Эксоцман
на главную поиск contacts

В поисках общей позиции

Опубликовано на портале: 01-10-2004
Директор школы. 2001.  № 2. С. 50-54. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проблеме поиска целей и задач воспитания детей в школе. Одна из самых трудных задач директора школы - выработать более или менее единое понимание педагогами сущности воспитания и сформировать профессиональное отношение к этой деятельности.

Миновали времена пионерского детства и комсомольской юности, когда все, что касалось воспитательной работы в школе, было ясным и понятным. Все задавалось сверху: содержание, формы, способы. Оставалось лишь выполнять. Но вот уже много лет школы вынуждены искать свои подходы. Есть понимание, чаще всего интуитивное, что только обучение не обеспечивает сложные процессы развития личности (а их-то и принято в настоящее время считать важнейшими целями образования), но нет единых взглядов.

Одна из самых трудных задач директора школы - выработать более или менее единое понимание педагогами сущности воспитания и сформировать профессиональное отношение к этой деятельности. Мнений и суждений существует множество, так что надо прежде всего выявить эти взгляды, тогда, по крайней мере, можно предметно дискутировать по проблемным вопросам и направлениям, строить определенную стратегию. При этом чрезвычайно важно, чтобы у директора школы и его заместителей была своя профессиональная позиция и одновременно готовность услышать альтернативные точки зрения, совместно искать подходы к определению содержания и способов организации воспитательной работы.

Две точки зрения, два подхода

Такое действие можно провести в форме небольшой деловой игры. Она хороша тем, что предполагает активное включение всех педагогов в осмысление поставленной проблемы, дает возможность выявить имеющиеся точки зрения, задать вопросы своим коллегам и самому себе. И, возможно, изменить сложившиеся суждения и отношения.

Подобная деловая игра проходила на педсовете, посвященном роли школы и семьи в воспитании детей, в одной из московских школ. Технология этого действия многим знакома. Она заключается в следующем: создаются четыре команды, разрабатывающие определенные темы. Назовем те, которые были созданы в данной школе: «Роль семьи в воспитании детей», «Роль школы в процессе воспитания личности», «Искусство общения педагогов и учащихся», «Формы и способы взаимодействия семьи и школы». Команды трудятся в течение 30-40 минут, вырабатывая общее видение проблемы, а затем выносят свои сообщения на пленарное заседание. Желательно, чтобы они были наглядно оформлены для лучшего восприятия излагаемой позиции. Далее идет обсуждение представленных докладов. Задаются вопросы на понимание, высказываются определенные мнения по поводу услышанного. Ведущий делает так называемую «сборку» позиций и фиксирует на доске выводы, к которым пришли члены педсовета. Затем следует принятие соответствующего решения, в котором обозначаются конкретные шаги, направленные на улучшение воспитательной работы. Такова технология. Она на первый взгляд проста, но в ходе проведения, как правило, возникают сбои из-за того, что не так просто состыковать разные точки зрения и найти компромиссное решение. Так произошло и в этой школе. В ходе обсуждения обозначились две довольно полярные по смыслу позиции.

Первая позиция: не каждый учитель должен заниматься специальной деятельностью по воспитанию. В его дипломе записана конкретная специальность: преподаватель такого-то предмета. И он осуществляет «естественное» воспитание, предъявляя учащимся определенные требования и нормы взаимодействия. А вот воспитанием как целенаправленным действием должны заниматься специальные люди, которые разрабатывают программы, средства и способы педагогического взаимодействия с детьми с учетом их возраста, индивидуальных особенностей, социальных условий жизни. Они являются профессионалами в деле воспитания. К их числу относятся социальные педагоги, психологи, руководители кружков и секций (желательно, привлеченные извне и не ведущие уроки). Их деятельность, по мнению этой группы педагогов, требует специального финансирования государством, если оно заинтересовано в воспитании определенного типа личности.

Вторая позиция прямо противоположна. По мнению ее сторонников, учитель по роду своей профессиональной деятельности является ваятелем. Из ребенка, который приходит в школу с несложившимися взглядами, представлениями, он создает в зависимости от индивидуальных особенностей нечто совершенное. По убеждению данной группы, каждый учитель является педагогом, активно участвующим, а точнее - обеспечивающим процесс формирования личности учащегося.

Позиции, высказанные участниками, не новы. Они традиционно присутствуют почти в каждой школе. Каким же образом руководителю строить работу при наличии столь разных взглядов? Обсуждение не привело к выработке единой точки зрения - обе группы остались на своих позициях. Но ведь все они работают в одной школе, и директор, возможно, впервые на этом педсовете услышал такую разноголосицу суждений. Как ему быть в подобной ситуации? Можно ли выработать единый подход к воспитательной деятельности в школе?

Возможны два разных подхода к решению этой проблемы.

Первый таков: подводя итоги, директор высказывает собственную точку зрения. Используя свои властные функции, напоминает коллегам об их профессиональных обязанностях и выносит решение: всем учителям необходимо осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность таким образом. Но какой может быть она при столь разном отношении педагогов? Что получат в результате дети? Скорее всего, случится то, что мы называем формальным отношением к делу.

Но есть и второй подход: подводя итоги, руководитель сообщает, что педсовет не достиг конструктивного результата, и предлагает провести через несколько дней позиционную дискуссию. В ходе ее и предстоит выработать определенную точку зрения на воспитательную деятельность. Именно так и поступили в данной школе.

Позиционная дискуссия

Цель дискуссии - выработка конструктивного решения и достижение договоренности по поводу конкретной деятельности всех участников.

На первом этапе происходит разделение на команды. Их может быть несколько: защитники, оппоненты, аналитики (они выявляют причины существования разных позиций, подчеркивая их сильные и слабые стороны). Четвертая группа предлагает свои наиболее конструктивные варианты, решения. Еще необходимо выделить небольшую группу «фиксаторов», которая отражает ход дискуссии на доске. Дискуссией руководит ведущий. Его задача состоит в том, чтобы удерживать последовательность действия, временные интервалы, сдерживать повышенную эмоциональность участников, следить за тем, чтобы в высказываниях не было оценочных суждений, личных нападок, а критика носила конструктивный характер. Как показывает практика проведения подобных дискуссий, лучше, если ведущим будет человек «со стороны», однако имеющий определенный опыт проведения таких действий. Если же такого нет, надо выбрать из членов коллектива человека, умеющего не включаться в содержание обсуждаемых проблем, а руководить лишь самой процедурой.

Участники договариваются о том, какие проблемы будут обсуждаться. Желательно, чтобы их было не более трех. Происходит деление на команды. Этот шаг не всегда бывает простым. Но ведущий сообщает о количестве участников групп и, самое главное, то, что все команды во время дискуссии будут меняться своими местами: те, кто были защитниками, в следующем действии станут оппонентами, а оппоненты перейдут в группу аналитиков и т.д. Это даст возможность каждой команде и каждому участнику взглянуть на проблему с разных сторон.

Следующий шаг - каждая группа имеет пять минут на подготовку. Время выдерживается. Первая группа выдвигает свои аргументы, а все остальные задают вопросы на понимание (уточнение) позиции. Далее слово предоставляется оппонентам. И опять все задают вопросы на понимание. Аргументы участников групп фиксируются на доске (она разделена на 4 колонки). После того как «круг» закончится, происходит смена ролевых позиций.

Обсуждение каждой проблемы завершается подведением итога. Это, как правило, делает ведущий при участии зала. Самое трудное при таком действии - «не утонуть» в дебрях теоретических рассуждений и обязательно выйти на конкретные шаги деятельности. Это задача ведущего и руководителя школы. Ему важно задать изначально такую установку ( как правило, это проговаривается в период подготовки к дискуссии).

Какими же могут быть результаты подобного действия?
• Педагоги договариваются о том, что такое воспитательная деятельность в школе. Определяются реальные цели воспитания.
• Выявляются педагоги, проявляющие и не проявляющие интерес к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности.
• Определяются формы и способы участия тех и других в работе школы.
• Создается специальная творческая группа педагогов для разработки программы воспитания в данной школе.

В ходе такого действия директор школы также определяет свое место в осуществлении воспитательного процесса, задумывается, исходя из реальной ситуации и имеющегося потенциала педагогов, окружающей среды, возможностей родителей, над созданием собственной модели учебно-воспитательной деятельности. И, что самое главное, он начинает понимать, что необходим более тесный контакт с детьми. Воспитание может быть успешным только в случае, если мы знаем и учитываем их интересы и потребности, их желание участвовать в организуемой взрослыми деятельности.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юрий Михайлович Тамошин
Директор школы. 2001.  № 8. С. 21-28. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2000.  № 3. С. 50-55. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 1999.  № 7. С. 55-60. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2001.  № 5. С. 64-71. 
[Статья]
Галина Юрьевна Ксензова
Директор школы. 2000.  № 5. С. 49-57. 
[Статья]
Анатолий Викторович Мудрик
Директор школы. 2002.  № 10. С. 8-11. 
[Статья]