Эксоцман
на главную поиск contacts

Неординарный учитель: благо для коллектива или головная боль для администратора?

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2002.  № 10. С. 3-7. 
Тематический раздел:
Статья посвящена взаимодействия администрации школы и творческой и незаурядной личности. Такие педагоги не часто приходят в школу, но если приходят, то оставляют значительный след в душах детей и их родителей. А вот с администрацией отношения не столь радужные. Признание заслуг неординарных, талантливых педагогов нередко омрачается необходимостью выходить с ними на уровень формально-бюрократических норм, а это оказывается непросто и директорам, и самим учителям.

Прилагательное «трудный» мы обычно адресуем к школьникам. Правда, сам этот термин справедливо оспаривается, поскольку носит слишком общий характер и не дает ответа на вопрос, почему именно мы зачисляем в данный разряд того или иного ученика? Либо потому, что он двоечник и хулиган? А, может быть, речь идет о слишком самостоятельном, эрудированном и отстаивающем свои права подростке? Сегодня принято пользоваться более определенными понятиями: «неуспешный в учебе», «с отклонениями в развитии», «педагогически запущенный» и т.п. Разные специалисты разрабатывают подходы к работе с этими категориями, выдвигая свои, ведомые лишь им нормы.

Возможная тактика - постепенное «раскачивание»

Нередко и руководители школ, директора и особенно завучи, строят свои отношения с педагогами, исходя из каких-то заранее выработанных норм. Кого-то зачисляют в число высокопрофессиональных, считают добросовестными и перспективными, а кто-то оказывается, как и школьник, в категории «трудных». Разумеется, педагогический коллектив не может быть одноликим, хотя на всех взваливается целая уйма требований, предписаний, отчетных документов, осложняющих главное учительское дело - работу с детьми. Одни педагоги успешно справляются со всем этим, другие стараются выполнить прежде всего бумажную часть работы, оставляя учеников на втором плане, третьи, для которых самое важное - дети, с пренебрежением относятся к формально-бюрократической стороне дела.

Не секрет, что встречаются в школе и случайные люди. Их справедливо называют «урокодателями». К своим обязанностям, правда, они относятся весьма рационально и поэтому не вызывают со стороны администрации нареканий по поводу ведения документации или соблюдения дисциплинарных правил. Интересы, мысли, суждения детей их не интересуют. Конечно, директора и его замов беспокоит такое формальное отношение к самой педагогической деятельности, особенно если школа встает на путь новаций. «Урокодатели», как правило, оказываются в числе их противников. Им трудно что-либо поручить, вовлечь в подготовку к какому-нибудь делу. Придерживаясь принципа «от и до», они всегда находят отговорку, ссылаясь на занятость или нежелание выполнять лишнюю, незапланированную, кем-то придуманную работу. Строить отношения с такими педагогами - далеко не простая задача администратора. Очень часто они вызывают раздражение и неудовольствие со стороны коллег, детей, родителей. Это заставляет их защищаться и еще больше, к неудовольствию всех окружающих, формализовать свой стиль работы. Иногда они находят себе другую сферу деятельности, но чаще продолжают работать, не доставляя радости ни себе, ни детям, ни администрации. Возможная тактика работы с такими педагогами - постепенное «раскачивание», ненавязчивое вовлечение в различные дела, общение с творческими коллегами. Полезно всяческое поощрение даже малейших находок и удач в работе с детьми. Глядишь, проснется «педагогический дух», изменится мотивация. И, как говорится, вкус придет во время еды.

Вспоминая Михалыча

А теперь поговорим о другой группе педагогов. Так уж сложилось в практике, что более всего проблем возникает у школьной администрации с творческими и незаурядными личностями. Они нечасто приходят в школу, но если приходят, то оставляют значительный след в душах детей и их родителей. А вот с администрацией отношения не столь радужные. Признание заслуг неординарных, талантливых педагогов нередко омрачается необходимостью выходить с ними на уровень формально-бюрократических норм, а это оказывается непросто и директорам, и самим учителям.

Вспоминаю одного замечательного учителя. Он преподавал в одной московской школе физику. И очень многим ученикам помог обрести себя в жизни, избежать безнадзорности, бродяжничества и прочих подростковых «залетов». Учитель он был превосходный, но не такой, как все. У него не было специального педагогического образования, он закончил физтех. Ученикам он привил любовь к физике, но администрации порой приходилось «лить слезы» из-за его отношения к ведению документации, участию в работе методобъединений, педсоветов, общешкольных мероприятий. К примеру, он мог не ставить оценки ученикам в журнал в течение всей четверти (можно было увидеть всякого рода точки, которые понимал только он сам). Объяснял это тем, что не любит ставить «двойки». А на «тройку» знают материал всего два человека. И в первой четверти больше половины учеников не были аттестованы по физике. Все в шоке - родители, учителя, администрация, но не дети. Они-то были спокойны: Михалыч (так они по-свойски называли учителя) объяснил им, что поставит оценки тогда, когда они хоть как-то начнут разбираться в физике. Это сейчас учителю многое позволено, а в те далекие, семидесятые, когда казенщина была на небывалой высоте, такая самодеятельность казалась вызывающей. Многие коллеги просто кипели от возмущения: «он опаздывает на уроки», «задерживает детей на всю перемену», «не проводит тематические классные часы», «не заполняет должным образом журнал», «критикует сложившиеся в школе традиции» и т.д. Правда, при этом многие признавали его правоту, восхищались смелостью и независимостью суждений и, конечно, удивительным талантом общения с учениками. Ребятам было недостаточно встречаться с ним на уроках. Они приходили не только на дополнительные занятия, но и на «посиделки», которые устраивались в квартире при школе (это было его жилье). Там шли разговоры «про жизнь» и песни под гитару. Михалыч и сам писал песни, и хорошо пел, а всех желающих учил играть на гитаре.

Этот человек внес своим появлением небывалое оживление в работу всего педколлектива и администрации. Одним он был интересен и по-человечески, и профессионально, других раздражал излишней независимостью и нежеланием принимать сложившиеся нормы. Возможно, благодаря очень тонкой и мудрой тактике директора школы он проработал в школе целых пять лет. Но ушла (по состоянию здоровья) директор, и сразу же исчез Михалыч.

Еще один пример. Учитель получает согласие администрации на проведение эксперимента по созданию «парк-школы». Но подобная форма выходит за пределы традиционной классно-урочной системы, поэтому происходит столкновение интересов экспериментатора и других коллег. Постоянно меняется расписание, разрушается целостность класса (часть уходит в «парк»), возникает масса проблем с родителями. И хотя дети принимают предложенную форму «на ура», администрация и остальные учителя больше реагируют на внешнюю сторону и разного рода неудобства. Вот и получается, что новатор создает слишком много проблем.

С ними трудно, но интересно

Подобных примеров можно привести еще немало. Каждый директор наверняка встречался и встречается в своем коллективе с такими особенными людьми. И отношение к ним у разных руководителей не всегда было однозначным. По мнению одних, с ними трудно, но интересно, они способствуют развитию коллектива. Другие относятся к таким педагогам как к «белым воронам», с ними неудобно и суетно, они будоражат коллектив, вызывая зависть или раздражение.

В зависимости от отношения и строится определенная тактика директора и его заместителей с неординарными учителями. Особенно недовольны завучи - разрушается налаженная и удобная им система учета и контроля, запланированные проверки, заседания и пр. При работе с творческими педагогами они вынуждены преодолевать разного рода трудности, не только организационного и методического, но, прежде всего, методологического характера, касающиеся целей, задач и способов обучения и воспитания. Как правило, формирование управленческой стратегии в отношении к нестандартно работающим педагогам напрямую зависит от выбранного школой направления деятельности.

В том случае, когда система основана на личностно ориентированном подходе (и к детям, и к педагогам), предполагается поддержка индивидуальности со стороны администрации и постепенно строится система договорных отношений. Эта непростая и кропотливая работа требует от администратора и педагога четко определиться в том, какие именно цели они предъявляют друг другу, какие формы и методы работы с учениками считают наиболее важными, как обосновывают нормы и требования к различным сторонам педагогической деятельности. Очень важно, чтобы в сложной системе образовательной деятельности обе стороны научились уважать свободу друг друга, тогда постепенно, шаг за шагом, и выстроится своего рода договор, основанный на учете взаимных интересов. Как правило, инициатором такой деятельности выступает директор, так как именно он держит в поле зрения все пространство школьной жизни. Интуиция, коммуникативные способности помогут ему выбрать время и место для беседы, для откровенного обмена мнениями. Важно, чтобы руководитель школы владел способами рефлексивной деятельности, тогда его продуманные вопросы помогут педагогу увидеть себя в коллективе, осознать неудобства, доставляемые им другим коллегам в случае нарушения сложившихся правил (незаполнение журнала, опоздание на урок и пр.). Вместе с тем очень важно использовать творческий потенциал такого педагога для профессионального и личностного роста всего коллектива. Пусть он чаще выступает на педсоветах, методобъединениях, родительских собраниях, рассказывает о способах взаимодействия с детьми, инновационных подходах к обучению, своих взглядах на образование и пр. Публичное освещение своих позиций поможет и самому педагогу, и администратору получить обратную связь от коллег, услышать иные точки зрения. Роль директора по отношению к неординарным учителям скорее поддерживающая, чем контролирующая, заинтересованная, а не формальная. Вообще, полезно общаться с ними на неформальном уровне (например, за чашкой чая или кофе). Разговор на разные темы поможет директору лучше узнать собеседника, обсудить в непринужденной форме возникающие проблемы. Впрочем, «разложить по полочкам» все нюансы взаимодействия с творческими учителями довольно трудно. Они - все разные, и способы взаимодействия с ними не вписываются в жесткий алгоритм. Важно стремиться к тому, чтобы эти люди удерживались в школе, и создавать им достойные условия для работы.

Значительно труднее творческой личности в школе с авторитарной направленностью. Его будут выдерживать до тех пор, пока он соответствует установленным нормам и требованиям, а в случае возникающих инцидентов администратор, как правило, предпочитает расстаться с таким неудобным учителем. Это, конечно, проще, нежели постоянно «воспитывать» или подстраиваться под его стиль деятельности. Впрочем, из подобных школ творческие педагоги уходят обычно сами. Зачем такому директору лишняя «головная боль»?

Вот и получается, что творческие педагогические силы чаще всего собираются под крылом мудрого и гибкого директора, который сам находится в поиске и поддерживает все новое.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
М. Лобанова
Директор школы. 2002.  № 7. С. 8-10. 
[Статья]
Александр Наумович Тубельский
Вопросы образования. 2007.  № 4. С. 177-180. 
[Статья]
Юлия Иосифовна Турчанинова
Директор школы. 1993.  № 1. С. 23-27. 
[Статья]
Виктор Владимирович Гуленко
Директор школы. 1995.  № 6. С. 22-30. 
[Статья]
Владимир Викторович Уланов
Директор школы. 1999.  № 3. С. 3-9. 
[Статья]
Наталья Васильевна Немова
Директор школы. 1999.  № 3. С. 21-26. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 3. С. 3-9. 
[Статья]