Эксоцман
на главную поиск contacts

Австрийская университетская система

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 48-52. 
Тематический раздел:
В статье рассказывается об австрийской системе образования: о программе обучения, о студентах и студенческих программах, о проводимых исследованиях. Затрагиваются проблемы качества подготовки специалистов, проблемы трудоустройства выпускников и т.п.

Некоторые общие сведения

Университеты в Австрии значительно отличаются друг от друга по масштабу и по числу студентов. Сейчас в Австрии имеется 21 государственный университет. Одни из них — это, так сказать, полные университеты (в Вене, Граце, Инсбруке), в других представлены неполно, но достаточно широко разные области знания (например, в Линце и Зальцбурге), некоторые являются специализированными — это технологические и горные университеты, университеты искусств и т. п. Кроме того, имеется несколько частных университетов, обычно с небольшим числом студентов (так как плата за обучение в них подчас весьма высока). Самый большой и самый старый — университет Вены, основанный в 1365 году; в нем более 60 тысяч студентов. До настоящего времени не существует никакого ранжирования австрийских университетов, но предпринимаются шаги, чтобы получить нечто наподобие ранжирования. Многие из сторонников системы ранжирования, однако, чувствуют или понимают, что сравнение университетов не имеет большого смысла; но сравнение факультетов или, даже лучше, кафедр может быть намного более осмысленным.

Новый закон об организациях, принятый в 2002 году и вступивший в силу в октябре 2003 года, привносит радикальные перемены: университеты получили намного больше автономии и организованы теперь подобно компаниям, роль Министерства образования значительно снизилась. Но министерству, как кажется, еще трудно позволить университетам стать «взрослыми». Общее управление университетом осуществляется комитетом, члены которого (от 5 до 9) не являются сотрудниками данного университета. Это Управляющий совет. Кроме того, имеется («автократический») ректор с проректорами и (довольно «беззубый») Ученый совет. Между ректором и Управляющим советом, как ожидается, будет поддерживаться тесный контакт. Управляющий совет создан как главный орган управления, но не как оперативный орган, который вмешивается в повседневные дела в университете. Имеющийся к настоящему времени опыт показывает, что успех деятельности Управляющего совета в значительной мере зависит от входящих в него людей и от сложившихся отношений между университетом и этим Советом. Если здесь все будет складываться хорошо, то идею создания Управляющего совета можно будет признать удачной.

Австрийцев с университетским образованием в стране около 8 %; это ниже, чем в среднем в Европейском союзе и намного ниже, чем в США или, например, в Японии. В промышленных компаниях доля служащих с университетским дипломом всего лишь 2 %. Этот показатель считается весьма настораживающим, и принято несколько программ, нацеленных на то, чтобы привлечь молодых австрийцев в университеты. Уровень безработицы среди тех, кто завершил обучение, сильно зависит от полученного образования. В настоящее время он может превышать 10 % для областей наподобие психологии, но падает до нуля или даже «отрицателен» для таких областей, как мехатроника (становящаяся все более популярной область на стыке механики, электроники и компьютерных наук), где студенты обычно бывают «куплены» еще до их последнего экзамена. Бывшие студенты еще недостаточно связаны с университетами, которые они окончили; требуемая для этого потребность пока что не сформировалась в их умах в должной мере.

Занятия, программы обучения

Учебный год во всех австрийских университетах делится на два семестра: осенний — с 1 октября до 31 января, весенний — с 1 марта до 30 июня. В настоящее время не имеется никаких летних занятий, но таковые могут быть введены в не слишком отдаленном будущем. Вступительных экзаменов нет (!), в силу чего университеты не могут регулировать количество поступающих на первый курс и, соответственно, не могут планировать количество выпускаемых специалистов.

Учебные планы и программы предлагаются факультетами и кафедрами, они должны быть одобрены Ученым советом с возможным участием заинтересованных компаний и организаций. Содержание реализуемых программ зависит от университета; каждый университет, как предполагается, определяет свой собственный профиль. Программы обучения должны пересматриваться каждые пять лет и в случае необходимости могут как-то изменяться. Соответствующие проверяющие комиссии составляются из специалистов, работающих в других университетах, а большей частью — даже в других странах.

Как обычно, учебные планы предусматривают обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (на старших курсах). Некоторые студенты выбирают объединенные программы обучения, например, комбинацию химии с экономикой. Успех таких программ и возможность получения хорошей работы после обучения сильно зависят от качества учебных программ. Студенты, желающие стать преподавателями средней школы, должны выбрать комбинацию из двух предметов (например, физику и математику). Они обычно получают довольно хорошее образование в обеих областях, обучаясь большей частью вместе с теми, кто проходит подготовку только в одной области. Они получают также образование в области педагогики и должны пройти педагогическую практику.

До недавнего времени учебные планы были рассчитаны только на получение степени магистра (и затем доктора для части студентов), а бакалаврских программ не существовало, но теперь положение меняется и в конечном счете большинство учебных планов или даже все они будут предусматривать также получение степени бакалавра. Типичные сроки: три года для получения степени бакалавра, еще два года для получения степени магистра, еще два–три года, чтобы получить степень доктора. В настоящее время нет никаких ограничений, касающихся сроков написания магистерских и докторских диссертаций. Болонский процесс должен привести к гармонизации обучения в пределах Европейского союза и, как предполагается, он будет способствовать большей мобильности исследователей и студентов. Объединенная система обучения для всего Европейского союза пока, впрочем, не предвидится и, может быть, это даже не является хорошей идеей — «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!».

Чтобы лучше приспособить обучение к потребностям общества, намечаются или уже осуществляются постоянные связи с промышленностью. Для их осуществления есть два пути: специалисты, работающие в каких-то компаниях или организациях, иногда приглашаются читать лекции в университетах; кроме того, исследователи, выполняющие проекты, которые финансируются отраслями промышленности, научными фондами и т. д., также могут в качестве преподавателей передавать свои знания студентам.

Лекции должны быть «пронизаны» исследовательским подходом; это отличается от того, что принято в колледжах, где не уделяется много внимания фундаментальным знаниям, главенствует прагматический подход, и основная установка — обучить студентов так, чтобы они почти сразу могли начинать работать в компаниях. Университеты видят потребность в сбалансированном соединении фундаментальных («чистых») исследований и их применений. Это также желательно отражать в лекциях. Усиление прикладных аспектов в обучении достигается, в частности, приглашением лекторов, связанных с промышленностью, о чем выше уже сказано. Приглашенные профессора и те или иные университетские партнерства также помогают в этом деле, способствуя, кроме того, международному сотрудничеству и привнося из других частей мира новое понимание различных процессов. Некоторые лекции в университетах, особенно на старших курсах, читаются по-английски.

Академический час продолжается 45 минут. Обычно не требуется, чтобы студенты посещали занятия (хотя это рекомендуется), и, принимая экзамены, преподаватели чаще всего не интересуются тем, как студенты получили свои знания. По окончании лекционного курса студенты могут выбрать время экзамена по крайней мере из трех дат в течение одного года (!). Обычно на усмотрение преподавателя оставляется, разрешать ли студентам на экзамене пользоваться учебной литературой и проводить ли экзамен устно или письменно. Выставляемые на экзамене оценки — от 1 (отлично) до 5 (неудовлетворительно). Мониторинг процесса освоения студентами изучаемого материала сейчас, к сожалению, практически не осуществляется в австрийских университетах, но все большее число университетских подразделений планируют сделать некоторые шаги в этом направлении.

Занятия могут проходить как в маленьких группах (вплоть до 2 студентов), так и в больших потоках (состоящих из многих сотен студентов). Но даже в случае больших потоков лектор может поддерживать личные контакты со студентами, встречаясь с ними между занятиями или после занятий. Студенты могут также посылать преподавателям записки по электронной почте; ответы, как правило, принято давать в течение одного дня. Средняя учебная нагрузка преподавателя 8–10 часов в неделю. Молодым ассистентам поручается четыре часа в неделю (обычно на срок до четырех лет), чтобы предоставить им лучшие условия для проведения научных исследований.

Студентам должна быть предоставлена возможность оценивать изучаемые ими курсы и посещаемые лекции; с этой целью в некоторых университетах уже используются электронные каналы связи через Интернет. Результаты такого оценивания студентами будут учитываться, когда преподаватель поставит вопрос о продвижении по службе или продлении своего контракта.

Дистанционное обучение — горячо обсуждаемая тема в некоторых университетах, как и те или иные электронные формы обучения. Разработка соответствующих новых типов курсов намного труднее, чем большинство людей могло бы подумать, и требует реализации совершенно новых идей и методов. Некоторые университеты имеют «беспроволочный университетский городок», где студенты могут получить все виды полезной информации через Интернет, в том числе при помощи специально организованной радиосвязи.

Студенты

Всего в Австрии сейчас немногим более 200 тысяч студентов; они могут свободно выбирать, где учиться. Студенты в Австрии рассматриваются как взрослые люди в значительно большей степени, чем это происходит в других странах, например, в Америке, и, можно сказать, обладают большей свободой. Это, в принципе, хорошо, но может быть опасно для «нестабильных характеров». Удивительно много студентов отсеивается, особенно на первом курсе, часто из-за нереалистичных ожиданий касательно выбранной области изучения, и это одна из активно обсуждаемых сейчас в Австрии проблем. Ясно, что необходима более полная и более качественная информация о программах обучения. Некоторые студенты теряются университетами из-за того, что до завершения обучения получают интересные предложения работать. Хорошие студенты на старших курсах могут быть привлечены к педагогической работе в качестве ассистентов для проведения практических занятий, семинаров и т. п. Это дает им небольшой доход, способствует приобретению некоторого опыта преподавания и установлению лучшей связи с факультетом.

Австрия нуждается в большем числе студентов-женщин во многих областях, особенно в технических дисциплинах. Интенсивные программы, нацеленные на преодоление имеющейся здесь диспропорции, значительно улучшили ситуацию, но цель еще далеко не достигнута.

Австрия нуждается и в большем числе иностранных студентов; бюрократические препятствия здесь еще весьма значительны. Экзамены, сданные такими студентами в их родных странах, после надлежащей проверки обычно засчитываются в австрийском университете. Специальных лекций для иностранных студентов в основном не бывает, за исключением курсов немецкого языка: ожидается, что тем самым иностранные студенты скорее войдут в австрийскую среду. Но в Студенческом союзе есть секция, которая специально заботится об иностранных студентах: организует экскурсии, помогает найти дополнительную работу и т. п.

Австрия нуждается и в большем количестве своих студентов, которые на какой-то срок выезжают за рубеж для продолжения обучения. Хотя для таких поездок сейчас доступно больше денежных средств, чем когда-либо прежде, многие студенты не способны преодолеть «силу притяжения маминого пансиона». В некоторых случаях для студентов, уезжавших на учебу за рубеж, есть возможность получить дипломы, выданные совместно с университетом, где они получали образование за границей.

Австрия ищет и хороших аспирантов. Некоторые университеты стараются получить иностранных аспирантов, используя связи с промышленностью. Это, например, может быть достигнуто выполнением диссертаций, посвященных тем или иным теоретическим вопросам и соответствующим практическим приложениям. Такая совместная работа с компаниями часто укрепляет экономические связи родной страны аспиранта и Австрии.

Государством, землями, городами и некоторыми организациями предлагается много типов стипендий. Условия для их получения могут быть разные. Например, стипендии предоставляются австрийским студентам, семьи которых имеют маленький доход, или особо талантливым студентам; есть также стипендии для иностранных студентов, пишущих дипломные работы, или для иностранных аспирантов (это относится в особенности к областям естественных и технических наук). Многие студенты устраиваются на работу на условиях неполного рабочего дня, особенно в период, когда нет лекций; это в известной мере разрешается. Плата за обучение австрийских студентов в государственных университетах является весьма низкой — приблизительно 750 долларов США в год. В зависимости от университета, студенты из России платят столько же или совсем освобождаются от платы. Затраты на проживание (включая оплату жилья) достигают 600 долларов США в месяц, они больше в Вене и Зальцбурге. В некоторых городах (например, в Линце) имеется достаточное количество мест в университетских общежитиях, в некоторых — нет. Обычно общежития хорошо оборудованы, и плата за проживание разумная.

Между университетами существует определенная конкуренция, чтобы получить лучших студентов. К сожалению, студенты преимущественно предпочитают оставаться в своей обычной среде или там, где обучаются их друзья. Кроме того, в выборе университета определенную роль играет качество предлагаемого образования. Отнюдь не предполагается, что студенты тратят все свое время на занятия. Им настоятельно рекомендуется активная социальная жизнь, чтобы контактировать с другими студентами и вообще с населением Австрии, узнавать новые точки зрения, заниматься искусством и спортом, развлекаться и радоваться жизни. Это должно быть счастливое время для студентов!

Исследования

Это центральный предмет обсуждения во всех австрийских университетах; конечно, применительно к университетам искусств он должен трактоваться соответствующим образом. В настоящее время в каждом университете устанавливается электронная система документации, относящейся к исследованиям. Это делается обычно в хорошем контакте с другими университетами и в рамках одной и той же базисной структуры, университеты скоро должны быть связаны с объединенной австрийской системой документации исследований. Документируются не только научные публикации, но и исследовательские проекты, патенты, доклады по приглашению, издание журналов, материалы организуемых конференций, популяризация научных сведений в средствах массовой информации, экспертная деятельность и т. д. В документации находят отражение также различные знаки признания (например, руководство теми или иными подразделениями, почетные звания и др.), выставки и т. п. Некоторые университеты уже используют эту документацию для определения финансирования, выделяемого различным исследовательским подразделениям. Основная зарплата фиксирована, но в ближайшие годы планируется создать премиальную систему для поощрения особых достижений в исследовательской (равно как и в педагогической) деятельности. Эта документация служит также отправной точкой при самопроверке университета и при других (более или менее регулярных) проверках университета или каких-либо его подразделений. Обычно от сотрудников университета требуется как выполнять учебную нагрузку, так и заниматься исследованиями. В некоторых особых случаях возможны исключения, когда сотруднику (временно или постоянно) разрешается вести только учебную или только научную работу.

Во многих областях те или иные исследования проводятся на основе связей с промышленностью; компании, участвующие в такой работе, как правило, обеспечивают содействие исследователям и выделяют деньги для студентов (обычно нуждающихся в материальной поддержке) и для университетов (всегда остро нуждающихся в дополнительном финансировании). Это способствует также распространению знаний, а студенты получают к тому же возможность установить контакт с компаниями, которые могли бы позднее нанимать их на работу. Имеются и определенные опасности: компании не любят, когда результаты таких исследований публикуются, могут возникать некоторые конфликты этического характера, а какие-то сотрудники университета могут тратить слишком много времени на исследования с компаниями и пренебрегать обязанностями в самом университете. Тем не менее, денежные суммы, поступающие в университет, в том числе на оплату труда дополнительно нанятых исследователей, могут достигать 40 % бюджета университета.

Все страны Европейского Союза (в соответствии с декларациями, принятыми в Лиссабоне в 2000 году и в Барселоне в 2002 году на Европейских совещаниях по проблемам научных исследований и обучения) стараются добиться того, чтобы суммы, выделяемые на финансирование исследований, достигли к 2006 году 2,5 % расходной части годового бюджета страны и 3 % — к 2010 году. Согласно указанным декларациям, такой уровень необходим, чтобы обеспечить Европейскому союзу «наиболее конкурентоспособную, динамичную и основанную на знаниях экономику в мире». На сегодня Австрия достигла 1,9 % , и делается очень много усилий, чтобы поднять этот уровень. В высшей степени нетривиальная задача для достижения целей, провозглашенных декларациями в Лиссабоне и Барселоне, — это соответствующие человеческие ресурсы. Даже если влить большие суммы денег в исследования, не ясно, как найти достаточное количество исследователей, чтобы превратить деньги в научный успех. Не все может быть куплено за деньги...


Кальб Г. Австрийская университетская система / Г. Кальб, Г. Пильц, Л. Н. Шеврин // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 4(32). С. 48-52.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Маргарита Владимировна Курбатова, Инна Вениаминовна Донова, Елена Анатольевна Кранзеева
TERRA ECONOMICUS. 2021.  Т. 19. № 1. С. 109-123. 
[Статья]
Марк Матусович Поташник
Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
[Статья]
Станислав Степанович Набойченко
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 17-21. 
[Статья]
Владимир Никифорович Давыдов
Университетское управление. 2001.  № 3(18).
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Отечественные записки. 2002.  № 2.
[Статья]
Виктор Антонович Садовничий
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 7-11. 
[Статья]