Эксоцман
на главную поиск contacts

Лидерство в школе: как противостоять огрупплению мышления

Опубликовано на портале: 24-09-2004
Директор школы. 2000.  № 9. С. 46-50. 
Статья посвящена вопросам лидерства в организации - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. В этом смысле личность руководителя имеет большое значение.

Нельзя отрицать влияния отдельной личности на группы или объединения людей. Вспомните фильм «Двенадцать разгневанных мужчин». Он начинается со сцены суда над убийцей. Двенадцать очень осмотрительных присяжных собираются в комнате для совещаний. Они устали, близки к согласию и стремятся быстрее вынести обвинительный приговор. Но один из них отказывается признавать подсудимого виновным. В ходе бурного обсуждения все остальные изменяют свое мнение и достигают консенсуса: «невиновен».

Меньшинство, переубеждающее большинство

Конечно, в реальной жизни один человек редко может переубедить целую группу. И все же историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных. Что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным?

Лидерство - процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных, и в этом смысле личность руководителя имеет большое значение. Целевой лидер организует работу, устанавливает стандарты. Будучи ориентированным на цель, он сосредотачивает внимание и усилие группы на стоящей перед ней задаче. Эксперименты показывают, что сочетание конкретной трудной и интересной цели с периодическими отчетами о достижениях помогает поддерживать мотивацию к высоким достижениям. У такого руководителя должно быть достаточно способностей, чтобы отдавать правильные распоряжения или указания.

Сила личности - в ее позиции. Руководителю надо помнить, что его оценка сотрудников - этот трудолюбивый, а тот грамотный, третий способный, но недисциплинированный, четвертый добросовестный, но звезд с неба не хватает - воспринимается ими как оценка их личных достоинств, а поэтому работает на построение межличностных отношений. Когда подобным образом оценивают друг друга коллеги, это может рассматриваться как показатель деловых взаимоотношений между ними. Тут есть одна реальная, правда, достаточно серьезная проблема. Мы все хотим работать, а тем более общаться с людьми, которые нам приятны. Но приятный для нас человек не всегда самый продуктивный работник. К тому же члены коллектива будут судить о наших симпатиях не по «Доске почета», а отмечая, к кому мы лично лучше относимся, с кем мы чаще обсуждаем интересующие нас вопросы, даже с кем пьем кофе. Руководитель может судить о доминирующем в организации типе взаимоотношений на основании того, какие ярлыки наиболее распространены в коллективе. Для этого не нужно проводить специальное социологическое исследование - достаточно просто прислушаться к разговорам и обратить внимание на то, какими комплиментами одаривают друг друга сотрудники.

Возможно ли преобразование межличностных отношений в деловые, если первые уже доминируют? С моральной точки зрения целевой лидер должен обладать еще и качествами социального лидера, разделяющего власть с членами группы и поощряющего их участие в принятии решений. Многие эксперименты показывают, что такое лидерство благоприятно в моральном отношении. Сотрудник, участвующий в принятии решений, обычно чувствует себя более удовлетворенным, а если к тому же он самостоятельно контролирует выполнение своего задания, у него повышается мотивация к достижению конечного результата.

Опасность, подстерегающая лидера

Само собой разумеется, что группа влияет на своего лидера, и поэтому он должен четко представлять себе, куда его могут завести и куда совместными усилиями с членами группы он выведет свой коллектив. Опасность, которая подстерегает лидера и всех его сотрудников - так называемое огруппление мышления. А это, по определению американского психолога Ирвина Джаниса, «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Чем же вызвано появление такого мышления?

Социальные условия таковы: высокая сплоченность группы; изоляция от других групп; отсутствие методических процедур поиска и оценки; директивный стиль руководства; высокий уровень стресса вкупе со слабой надеждой на существование иного решения (лучше одобренного лидером или другими значимыми людьми). А вот каковы его проявления: иллюзия неуязвимости; вера в непогрешимость группы; коллективная рационализация; стереотипы восприятия других; прямое давление на несогласных; внутренняя цензура; иллюзия единомыслия; наличие добровольных «умохранителей». Вот признаки ущербного принятия решения: не рассматриваются все возможные альтернативы; не все возражения принимаются во внимание; не оценивается степень риска для предпочитаемого решения; недостаточная информированность; отобранная информация рассматривается предвзято; небрежность при переоценке возможных альтернатив; не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств.

Из-за синдрома огруппления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей, а это обычно приводит к несовершенным решениям.

В гостях у точки зрения других

Ирвин Джанис предлагает руководителю десять правил для предот-вращения огруппления мышления.
1. Расскажите членам группы об огрупплении мышления, его причинах и последствиях.
2. Будьте беспристрастны, не занимайте предвзятую позицию.
3. Попросите каждого подходить к проблеме критически; поощряйте выражения и сомнения.
4. Отведите одному или нескольким участникам роль «адвоката дьявола».
5. Время от времени делите группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем соберите всех вместе, чтобы выяснить разногласия.
6. Если проблема касается соперничающей группы, найдите время рассмотреть все предупредительные признаки и вычислить разнообразные вероятностные ходы противника.
7. Выработав предварительное решение, соберите «совещание второго уровня», попросив каждого высказать остающиеся у него сомнения.
8. Пригласите экспертов со стороны (по отдельности) присоединиться к совещанию; попросите их оспорить взгляды группы.
9. Поощряйте членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции.
10. Пусть над той же проблемой одновременно работают независимые группы.

Самую суть этих правил хорошо выражают такие стихи.
Нет, легче тело
движется, чем мысль!
И если не дадим толчок
воображенью,
Мысль остается дома, в узких стенах,
И мы не можем сделать
шаг вперед,
Пока она в гостях не побывает
У точки зрения других.

***

Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния группы на своего лидера. Иногда вожак просто-напросто предчувствует, куда готова направиться его группа. И осознает, что, слишком сильно отклонившись от групповых стандартов, он рискует быть отвергнутым. Искушенные лидеры обычно остаются вместе с большинством и расходуют свое влияние благоразумно. Тем не менее эффективные лидеры с яркой индивидуальностью иногда могут оказывать воздействия, подобные влиянию меньшинства, мобилизуя и направляя энергию своей группы.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Татьяна Оттовна Соломанидина, Владимир Геннадьевич Соломанидин
[Книга]
Peter F. Simpson, Robert French, Charles E. Harvey
Human Relations. 2002.  Vol. 55. No. 10. P. 1209-1226. 
[Статья]
Jesper Kunde
[Книга]
Александр Сергеевич Большаков
[Книга]
J. Alsted
Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 17-28. 
[Статья]
Борис Михайлович Генкин
[Книга]