тенденция регионализации в деятельности вузов просматривается в их более целенаправленной работе на конкретный регион: научные исследования, разработка и реализация наукоемких и информационных технологий через технопарки, подготовка и повышение квалификации кадров и т.п.

В последние годы по самым различным причинам резко сократилась учебная миграция молодежи, практически сошла на нет практика направления молодых специалистов из столичных вузов в регионы. Поэтому деятельность большинства высших учебных заведений, кроме небольшого числа творческих и обслуживающих потребности военно-промышленного комплекса, получила определенные территориальные рамки, как правило, в границах административно-территориальных образований - республик, краев, областей.

Получила распространение практика заключения целевых договоров между вузами и органами государственной власти субъектов Федерации на подготовку специалистов за счет местных бюджетов, помимо федеральных контрольных цифр. Более того, в ряде субъектов Российской Федерации вузы полностью переводятся на финансирование из местных бюджетов.

Новый расклад обязанностей по финансированию профессионального образования между центром и субъектами Федерации приведет и к перераспределению полномочий в управлении вузами. Вряд ли получится так, что регионы, взваливая на свои плечи большую часть финансовых забот, будут мириться с прежним распределением полномочий по управлению высшим профессиональным образованием, как говорится, "кто платит деньги, тот и заказывает музыку".

Можно определенно утверждать, что степень децентрализации управления высшим профессиональным образованием определяется, в основном, соотношением источников финансирования. И чем в большей мере финансовая подпитка вузов осуществляется за счет бюджетов субъектов Федерации, тем в большей степени местные органы власти реализуют региональный подход в управлении процессами функционирования высшей школы региона.

Но процесс перераспределения полномочий по управлению высшей профессиональной школой федеральными и региональными органами управления складывается не просто, и ситуация здесь определяется не только финансовой стороной дела. Можно полагать, что вузовскую элиту вполне устроила бы ситуация, когда получая инвестиции из местных бюджетов, удалось бы сохранять управление из федерального центра.

Кстати, в основном, субъективными причинами можно объяснить и сохранение в регионах небольших вузов, относящихся к различным ведомствам. При увеличении финансирования вузов из бюджетов субъектов федерации процессы интеграции небольших вузов, да и интеграция средних специальных учебных заведений в первые ступени высшего образования пойдут значительно быстрее.

В условиях углубления демократических образований в обществе, формирования законодательной и исполнительной власти регионов путем прямых выборов коллективы вузов с их концентрацией интеллектуальный элиты региона, общественно активной студенческой молодежи становятся предметом особой заботы и внимания общественных движений и политических партий. Их позиция часто может склонить чашу весов в пользу того или иного политика, определить исход любых политических компаний, выступать фактором, определяющим стабильность политической ситуации. В международной практике известны случаи, когда во избежание большой концентрации студенческой молодежи в условиях политической и социальной нестабильности учебные заведения рассредоточивались, переводились в другие регионы страны. С этими обстоятельствами тоже приходится считаться.

Тенденция регионализации в деятельности высшей школы получает свое подтверждение еще и в том, что столичные вузы и некоторые продвинутые вузы признанных центров высшего образования (Москва, Петербург, Томск, Новосибирск, Екатеринбург и др.) стремятся создать свои филиалы и другие подразделения в других регионах России и, конечно, в первую очередь, бездотационных, с более высоким уровнем жизни населения. Это означает, что уже не абитуриенты мигрируют в вузовские центры, а сами вузы начинают переносить свою деятельность к местам проживания потенциальных абитуриентов. Это принципиально новая для организации высшей школы ситуация и надо вырабатывать соответствующее отношение к территориальной экспансии ведущих вузов.

Разумеется, в основе такой экспансии лежит стремление руководства этих вузов при значительном сокращении притока абитуриентов и скудости финансирования из федерального бюджета обеспечить работой высококвалифицированные кадры преподавателей, привлечь дополнительные инвестиции на развитие, если можно так выразиться, вуза-метрополии. Прием в такие периферийные подразделения ведется только на платной основе и, как правило, без каких-либо вступительных испытаний, в основном, по престижным специальностям - экономика, финансы, право, менеджмент. Не отстают от них и предприниматели от образования, которые под громкими вывесками вплоть до международных академий и колледжей, создают негосударственные учебные заведения.

Такая организация высшего образования вряд ли сможет обеспечить кадровые потребности регионов, причем незакрытыми останутся как раз бюджетные отрасли - образование, медицина, социальная защита населения и др., которые вряд ли найдут необходимые средства для оплаты услуг негосударственных вузов.

В последнее время руководители регионов, крупных и средних городов, реально оценивая сложившуюся ситуацию и опираясь на свои новые правовые и финансовые возможности, идут на создание самостоятельных вузов, как это произошло в Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и некоторых других. Именно поэтому нефтегазовые города Тюменского Севера становятся местом ожесточенной конкуренции за право заниматься образовательной деятельностью по программам высшего профессионального образования. Ситуация пока остается непрогнозируемой и трудно управляемой.

В первую очередь, развивать действительно необходимые для региона образовательные структуры можно было бы с помощью практики лицензирования, которая для всех организационных форм высшего профессионального образования сосредоточена в центральных органах управления, в Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. Однако при сегодняшних масштабах создания негосударственных высших учебных заведений, формирования многочисленных филиалов государственных вузов осуществлять такую политику только из федерального центра управления становится практически невозможным и очень дорогостояшим делом. К этой работе обязательно следует привлекать органы государственной власти субъектов Федерации на основе долго- и среднесрочных прогнозов развития регионов и городов. В противном случае в регионах может сложиться рынок образовательных услуг без учета реальной потребности в кадрах и крайне невысокого качества.

В современных условиях процессы регионализации высшего образования, пересмотр сложившихся схем их управления, главным образом, инициируются ситуацией, сложившейся с их финансированием. Стоит заметить, что эта проблема характерна не только для современной России. Во многих странах с продвинутой рыночной экономикой тоже практически не остается вузов, которые бы не испытывали финансовых затруднений. Вот заголовки ведущих английских газет "Файнэшл Таймс", "Гардиан", "Дейли Телеграф" по поводу финансовой политики правительства в отношении университетов: "Шнурок затягивается на шее университетов", "Университеты перед лицом колоссального денежного пересмотра", "Вновь поступающим в университеты придется платить по 300 фунтов стерлингов" и т.п. Комитет вице-канцлеров и ректоров университетов Великобритании обратился к населению с просьбой организовать давление на депутатов парламента с целью добиться изменения финансовой политики в отношении университетов. В переходах берлинского метро студенты университета Гумбольда собирают пожертвования на содержание своей альма-матер.

Причины многих финансовых затруднений кроются не только в масштабах высшего образования, увеличивающихся расходах государственного бюджета на финансирование университетов. Срабатывает еще и другое немаловажное обстоятельство, которое заключается в кризисе доверия науке, университетам. Есть сильные основания подозревать, что правительства все с большей неохотой субсидируют и университеты, и фундаментальную науку. По этому поводу, выступая на Международном конгрессе "Университеты на пороге третьего тысячелетия", ректор Московского университета В.А. Садовничий точно заметил: "Общество жаждет получить от образования многое, если не все, отказывая ему даже в минимуме внимания, принося зачастую образование в жертву политическим играм".

В нашей стране большинство вузов, за исключением небольшого числа элитных, ориентированных на нужды военно-промышленного комплекса, не получали щедрого финансирования в прошлом и не получат его в условиях перехода к рыночной экономике. Поэтому единственный выход для вузов возможен только при диверсификации, многоканальности источников финансирования. В обозримом будущем российские университеты не выручит ни разгосударствление, ни переход к платному высшему профессиональному образованию. В странах с рыночной экономикой полноценное высшее профессиональное образование является выгодным вложением средств и обещает его владельцу солидные дивиденды в будущем. Понятно, что при таком раскладе семья не скупится на расходы и выкладывает как минимум 10-15 тысяч долларов в год за обучение в рядовых университетах, а в элитарных университетах на престижных факультетах и того больше - до 40-50 тысяч долларов.

В современной России, во-первых, пока еще большинство населения считает, что все образование, в том числе и высшее профессиональное, должно финансироваться только за счет государственного бюджета.

Во-вторых, вряд ли российская семья пойдет на значительные затраты на профессиональное обучение детей в вузах, кроме пожалуй, небольшого круга престижных специальностей, еще и потому, что многие специалисты квалифицированного умственного труда, за небольшим исключением, имеют доходы ниже квалифицированного рабочего.

В-третьих, уровень доходов большинства российских семей не позволяет пойти по пути серьезного расширения платности высшего профессионального образования.

С учетом всех указанных обстоятельств для выхода вузов из жесточайшего финансового кризиса необходимо быстрее пойти по пути разграничения финансовых обязательств федерального центра и местных органов власти, используя и возможность платного высшего образования за счет средств коммерческих и других структур, а также и личных средств граждан. При выработке схемы диверсификации финансирования высших учебных заведений можно было бы руководствоваться следующими принципами.

Финансирование фундаментальных научных исследований, части прикладных разработок в рамках федеральных научных программ на конкурсной основе, научно-методическое обеспечение (разработка новых учебников, новых информационных технологий, федеральных государственных стандартов высшего образования), подготовка аспирантов и докторантов, возможно и гарантированный законодательством минимум зарплаты относить на расходы федерального правительства. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов федерации, а в некоторых случаях и муниципальных образований могли бы финансировать содержание и развитие материальной базы вузов и всей инфраструктуры вузов, возможно, интегрируя ее в рамках одной организационной структуры по примеру центров академической науки. На них же стоит возложить обеспечение необходимой степени социальной защищенности сотрудников и студентов высших учебных заведений с учетом региональных особенностей качества жизни и уровня доходов населения.

Разумеется, при таком варианте финансирования высшего профессионального образования потребуется вводить местные налоги на содержание общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, возможно, применяемые во многих странах личные образовательные кредиты. Не исключается вариант субвенций из федерального бюджета на содержание вузов для дотационных регионов.

Передача значительной части финансирования высшей школы субъектам Федерации, по нашим расчетам, до половины годового бюджета, будет стимулировать интеграцию небольших вузов, отраслевых научно-исследовательских структур в крупные научно-учебные центры, переход к многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Только за счет такой интеграции можно будет иметь значительный эффект от более рационального использования центров информационных технологий, библиотечных фондов, приборного парка, транспорта, учебных зданий и всей накопленной социальной инфраструктуры учебных заведений. Переход к децентрализованной системе финансирования профессионального образования позволит быстрее интегрировать в систему высшего образования часть техникумов и профессионально-технических училищ, создавая на их базе колледжи, как первые ступени высшего профессионального образования. При таком варианте можно будет энергичней создавать филиалы вузов в разных городах региона, приближать профессиональное образование к месту жительства потенциальных абитуриентов, интенсивней развивать дистантные формы профессионального образования используя региональные информационные ресурсы.

Немаловажно, что диверсификация финансирования вузов будет способствовать и укреплению их автономности и независимости. Чем разнообразней источники финансирования поступлений в вузовские фонды, тем меньше возможностей имеет каждый из них в отдельности оказывать давление на вузы в своих ведомственных или местнических целях. Это обстоятельство также следует учитывать при формировании региональной политики. Высказываются опасения, что в результате регионализации высшего образования, особенно в варианте перевода вузов под юрисдикцию региональных властей, возможно снижение уровня высшего профессионального образования, деградация сложившихся научных школ, если последние не вписываются в интересы региона. Разумеется, такие опасения не беспочвенны, хотя положения Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволяют через механизмы лицензирования и аккредитации вузов отслеживать реализацию государственных стандартов высшего профессионального образования, сохраняя единое образовательное пространство и достаточно высокий уровень подготовки.

Следует обстоятельней и со всей ответственностью оценить и возможные последствия сохранения по инерции прежнего механизма управления и финансирования высшей школы. Если масштабы подготовки и переподготовки кадров, открытие новых специальностей будут определяться только возможностями федерального бюджета, то в перспективе может серьезно пострадать интеллектуальный и кадровый потенциал многих регионов. Отставание по этим важнейшим показателям ряда регионов Российской Федерации, в том числе и тех, на которых держится и экономика и бюджет России очевидно дорого обходится стране.

Стоит также отметить, что одноканальное финансирование высшей профессиональной школы из федерального бюджета при самом оптимальном варианте не может учитывать все нюансы социально-экономических условий региона, в которых приходится вести свою работу конкретному вузу. Например, некоторые специфические условия Тюменского региона делают здешние вузы одними из самых дорогих в стране. Рассчитываясь за услуги строителей, транспортников, коммунальных служб, вузы вынуждены оплачивать высокую заработную плату, районные коэффициенты контрагентов. В условиях рыночной экономики никто не хочет поступаться своими экономическими интересами, коммерческой выгодой. Заметим, что практически нигде для вузов не установлены льготные тарифы на услуги коммунальных служб, как это сделано для медицинских и общеобразовательных учреждений. Финансирование тюменских вузов ведется практически по усредненным нормативам Российской Федерации. Так относительно благоприятные экономические условия Тюменского региона для других отраслей экономики влияют на здешние вузы не самым лучшим образом, делают их еще более бедными. В таком же положении находятся многие вузы Сибири и Дальнего Востока.

В общем контексте формирования новых федеративных взаимоотношений "центр - субъекты федерации" возникают непростые вопросы разграничения федеральной и муниципальной собственности. Известно, что вузы за десятилетия по разным каналам накопили достаточно большую недвижимость, занимая часто лучшие здания в центральных районах городов. Хотя практически все высшие учебные заведения без исключения в прошлом и за небольшим исключением сегодня относятся к федеральной форме собственности, местные власти под давлением центра, общественности вносили немалый вклад в развитие материальной базы высших учебных заведений. К примеру, если оценивать материальную базу Тюменского университета, то она процентов на восемьдесят создана за счет местных бюджетов различного уровня.

До начала экономического и политического реформирования российского государства никто не обращал особого внимания на форму собственности. В результате реформ ситуация изменилась кардинальным образом. Проведены основательные разграничительные линии между федеральной собственностью, собственностью субъектов федерации, муниципальной собственностью. В настоящее время федеральные власти не выделяют необходимых инвестиций не только для нового строительства, но даже для поддержания имеющейся материальной базы вузов. Поэтому есть смысл передать большую часть собственности вузов местным органам власти или сделать ее собственностью коллективов вузов, закрепив раздел в договорной форме. Такие подходы позволят местным властям, сохраняя право собственности на вузовские объекты, инвестировать бюджетные средства в их материальную базу.

Надо определяться и с объектами корпоративной собственности трудовых коллективов высших учебных заведений, которые строятся или приобретаются на средства, заработанные или привлеченные коллективом высшего учебного заведения. В Федеральном Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривается, что высшему учебному заведению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или завещания, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Однако такие недвусмысленные положения Федерального Закона встречают сильное сопротивление региональных агентств по управлению федеральной собственностью. Поэтому надо ускорить разработку механизма оформления в собственность той части материальной базы вуза, при создании которой использовались средства, заработанные или привлеченные коллективами вузов. Возможно, придется пойти и по пути оформления долевой собственности разных субъектов управления высшей профессиональной школой и коллективов вузов.

Строительство новой российской государственности ведет к возрастанию роли национально-государственных и административно - территориальных субъектов Федерации во всех сферах жизни, в том числе и в сфере высшего профессионального образования. Действительно, сама стратегия образовательных реформ, взаимоотношения по этому поводу между отдельными субъектами Федерации занимают все более важное место в разграничении полномочий между ними.

И здесь крайне важно не ошибиться, полнее использовать и мировой опыт, и лучшие отечественные традиции и специфику конкретных демографических, социально-экономических и национально-культурных условий региона. Любой вуз, действуя в системе координат конкретных региональных условий, более того, являясь сам важнейшим научным, культурным составляющим этой региональной специфики, должен ориентироваться на запросы регионального сообщества, разумеется, сохраняя ориентиры на государственные стандарты высшего профессионального образования. Надо исходить из того, что регионализация высшего профессионального образования может быть эффективной только в системе общегосударственного образовательного пространства. Реальное признание возможностей регионов в управлении процессами высшего и среднего профессионального образования было положено в 1992 году на совещании в Чебоксарах, где состоялось подписание одного из первых соглашений между Госкомвузом России и законодательными и исполнительными органами власти автономной республики о разграничении полномочий по управлению высшими учебными заведениями и оказанию им финансовой поддержки из средств местных бюджетов.

Коллегией Госкомвуза России в октябре 1992 года были определены основные направления взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Федерации.

В ноябре 1993 года подписано соглашение между Госкомвузом России и администрацией Тюменской области о мерах по реформированию и развитию высшей и средней профессиональной школы Тюменской области. В принятом документе подчеркивалась необходимость совместной разработки современных вариантов управления, финансово-ресурсного обеспечения вузов и техникумов, определения объема подготовки специалистов и финансирования научно-технических разработок, решения социальных вопросов. Принципиально важно, что в этом документе впервые были подтверждены обязательства региона по созданию материальной базы вузов, финансированию научно-исследовательских разработок. В январе 1994 года решением администрации области в регионе создан Комитет по науке и профессиональному образованию администрации Тюменской области. С разделением прав и обязанностей между федеральным центром по управлению высшей школой и региональными властями ускорилось реформирование вузов региона и, в первую очередь, университетизация. Был преобразован в государственный технический нефтегазовый университет индустриальный институт, специализированный на подготовке кадров для нефтегазодобывающего комплекса. Сельскохозяйственный, медицинский и инженерно-строительный институты были преобразованы в соответствующие государственные Академии.

Действительно, надо отметить, что в последние годы университетизация многих российских вузов заняла ведущее место в региональной структурной перестройке высшего профессионального образования. И, прежде всего, потому, что она по своему характеру предполагает межотраслевую интеграцию различных направлений подготовки специалистов, научной и гуманитарной деятельности. Если институты как ведущая организационная форма высшего профессионального образования были, в основном, ориентированы на обеспечение специалистами и научными исследованиями в основном отраслей экономики и культуры, то университеты изначально ориентированы на обслуживание всего социума: страны, народа, региона.

Создание новых университетов, существенное расширение поля их деятельности не могло не привести к конкуренции, а в некоторых случаях и обострению отношений с классическими университетами, действующими в тех же регионах. Мы полагаем, что это нормальная ситуация в новых условиях деятельности российской высшей школы, и время все расставит по своим местам, покажет, какой вуз может эффективней работать в той или иной нише регионального сообщества. В перспективе не исключены варианты межвузовской интеграции между гуманитарными и техническими университетами, университетами и отраслевыми академиями. Уходя от отраслевого принципа деятельности высших учебных заведений, стоит лучше учитывать практику продвинутых стран, где крупные многоотраслевые университеты давно стали преобладающим типом высших учебных заведений и строятся, в основном, по территориально-многоотраслевому принципу. Как правило, это крупные - несколько десятков тысяч студентов - учебные заведения со сложной и гибкой организационной структурой, объединяющие самые различные направления подготовки кадров: гуманитарные и естественные науки, инженерия и педагогика, медицина и сельское хозяйство, строительство и подготовка офицеров, культура и искусство и многое другое. Именно поэтому они складываются из большого числа факультетов, колледжей, школ, центров с достаточно высокой степенью автономности и ориентированы на полное удовлетворение образовательных потребностей населения штата, земли, провинции.

Об эффективности такого варианта развития высшей школы свидетельствует и отечественный опыт университетов в национально-государственных образованиях России, формирование в некоторых республиках региональных университетов как центров науки, культуры, образования. Такой сценарий университетского развития успешно реализуется в Петрозаводском, Мордовском, Чувашском и некоторых других университетах. По такому же варианту развивается в силу целого ряда объективных обстоятельств и Тюменский государственных университет. В центрах большинства крупных регионов сформировалось, как правило, не только типичные для России классические университеты, но и экономические, юридические вузы и даже институты иностранных языков и физической культуры. Такой набор вузов характерен для Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и других региональных центров Урала и Сибири.

В Тюмени университет открывался в относительно небольшом городе, да к тому же на базе сложившегося педагогического института. Именно поэтому он с самого начала интегрировал в своей структуре самые различные направления подготовки специалистов и научных исследований: классические, естественнонаучные и гуманитарные специальности; прикладные специальности: экономика, финансы, правоведение, экология, общеэкономический, социальный и государственный менеджмент и др.

Тюменский университет, пожалуй, единственный в России имеет в своей структуре финансовый факультет, факультет физической культуры. Он один из немногих, где ведется подготовка специалистов по экологии и рациональному использованию природных ресурсов, государственному и муниципальному управлению. В структуре университета - Международная высшая школа бизнеса и банковского дела, Высшая педагогическая школа, Международный лингвистический центр, крупный региональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта многопрофильность университета и определяет его размеры - почти 11,5 тысяч студентов.

Подобный сценарий развития отечественной высшей школы - пока скорее исключение, чем правило. Большинство отечественных вузов придерживаются еще отраслевого варианта развития, остаются относительно небольшими учебными заведениями, с неразвитой научной и социальной инфраструктурой, не имеют резервных территорий для своего перспективного развития. Дело в том, что, несмотря на все последние перенаименования, не меняется менталитет многих руководителей вузов, им просто не хватает управленческой подготовки, чтобы энергично осваивать новые сферы деятельности, подготовки специалистов для всего регионального социума. Можно прогнозировать, что по мере дальнейшего углубления экономических и политических реформ в России, совершенствования федеративных отношений, основательного знакомства с практикой европейских и североамериканских университетов будет изменяться общепринятая парадигма формирования и развития отечественных вузов. И, прежде всего, в плане интеграции профессиональных учебных заведений в университетские системы, объединения технических и классических университетов, университетов и отраслевых вузов.

Политика регионализации, разделение полномочий и ответственности за состояние высшей профессиональной школы между центром и регионами позволили сделать лишь первые шаги по реформированию и развитию высшей школы, в большей мере привязать их учебную и научно-исследовательскую работу к реальным потребностям регионального сообщества, найти дополнительные источники финансирования их деятельности.

Однако политические и законодательные разграничения полномочий между федеральным центром и регионами пока еще не отрегулированы с финансовыми, налоговыми и другими мерами, которые только и могут наполнить выработанные конструкции новых отношений между центром и регионами. В проведении новой региональной политики надо быть реалистами. Именно источники и объекты финансирования высшей школы определяют тот оптимальный уровень централизации и децентрализации управления, на котором следует остановиться в регионализации высшего образования. Это, пожалуй, один из самых главных вопросов в стратегии реформирования отечественной высшей школы.

Другая важнейшая тенденция реформирования высшей школы - дальнейшая регионализация всей деятельности высших учебных заведений, их образовательных, научных, культурных и других функций. Указанные тенденции приведут не только к более оптимальному разграничению полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, но и ко всему большему участию местных органов власти в организации приема в высшие учебные заведения, особенно в плане переподготовки и повышения квалификации кадров, привлечению вузов к проведению региональной инвестиционной политики, законотворческой деятельности, подталкивая процессы интеграции высших учебных заведений.

В настоящее время эта работа идет по линии заключения договоров на подготовку кадров между вузами и органами государственной власти субъектов федерации, руководителями муниципальных образований с соответствующими обязательствами сторон. Достаточно отметить, что уже в 1995 году финансирование Тюменского университета из местных бюджетов практически сравнялось с финансированием из федерального бюджета. Следующим реальным шагом может стать переучреждение высших учебных заведений, когда в состав учредителей вузов войдут не только федеральные структуры управления высшей школой, но и органы власти субъектов Федерации. По крайней мере, коллектив Тюменского госуниверситета не раз высказывал свое положительное отношение к этой идее.

Разумеется, регионализация деятельности каждого конкретного вуза находится под мощным прессом государственно-правовых, социально-экономических и национально-культурных особенностей региона. Поэтому для отработки стратегических линий развития любого регионального центра высшей школы, в первую очередь, необходим глубокий, научный анализ всей специфики прошлого и настоящего развития региона. В этом плане специалисты Тюменского госуниверситета по заказу законодательных и исполнительных органов власти области и автономных округов вместе со своими коллегами из других вузов выполнили прогнозную разработку "Кадры-2000". Конечно, любое прогнозирование в условиях реформирования, перехода экономики на новые принципы функционирования - дело более, чем неблагодарное. Но лучше иметь хоть плохонький прогноз, чем оставаться в полной неопределенности и при этом твердить о реформировании высшей школы.

Имитационное моделирование, выполненное специалистами Тюменского госуниверситета для монетаристского, протекционистского и консервативного варианта развития экономики Тюменского региона показало, что потребность в кадрах специалистов до конца текущего тысячелетия по некоторым группам (экологи, инвестиционные экономисты, строители, специалисты сельского хозяйства и др.) может меняться в зависимости от варианта развития экономики в пропорции 1:4. А с учетом достаточно продолжительных сроков подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием прогнозирование развития высшей школы затрудняется еще больше.

Необходимость решения большинства экономических и социальных вопросов на региональном и муниципальном уровне предполагает более эффективное использование демографического и интеллектуального потенциала территорий, разработку специальных целевых проектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включающих в себя изучение возможностей и предпосылок развития высшей профессиональной школы региона в условиях экономического и политического реформирования российского общества. В такой работе важно учитывать опыт и перспективы деятельности высшей школы как одного из факторов социально-политической стабильности, территориальной целостности и устойчивого экономического развития региона. Можно утверждать, что в современных условиях регионализация высшего и среднего профессионального образования является объективным процессом, в основе которого находятся такие факторы как:

  • новое разделение функций и полномочий федеральных и региональных органов управления, законодательной и исполнительной властей;
  • снижение учебной миграции молодежи, повышение привлекательности для молодежи рынка труда по месту жительства;
  • существенное сокращение возможностей финансирования высшей и средней профессиональной школы из федерального бюджета и фактический переход к многоканальному финансированию вузов и техникумов;
  • возрастание технических возможностей для использования дистантных форм высшего и среднего профессионального образования, в том числе и образовательного потенциала крупных вузовских центров;
  • неполное использование образовательного потенциала столичных вузов и их готовность оказывать всестороннюю научную, методическую, кадровую и иную помощь региональным вузам.

В Тюменском регионе эти объективные факторы регионализации высшего и среднего профессионального образования усиливаются еще и рядом дополнительных обстоятельств, к числу которых можно отнести относительную стабильность экономики нефтегазодобывающего комплекса, большие возможности региональных властей для финансовой поддержки вузов и техникумов, более высокий уровень реальных доходов населения и некоторые другие обстоятельства.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0003(03-1997)&xsln=showArticle.xslt&id=a02&doc=../content.jsp
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Светлана Викторовна Алиева
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 5. С. 42-44. 
[Статья]
Ирина Юрьевна Забатурина
Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 20-21. 
[Статья]
Елена Викторовна Субботина
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 9. С. 3-5. 
[Статья]
Павел МИхайлович Степанцов, Василий Ярославович Кузьминов
Вопросы образования. 2012.  № 4. С. 83-108. 
[Статья]
Юрий Абрамович Фридман, Галина Николаевна Речко, Олег Анатольевич Бияков, Ю. Ш. Блам
Регион: экономика и социология. 2008.  № 3. С. 78-96. 
[Статья]
О.Б. Угурчиев, Д.О. Угурчиев
Экономические науки. 2011.  № 12. С. 241-246. 
[Статья]