Эксоцман
на главную поиск contacts

Школа, где обитает Мельпомена

Опубликовано на портале: 11-10-2004
Директор школы. 2003.  № 4. С. 43-46. 
Тематический раздел:
Давний спор о сущности педагогики - наука или искусство - многими практиками решается в пользу последнего. Для них педагогическая деятельность - это постоянное творчество. Оно заключается не только в том, чтобы передавать знания, но прежде всего в умении помочь детям открыть окружающий мир и самих себя. Такие условия создаются как на уроке, так и за его пределами. Автор знакомит читателей с организацией школьного театра.

Во многих школах театры являются центром притяжения не только для учеников, но и для педагогов и родителей. Мне запомнилось выступление одного известного в научно-педагогической среде человека на вечере встречи выпускников своей школы. «Первые пять лет, - вспоминал мастистый ученый, - я с трудом ходил в школу. И стал воспринимать ее только тогда, когда попал в театр. Он стал в жизни моим спасением, прибежищем от дворового бездействия и хулиганства. Я до сих пор не понимаю, почему учитель литературы предложила мне, далеко не успешному ученику, роль в спектакле « Клуб знаменитых капитанов». С этого момента началось мое возрождение».

А я вспомнила свою учительницу Екатерину Андреевну Григор, открывшую для нас, тогдашних пятиклассников, творчество Александра Сергеевича Пушкина через постановку его сказок. Потом я сама, будучи учителем литературы, постоянно включала в свою работу элементы театра. Во время уроков мы разыгрывали сцены из разных произведений: «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Вишневый сад» и др. Зачем это было нужно? Наверное, для того, чтобы ребята лучше почувствовали произведение, его героев, их эпоху. Не скажу, что было легко вовлекать учеников в «драматизацию». Но когда у них получалось войти в образ, почувствовать своего партнера, даже побыть суфлером, интерес к постановкам возрастал. Есть ощущение, что школа и театр соединены невидимыми нитями. Потому ли, что педагогика близка к искусству, а учитель (настоящий учитель) - личность творческая. А возможно, театр позволяет учителю воплотить идею «опосредованного» воспитания, которое происходит в процессе погружения актеров-учеников в другие исторические времена, нравственные нормы и ценностные представления. Создание же театра в школе требует от педагога не только увлеченности, но и особого педагогического мастерства и большой самоотдачи. Лишь тогда ему гарантирован успех.

Вот о таком педагоге я и хочу рассказать.

Татьяна Ивановна Короленко, еще учась в начальной школе в Таллине, почувствовала непреодолимую тягу к театру. По счастью, храм Мельпомены располагался в самом здании школы, так что далеко ходить и не приходилось. «Это было не стандартное школьное здание, а дом какого-то барона, - вспоминает Татьяна Ивановна. - Мне нравилась широкая лестница, устланная ковровой дорожкой, зеркала на лестничных пролетах, в которых мы видели себя в полный рост. Большой вестибюль с колоннами, где мы проводили перемены и танцевали на уроках хореографии. Необыкновенным был большой зал с огромным роялем, с зеркалами по стенам. Там мы пели хором и проводили праздники. В этом зале я впервые участвовала в одном красивом спектакле, где мы изображали кукол, гномов и бабочек. О чем был спектакль и как он назывался, я, конечно, не помню. Только осталось удивительное состояние души от красочности всего, что двигалось под какую-то веселую музыку, которую на рояле играла наша учительница. Думаю, что позже в спектаклях «Кукольный бунт» и «Снежная королева» я пыталась воссоздать атмосферу волшебной сказки моего детства».

С этого момента Татьяна Ивановна «заболела» театром. Играла в драмкружках, не пропускала ни одного спектакля. В педагогическом институте (МГПИ им. В.И. Ленина) постигала основы сценического мастерства и режиссуры у Л.А. Довлатова. «Мне очень хотелось, чтобы моя учительская жизнь не была разнесенной на ежедневную обыденную рабочую текучку, а была бы пронизана каким-то основным стержнем - большим интересным делом». Первые шаги и как педагог, и как режиссер Татьяна Ивановна сделала на Сахалине, где и началась ее учительская жизнь. На спектакли приходили все жители поселка. И дальше, где бы она ни жила, где бы ни работала, везде легко заинтересовывала людей игрой «в театр». Она рассказывает, как, работая преподавателем русского языка в Гвинее и Анголе, ставила с африканскими учениками русские сказки в русских костюмах, которые те сами и мастерили. В Болгарии, где она помогала совершенствоваться тамошним учителям в русском языке, устраивала театральные вечера с отрывками из спектаклей наших классиков. И, наконец, в 1970 году, приехав в Москву, организовала театр в школе № 735. С 1980 года и до настоящего времени Татьяна Ивановна является художественным руководителем театра в школе № 636 (ныне гимназия 1504). Этому театру скоро исполнится тридцать три года. «Ровно полжизни, - рассказывает Татьяна Ивановна, - я отдала своему детищу. Хотя сама сейчас играю немного, но с большим желанием и удовольствием. Это очень любимые мои роли - Марфы Петровны Сафоновой в «Русских людях» К. Симонова, Екатерины II в комедии «Любовь - книга золотая» А.Н. Толстого, боярыни Сабуровой в спектакле «Царская невеста» по пьесе Л. Мея. Каждой роли, каждому спектаклю отдана часть души, сердца, личного времени, сил, здоровья. Но я ни о чем не жалею».

Думаю, что ученикам этой школы здорово повезло. Их художественный руководитель стремилась и стремится доводить до совершенства каждое дело. Она постоянно учится у великих мастеров сцены. Вместе с учениками часто ходит в профессиональные театры. Школьники бывают в них не просто зрителями. Они изучают, как сшиты костюмы, сделаны декорации, освещение. Познакомившись с художественным руководителем Малого театра Ю.М. Соломиным, гимназисты получили разрешение посещать репетиции, театральные мастерские. Многие костюмы расшивали сами, особенно русские национальные. Татьяна Ивановна рассказывает, что ребята приносили на спектакли бинокли, чтобы поближе рассмотреть детали костюмов, выражение лиц актеров. К созданию костюмов привлекаются преподаватели мировой художественной культуры, рисования, а также родители. Оказалось, что мама одной девочки работает в костюмерных Большого театра и «Современника». Под ее руководством школьные актеры учились создавать костюмы. Делали рисунки, подбирали нужный материал, шили платья и головные уборы, создавали узоры и орнаменты. Так в школьном театре появилась целая коллекция костюмов.

Очень серьезно относятся здесь к гриму. Татьяна Ивановна считает, что нельзя это делать непрофессионально. Она завязала дружбу с Московским техническим театрально-художественным училищем. Видимо, на его директора произвела очень сильное впечатление сама личность Татьяны Ивановны, ее необычайная увлеченность театром, желание привить детям любовь к искусству. Потому каждый раз перед началом спектакля в школу приходят студенты-гримеры. Постепенно ребята научились делать грим и сами, но до сих пор ведущих актеров гримируют профессионалы. И ребята с большим уважением относятся к мастерам и считают, что они помогают поддерживать высокий уровень школьных спектаклей. А еще уровень обеспечивает так называемая взрослая группа. Это - родители, выпускники, некогда стоявшие у истоков школьного театра. Они продолжают участвовать в спектаклях, приходят на репетиции (по субботам), ездят на экскурсии. В настоящее время в гимназии существует три театра: младший (с 1-го по 4-й классы), средний (5-е - 11-е классы) и старший (выпускники и родители). Однако они тесно связаны друг с другом: актеры старшего театра могут, например, играть в младшем, и наоборот. Отличие же этих театров - в подборе репертуара, личном опыте сценической деятельности. В остальном школьный театр существует как единый коллектив, с присущим ему уровнем ответственности и взаимозаменяемости. И она, Татьяна Ивановна Короленко, заслуженный учитель России, является его бессменным идейным и художественным вдохновителем. Для нее это не хобби, а образ жизни.

Директор гимназии, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Надежда Андреевна Шарай считает, что существование театра является огромным подспорьем в воспитательной работе. У учащихся формируется литературный и художественный вкус, воспитываются гражданские и патриотические чувства. При этом в представлениях и различных действах участвуют не только актеры театра, но и остальные ученики. Например, многие проявляют себя в конкурсах чтецов, в праздниках Нового года, Масленицы и пр. В школе введен курс риторики и сценического мастерства. Это помогает ребятам в выступлениях, ответах на уроках, в неформальном общении. «Вообще, - говорит Надежда Андреевна, - театр украшает школьную жизнь, делает ее богаче и насыщенней. Нам повезло, что им и руководит такой увлеченный, энергичный и высокопрофессиональный педагог, как Татьяна Ивановна Короленко. Как могу, помогаю и берегу ее». Конечно, и ученикам, и родителям, и педагогам можно по-хорошему позавидовать. Ведь они имеют возможность участвовать в таинстве создания спектакля, реализовать свои творческие потребности, усваивать культурные нормы и образцы, учиться строить отношения с людьми разного возраста. Как бы хотелось, чтобы талантливые и увлеченные люди чаще приходили в школу. Тогда и проблемы воспитания решались бы проще. Ведь одна из важных задач воспитателя, по мнению К.Н. Вентцеля: «Пробудить дремлющие в самом ребенке творческие силы и содействовать их освобождению, чтобы дать им возможность сформировать то идеальное и прекрасное, что заложено в данной индивидуальности»*.

___________________________
* Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избранных трудов. - М.: АПО, 1993. - с. 10.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: