Эксоцман
на главную поиск contacts

Классный воспитатель и администрация школы: парадоксы сотрудничества

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2003.  № 7. С. 45-52. 
Статья посвящена положению освобожденного (т.е. не ведущего уроки) классного воспитателя в школе. Как складываются его отношения с администрацией. Принято считать, что они зависят как и от компетентности сторон в области профессионального общения, так и от множества субъективных, порой не поддающихся учету и описанию факторов. Опыт автора показывает, что независимо от региона и от статуса учебного заведения, школьная администрация в вопросах сотрудничества с классными воспитателями сталкивается с несколькими парадоксами. О них и поговорим

Для начала позволю себе сослаться на одно, имеющее непосредственное отношение к предстоящему разговору, высказывание: «…Если считать, что ключевой проблемой школы в области воспитания детей является отказ от массовой, обезличенно-коллективной парадигмы и переход к индивидуальной, личностной работе с каждым школьником, защите его интересов и помощи в решении его проблем, то возможность решения данной задачи надо искать в определении той фигуры в школе, которая могла бы взять на себя эту функцию. Кто, например, выступает действительным защитником ребенка, подростка в его жизни (а в этом и состоит реальный гуманизм)? Дома - это мама, бабушка, старшая сестра, брат, иногда - отец; на улице, в компании сверстников - друг, подруга. А есть ли такой человек в школе? Если честно признаться - таких людей в школе нет». Это - цитата из статьи замечательного педагога-исследователя Олега Семеновича Газмана. Она называлась «Профессия - гуманист» и была опубликована в самом первом номере журнала «Директор школы», вышедшем в свет десять лет тому назад, весной девяносто третьего года. Фигура профессионального гуманиста, за которую так горячо ратовал Олег Семенович, в наших школах (к сожалению, далеко не во всех) появилась. Ее официальное название - освобожденный классный воспитатель. Пришло время поговорить о том, какое место занял этот специалист в школе. Как складываются его отношения с администрацией. Принято считать, что они зависят как и от компетентности сторон в области профессионального общения, так и от множества субъективных, порой не поддающихся учету и описанию факторов. Наши, более чем десятилетние наблюдения показывают, что независимо от региона и от статуса учебного заведения, школьная администрация в вопросах сотрудничества с классными воспитателями сталкивается с несколькими парадоксами. О них и поговорим.

От тактики администрации зависит многое

Парадокс первый: как только у классного воспитателя складываются добрые, позитивные и деловые отношения с детьми, так непременно возникает напряженность в отношениях с коллегами. Она уменьшается лишь через некоторое время (порой через полгода-год). Поостыв и присмотревшись к действиям воспитателя, педагоги вдруг начинают извлекать для себя пользу от его присутствия в школе. Выясняется, что дети стали более воспитанными, собранными, с ними гораздо «легче» работать.

Многое при разрешении этого парадокса зависит и от тактики администрации. Она, к сожалению, бывает разной. Где-то идут по пути акцентирования противостояния воспитателей и учителей, делая ставку на педагога-предметника, а классного воспитателя превращая в «мальчика для битья», ответственного (читай - виноватого) за все про все. Верно поступают там, где нацеливают коллектив на командную, сотворческую работу, на выстраивание партнерских взаимоотношений.

Парадокс второй: администрация старается прежде всего нацелить классных воспитателей на изучение теоретических аспектов их деятельности, а они, вопреки требованиям руководства, делают упор на методической стороне своей работы. Вводя в штатное расписание должность «классный воспитатель», администрация организует и соответствующие занятия для подготовки (переподготовки) специалистов соответствующего профиля. Это естественно. Но парадоксально то, что классные воспитатели, упорно задавая в кулуарах друг другу вопрос: «Что делать-то мы должны?», практически полностью отвергают исключительно теоретические знания, настойчиво предлагаемые им в разнообразных мероприятиях (семинарах, чтениях и т.п.).

Мы увидели, что на первом этапе своей работы классный воспитатель берется только за готовые разработки. Когда же исчерпывается имеющийся ресурс и наступает период «топтания на месте», у многих возникает стресс - что дальше? Как? И только через состояние катарсиса запускается процесс осознания необходимости фундаментальной теоретической подготовки, свидетельству-ющей о готовности воспитателей к самостоятельной творческой работе. Как следствие, они с большим энтузиазмом начинают «наверстывать упущенное», уже самостоятельно выступая с инициативой теоретической подготовки.

Посмотрим, что же происходит: теоретические знания накладываются на благодатную почву, подготовленную практической деятельно-стью. Практика - первична, потребность в специальных знаниях порождается проблемами, с которыми классные воспитатели столкнулись в своей повседневной деятельности. И желание разрешить проблему, найти ответ на самые наболевшие вопросы, становится тем пусковым механизмом, который и обращает их к теоретической подготовке. Выстраивается следующая логика: выработка индивидуального методического почерка - теоретическое осмысление профессиональной проблематики - становление философии учебного заведения. Это необходимо учитывать администрации при разработке соответствующих планов работы.

Как оценить работу классного воспитателя?

Парадокс третий: чем лучше работает классный воспитатель, тем меньше его работа заметна окружающим, и наоборот. Поясним. Деятельность классного воспитателя глубоко личностна, индивидуальна по отношению к каждому ученику. Она затрагивает зачастую глубинные сферы его жизни. Возможно ли при такой работе устраивать публичные методические «фейерверки»? Конечно, возможно все. Но вредно.

На первый план выходят индивидуальные консультации, беседы, микрогрупповая работа. И если ученики будут видеть (а от них, как вы знаете, ничего не скроешь), что воспитатель работает «на публику», то с их стороны это ни к чему, кроме равнодушия (в лучшем случае) или озлобленности, не приведет. А это, в свою очередь, приводит к появлению следующего, четвертого парадокса: администрация, воспитанная в традициях «меро-приятийной» педагогики, теоретически готова признать лучшего классного воспитателя - лучшим, но практически, по показателям, «спущенным сверху», сделать этого не может, вроде как не за что. Невозможность объективно оценить качество и количество труда классного воспитателя - камень преткновения для администрации. Кто лучше работает: воспитатель, который еженедельно проводит классные часы по типу «Хлеб - всему голова» или тот, что, стараясь понять и помочь, общается с каждым ребенком отдельно и, кроме этого, с классом и микрогруппами в зависимости от степени заявленности проблемы, не считаясь при этом со временем?

Итак, внешние проявления работы классного воспитателя (количество проведенных классных часов, экскурсий, родительских собраний и т.п.) не могут по ряду объективных причин быть предметом административного контроля и, тем более, критерием успешности их профессиональной деятельности. Ведение документации может тоже быть лишь косвенным показателем его отношения к работе (четкость, соответствие требованиям, своевременность), но не более того. Человек, прекрасно работающий с бумагами, может оказаться совершенно не востребованным детьми, не иметь у них авторитета и т.д. Кроме того, проверке со стороны администрации могут подвергаться личные дела учеников, классный журнал, план воспитательной работы, но никак не рабочая тетрадь классного воспитателя. Она является его личным документом и не подлежит проверке. А именно ведение этой тетради наглядно и в полной мере свидетельствует о всем объеме профессиональной деятельности.

Так мы сталкиваемся с пятым парадоксом: документ, при знакомстве с которым администрация получит полную информацию о качестве работы классного воспитателя, существует, но проверить его нельзя. А документы, официально подлежащие проверке, не несут практически никакой информации о его деятельности. Как разрешить его? Вспомним, что административный контроль может носить и косвенный характер. Так, задавая классному воспитателю вопросы типа: с какими проблемами вы столкнулись при разработке сценария? Каковы результаты предыдущего тестирования? и т.п. Администратор не ставит под сомнение тот факт, что его собеседник мог вообще не приступать к разработке этого сценария или не провести тестирование. Он интересуется не фактом действия, а его процессом, не «галочкой», а «многоточием»! Реакция классного воспитателя и содержание ответа прямо укажут на степень его компетентности в данном вопросе.

Косвенный контроль может осуществляться и с помощью диалога, выступающего в качестве средства анализа профессиональной деятельности, и с помощью совместного планирования и последующей рефлексии проведенного мероприятия. Но главными показателями работы классного воспитателя являются сегодня не успеваемость учеников (это проблема учителя-предметника), а способность к реальной педагогической помощи, поддержке и сопровождению ученика, готовность и умение эту деятельность осуществлять, что выражается в качестве жизни ребят в атмосфере школы, степени ее комфортности, их эмоциональном и физическом благополучии, формировании положительной «Я-концепции».

Как избавиться от хронической усталости?

Качественное же выполнение клас-сными воспитателями своих обязанностей, коим числа не счесть, приводит к колоссальной перегрузке, к хронической усталости и нежеланию далее работать в этой должности.

Отсюда проистекает и шестой парадокс: чем лучше работает клас-сный воспитатель, тем в большей степени он не может этого делать в силу психической и физической усталости. Чтобы сохранить себя, он вынужден ограничивать свою учебную нагрузку. Следовательно, уменьшается заработная плата. Чем лучше работает - тем меньше получает денег. Если же начать работать «спустя рукава» в должности воспитателя, то можно вести в качестве учителя-предметника большее количество часов, то есть повысить заработную плату.

Не будем вдаваться в рассуждения о моральной стороне вопроса. Подумаем о том, как администрация может помочь классному воспитателю создать условия для его полноценной работы без ущерба для физического и психического здоровья. А для этого выясним: какие факторы влияют на возникновение усталости и опустошенности у классных воспитателей?

Это, во-первых, менталитет «клас-сной мамы»: гиперопека учеников при внушенной еще с института уверенности в том, что они являются «незаменимыми взрослыми», а школа - «вторым домом» для каждого ребенка. Это, в свою очередь, приводит, к неумению быть для детей заменимым, но значимым. Во-вторых, неумение структурировать рабочее время. В-третьих, перенос личных проблем в профессиональное пространство. В-четвертых, боязнь признать свою собственную некомпетентность и обратиться с вопросом к узким специалистам. Наши воспитатели готовы потратить бездну времени, «докапываясь» до ответа на вопрос в книгах, что само по себе, конечно, очень похвально, но в ситуации временного цейтнота нерентабельно. В-пятых, недостаток профессиональных знаний и литературы по проблемам воспитания, способам помощи и поддержки детей (в педвузах по-прежнему делается акцент на подготовку предметника). Обратим внимание на последнее. Однажды мы сделали попытку выяснить - кто/что является для классного воспитателя первоисточником педагогического знания. Ответы показали, что в решении профессиональных задач в подавляющем большинстве они ориентируются на себя самих, свои знания, свой опыт, фантазию. И только одна треть респондентов рассчитывает на помощь коллег, руководства, использование передового опыта, типовые методики. При этом практически все воспитатели указали на то, что им требуется постоянно повышать квалификацию, но лишь каждый десятый удовлетворен существующей формой ее повышения. Остальные указывают на свое полное или частичное несогласие с существующими методами и формами, на что представителям администрации стоит обратить пристальное внимание.

Однако, несмотря на единогласно высказанное желание постоянно повышать квалификацию, знакомству с новым по своей специальности уделяют внимание лишь 10,5% воспитателей, а расширению своих знаний в целом только 21%, что не может не настораживать. Наши респонденты объясняют это, как ни странно, многочисленностью книг по педагогике и психологии. «Раньше, - говорят они, - все было просто: в период тотального дефицита литературы что «достал», то и прочитал. Теперь на прилавках масса книг и журналов». И проблема выбора решается по обычной схеме: книга бегло просматривается, человек отвечает себе на вопрос «интересно или нет?», затем - «полезно или нет?» и, наконец, «дорого или нет?». Это наталкивает на размышление: может, в школах стоит завести стенд с описанием книжных новинок, на котором коллеги могут поделиться друг с другом впечатлениями о прочитанной книге, пусть и в трех словах - «прочтите, это полезно!»? На такой стенд любой желающий сможет прикрепить обычными булавочками свою «заметку», а библиотекарь поместить ксерокопию оглавления нового журнала или интересной заметки из газеты.

И это касается не только сугубо профессиональной литературы, но и художественной, да, и к слову сказать, именно здесь психолог может размещать советы-напоминалочки, рекомендации, высказывания-афоризмы, но отнюдь не «нудного» характера. Например, говоря о снятии усталости, можно предложить классным воспитателям следующую «памятку», эффективность которой показало ее многолетнее использование на практике:

«Дорогие классные воспитатели!

Несмотря на то, что мы очень устали, с сегодняшнего дня мы принимаем решение: Отныне мы будем:
• Оптимистами! (А что еще нам осталось?)
• Ставить перед собой обозримые цели, допускающие достижение промежуточных результатов, которым мы сможем радоваться чаще.
• Устраивать перерывы в работе до того, как наступит усталость. Помнить о том, что устаем мы не от объема сделанной работы, а от осознания количества оставшейся невыполненной.
• Делать только то, что сможем, а решение проблем, находящихся вне нашей компетентности, постараемся делегировать специалистам-профессионалам.
• Задавать себе вопрос: что я могу изменить? И если понимаем, что изменить что-либо просто не в состоянии - перестаем волноваться, так как смысла в этом нет.
• В единицу времени выполнять действительно реальное количество дел.
• Постоянно задумываться: проблема, которую я решаю, - это проблема или задача? И вообще, это моя проблема или мне ее навязали? (Здесь оговорим: проблема ребенка однозначно является предметом профессиональной деятельности классного воспитателя).
• Внушать себе: «Я не мама этому ребенку в истинном значении этого слова».
• Понимать, что должны заботиться и о себе.
• Подобное ликвидировать подобным: выплеснем усталость в каких-либо физических действиях - переставим в квартире мебель или хотя бы вазочки! Всем хорошего настроения!»

Наши (возможно, на сегодняшний день и фантастические) рекомендации администраторам Итак, мы берем на себя смелость рекомендовать школьным администраторам: во-первых, предоставлять классным воспитателям методический день; во-вторых, в числе прочих «обучающих» мероприятий для них обязательно организовать серию встреч с психологом, который поможет им избавиться от излишней закомплексованности. И, в-третьих, реально расширить круг коллег-помощников классного воспитателя. Остановимся на последнем. Традиционно коллегами классного воспитателя считают педагогов-предметников, психолога. Но это явно не весь круг его профессионального общения. Рассмотрим, какие «новые» должности можно ввести в штатное расписание и как должен измениться функционал «старых», уже существующих, при переходе воспитательной системы школы из разряда «предписывающей обязательные приемы и методы» в разряд «ищущей способы, технологии самовоспитания и самообразования».

Итак, методист. Но не обычный методист, выполняющий контролирующие и разрешительные функции, как это часто случается сейчас. Классным воспитателям и педагогам жизненно нужен методист, помогающий организовать самостоятельную работу школьников. Он превратится из инструктора в прямого помощника учителя и воспитателя в процессе составления карточек, тестов с заданиями, диагностик различного плана, дидактических игр, обучающих и воспитыва-ющих программ и т.д.

Процессуальный супервизор. Посещая классные часы классных воспитателей, занятия педагогов, он оценивает не их личность, а деятельность, процесс общения с детьми. При этом он не только инспектирует занятия, но раз в неделю сам дает классный час (урок), показывая педагогам образец работы. Работает в тесном контакте с методистом.

Советник классных воспитателей - специалист по вопросам помощи и поддержки, сопровождению классными воспитателями учеников определенного возраста. В совершенстве владеет профессией, прошел соответствующую психолого-педагогическую подготовку, имеет опыт работы в должности классного воспитателя. Объединяет вокруг себя классных воспитателей той или иной возрастной группы учеников (младшая, средняя, старшая школа).

Лечебный педагог - лечит учебные проблемы: ребенок медленно читает, не может организовать выполнение самостоятельной работы, не умеет работать со справочной литературой. Информацию ему предо-ставляет классный воспитатель или учитель-предметник по запросу ребенка.

Координатор по отсутствующим - занимается вопросами посещаемости в целом по школе. Ежедневно выявляет отсутствующих, связывается с ними или с их родителями по телефону, выясняя причину и, в случае явного прогула учеником уроков, организует работу по устранению причин дискомфорта присутствия и формированию положительной мотивации учения.

Советник-консультант по помощи и поддержке ребенка - работает непосредственно с ребенком, проводя индивидуальные консультации по разрешению личностных проблем.

Психолог - осуществляет общее руководство оказанием психологической помощи и поддержки ученикам, организует общешкольную работу, массовые диагностические исследования. Консультирует классных воспитателей.

Специалист по выбору пути - оказывает услуги ученикам, помогая определиться в профессиональных предпочтениях. При выборе увлечения, профессии в разговоре с учеником основной акцент делает не на то, ЧТО он выбирает, а на то, КАК происходит процесс выбора, какие приоритеты, ценности положены учеником в его основу.

Агентство помощи (кризисный центр) - классный воспитатель обращается к его специалистам за помощью по поводу более специфической медицинской или психической поддержки ребенка.

* * *

В заключение отметим, что, по нашему глубокому убеждению, не столь важно название должности (хотя в терминах «руководитель», «воспитатель», «организатор» мы видим существенную разницу), сколь необходимо наполнить имеющиеся «штатные единицы» новым содержанием профессиональной деятельности, организовать их работу на новых педагогических принципах, исходя из новых ценностей образования.* К последним мы относим человекоцентрированную, понимающую педагогику, индивидуальное образование, то есть позиции, которые объединяет в себе педагогика Свободы.

* См. Крылова Н.Б. Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование. 2003.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Лев Исаакович Фишман
Директор школы. 1999.  № 6. С. 8-14. 
[Статья]
Виктор Юрьевич Меновщиков
Директор школы. 2003.  № 7. С. 59-61. 
[Статья]
М. Лобанова
Директор школы. 2002.  № 7. С. 8-10. 
[Статья]
Анатолий Борисович Вифлеемский, Ольга Владимировна Чиркина
[Книга]
Светлана Геннадьевна Абрамова
Директор школы. 1997.  № 4. С. 3-13. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2000.  № 3. С. 50-55. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 3. С. 3-9. 
[Статья]