Эксоцман
на главную поиск contacts

Служба экстренной психологической помощи: структура и направления работы

Опубликовано на портале: 11-10-2004
Директор школы. 2003.  № 6. С. 49-52. 
Тематический раздел:
Сама жизнь, с ее многочисленными стрессами, социальными и экономическими бедствиями, с частыми экстремальными ситуациями, вызвала необходимость создания службы экстренной психологической помощи населению. И такой Центр возник при Московском городском психолого-педагогическом университете. Об основных направлениях его деятельности и рассказывает автор.

Школьные бригады и региональные службы

Наша служба включает в себя школьные бригады специалистов экстренной помощи (антикризисные бригады); анткризисные подразделения на базе районных Центров психолого-медико-социальной помощи, городской Центр экстренной психологической помощи. Отмечу, что подобная структура характерна и для подобных служб в ряде других стран, например, таких как США, Канада, Израиль.

В школьную бригаду входят психолог, социальный педагог, волонтеры-педагоги, прошедшие обучение и имеющие заранее установленные обязанности и полномочия. Бригада действует лишь в момент возникновения кризисной ситуации. Скажем, учащиеся и педагоги переживают утрату одноклассника, преподавателя, классного руководителя. Либо происходит экстремальное событие, охватывающее всю школу (пожар, наводнение). Действует она и в случае возникновения угрозы физической безопасности учащихся, таких как захват заложников, обнаружение взрывчатых и отравля-ющих веществ.

Школьные бригады подчиняются районным антикризисным подразделениям. Это уже постоянно действующие группы специалистов, являющиеся посредниками между городским Центром и школами. Они проводят в своем районе, округе профилактические и учебно-методические мероприятия, контролируют и координируют взаимодействие между разными школами, а в локальных ситуациях оказывают населению экстренную психологическую помощь. Для этого организуются «горячие линии» в рамках работы «Телефона доверия». По обобщенным статистическим данным, в России около полутора миллионов ежегодно обращаются за помощью на этот телефон. Основные причины обращений - это конфликты в семье, взаимоотношения «отцов и детей», любовные проблемы, одиночество, непринятие себя, безработица.

Специалисты антикризисного подразделения, в свою очередь, непо-средственно подчиняются Центру экстренной психологической помощи. Его основная деятельность направлена на научно-методическое сопровождение и координацию работы районных и школьных подразделений.

Такая служба призвана оказывать быструю и своевременную квалифицированную помощь (главным образом консультирование, психотерапия) разным категориям и группам населения, попавшим в кризисную (стрессовую) ситуацию. Она также осуществляет социально-диспетчерские и информационные функции в отношении детей, их семей и других категорий населения, нуждающихся в квалифицированной помощи, ведет статистический учет основных показателей функционирования службы, собирает и анализирует информацию о ее деятельности. Создается банк данных, включающий адаптированные методики, новейшие отечественные и зарубежные издания по педагогике, социальной работе, психологии и психотерапии. Налаживается сотрудничество с другими организациями (социальными, медицинскими, юридическими). Ведется работа по научно-методическому обеспечению деятельности специалистов службы, разрабатываются методики для учреждений и специалистов, оказывающих первичную и квалифицированную психолого-социальную помощь, образовательные программы для обучения волонтеров, повышения квалификации специалистов.

Набирается служба экстренной психологической помощи из добровольцев и квалифицированных работников, подготовленных к действиям в критических ситуациях. Важно, чтобы команда ощутила себя коллективом единомышленников, была сплоченной и дружной и постоянно поддерживала полученные знания и навыки в состоянии полной готовности. Для этого проводятся регулярные встречи, анализируются различные события, направленные на усвоение новых навыков. Разрабатываются упражнения на повышение эффективности команды. Очень продуктивны соглашения о взаимопомощи с другими командами. Именно таким образом была построена работа специалистов в экстремальных ситуациях, случившихся в Москве.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Основная же цель создания экстренной психологической помощи - внедрение в практику средств и методов, формирующих у людей более высокую культуру безопасности жизнедеятельности, проще говоря, обучение и детей, и взрослых умению вести себя в экстремальных ситуациях, быть способными к эмоциональному самоконтролю, уметь извлекать уроки из горького опыта других и по-возможности оказывать помощь попавшим в беду.

Разумеется, содержание деятельности школьных антикризисных бригад, районной и городской служб во многом зависит и от масштабов чрезвычайной ситуации, от стадии ее развития. А их три: острая, хроническая, отсроченная.

Наиболее важное, на мой взгляд, в деятельности этих подразделений - профилактическая работа по предупреждению паники, информационная поддержка всех групп населения, вовлеченных в экстремальную ситуацию. События, произошедшие прошлой осенью в Москве, показали правильность такого подхода. Благодаря работе бригад мобильной помощи (Центра экстренной психологической помощи МГППУ и окружных антикризисных подразделений), бригад, сформированных из школьных психологов и студентов психологических факультетов, удалось предотвратить панические реакции как среди родственников, друзей и знакомых пострадавших, так и жителей близлежащих домов. Основная задача, которую решали наши специалисты непосредственно после разрешения экстремальной ситуации, состояла в том, чтобы помочь одноклассникам, педагогам и родителям справиться с последствиями перенесенных травм, выявить наличие и определить степень посттравматического стрессового расстройства. Перед психологами службы экстренной психологической помощи, в первую очередь, стояла задача проинформировать родителей и педагогов о том, как выявлять симптомы таких расстройств, какие изменения в состоянии ребенка происходят в случае их наличия.

Во время занятий с педагогами акцент делается на всем, что касается стрессов. Школьный персонал подробно информируется о возможных психических и физиологических травмах, об их признаках и вторичных эффектах. Педагогам помогают разработать стратегию поддержания порядка в разгар кризисной ситуации, учат их способам смягчения психологического воздействия травм и стрессов, обеспечивая детям поддержку и индивидуальную помощь. Наконец, демонстрируют и отрабатывают навыки поведения в таких ситуациях. Как показывает опыт, в большинстве случаев в ходе таких занятий решается и целый ряд задач: руководителей школ учат правильно организовывать антикризисные бригады, а сами участники этих бригад приобретают нужные навыки.

Действия администрации школы

Трагические события последних лет подтвердили острую необходимость разработки каждой школой плана действия в кризисных ситуациях. Такой план должен включать в себя все необходимые мероприятия и вводится в действие немедленно в случае, если произошло что-то экстремальное. В этом случае директор школы должен срочно задействовать школьную антикризисную бригаду и связаться с соответствующей региональной (городской или районной) службой. Любая кризисная ситуация предполагает осуществление школьной администрацией следующих шагов.

Первый шаг - Обозначить действия, которые необходимо срочно предпринять. Назначить ответственного. Оповестить родителей учащихся, предложить помощь, поддержку. Второй шаг - поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных. Третий шаг - определить необходимость обращения за помощью в региональный (городской или районный) антикризисный центр и другие организации. Четвертый шаг - оповестить вышестоящую организацию. Пятый шаг - после того, как событие завершилось, ознакомить учителей со способами помощи учащимся в преодолении эмоциональных последствий чрезвычайной ситуации. Шестой шаг - выделить аудитории для групповой работы и других особых целей. Седьмой шаг - составить расписание занятий в соответствии с ситуацией. Школа может быть закрыта на какое-то время, либо ее работа может быть продолжена в обычном режиме, но с обращением особого внимания на «группу риска». Рассмотреть возможную деятельность всех подразделений школы (кружков,факультативов, спецкурсов и т.д.). Восьмой шаг - вы-явить «группы риска» и определить необходимость связаться с родителями этих учащихся. Девятый шаг - пригласить специалистов из службы экстренной психологической помощи по работе с посттравматическими симптомами. Десятый шаг - представить в городскую службу экстренной психологической помощи информацию, включающую в себя следующие сведения: номер школы, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной школьной бригадой, как, с точки зрения администрации школы, она работала, была ли задействована региональная служба экстренной психологической помощи, какую помощь оказала она.

Реалии сегодняшней жизни говорят о том, что нельзя каждой школе дать стопроцентную гарантию от возможных происшествий. Лучше заранее готовиться к ним. Например, разработать и распространить среди учащихся, педагогов и родителей памятку-инструкцию о том, как следует и не следует себя вести в случае тревожной ситуации, что и как следует или не следует говорить, как оказывать первую помощь. В этой памятке следует кратко описать основные переживания - страха, гнева, вины, депрессии и т.д. Человек, понима-ющий, что именно с ним происходит, скорее найдет выход из беды. Словом, надо учиться эффективно реагировать на возможные осложнения и делать это заблаговременно.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Евгения Владимировна Бурмистрова, Игорь Анатольевич Савченко
Директор школы. 1998.  № 8. С. 49-54. 
[Статья]
Марина Ростиславовна Битянова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 4-12. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 1. С. 50-62. 
[Статья]
Юлия Николаевна Невинчанюк, Андрей Сергеевич Сухоруков
Директор школы. 2000.  № 1. С. 65-74. 
[Статья]
Елена Петровна Рябоштан
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 72-76. 
[Статья]
Светлана Анатольевна Чистякова
Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 39-43. 
[Статья]
Алексей Михайлович Каменский
Директор школы. 2002.  № 9. С. 3-6. 
[Статья]