Эксоцман
на главную поиск contacts

Как получить «портрет» ученика

Опубликовано на портале: 27-09-2004
Директор школы. 2000.  № 4. С. 45-50. 
Тематический раздел:
Статья посвящена различным методам изучения индивидуальных качеств учеников. Наблюдение, хотя и является одним из важнейших методов изучения ребенка, не всегда достоверно, поскольку происходит без участия самого школьника и, что существенно, - может быть по-разному проинтерпретировано им. Чтобы получить более полный «портрет» ученика, важно, наряду с наблюдениями, использовать и другие методы изучения.

В школьной жизни происходит много разных событий, и каждое по-своему воспринимается учащимися. Одна и та же ситуация может оказывать и позитивное, и негативное воздействие на разных детей. Но не все реакции и отношения, во-первых, осознаются ими, а во-вторых, имеют неоднозначное толкование со стороны взрослых. Поэтому наблюдение, хотя и является одним из важнейших методов изучения ребенка, не всегда достоверно, поскольку происходит без участия самого школьника и, что существенно, - может быть по-разному проинтерпретировано им. Чтобы получить более полный «портрет» ученика, важно, наряду с наблюдениями, использовать и другие методы изучения.

Опрос. Распространенность этого метода объясняется его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса можно получить информацию о мотивах его поведения, намерениях, планах на будущее.

Специфика опроса в том, что источником информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей. Разумеется, это не гарантирует полную достоверность информации. Поэтому так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне отвечать на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Техника проведения опросов как раз и сводится к тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность информации. Остановимся подробнее на использовании некоторых методов.

Интервью. Его проводят в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинство интервью состоит в том, что его можно вести в неформальной обстановке. Даже учащийся, отказывающийся заполнять анкету, охотно сообщит о себе сведения устно. Интервью позволяет наблюдать реакцию ученика, которая подчас более информативна, чем сам ответ. Недостаток этого метода состоит в невозможности зафиксировать, а значит, и количественно обработать его результаты, так как делать записи при учащемся не рекомендуется.

При проведении беседы следует придерживаться следующих правил. Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное. Трудно рассчитывать на искренность ученика, если беседа проходит в присутствии других учителей или учащихся; или если ребенок не в духе; если беседу постоянно прерывают; или разговор проходит «на ходу», попутно. Поэтому важным моментом является выбор времени и места беседы.

Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера. Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей. Наводящие вопросы лучше формулировать нейтрально, например: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль». Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой ставят отвечающего в неловкое положение. Следует иметь в виду, что с точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен вызвать развертывание мысли, высказывание мнения, а не односложные ответы «да», «нет». Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Анкетирование. Разрабатывая вопросы для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге хочет узнать. Хорошо сформулированная цель поможет избежать лишних вопросов, избавит анкету от мнимой многозначительности.

Сначала излагают тему, цель опроса, затем сами вопросы, начиная с наиболее простых и нейтральных. Они призваны сформировать психологическую установку на сотрудничество, заинтересовать учащегося. Главные вопросы, требующие искренности, анализа и размышления, размещают в середине. Постепенно трудность вопросов снижают. Число их должно быть ограниченным, с тем чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

В зависимости от характера возможных ответов вопросы могут быть открытыми или закрытыми. Ответ на открытый вопрос типа: «Чем привлекает выбранная профессия?» дается в свободной форме, что позволяет обнаружить неожиданные, непредполагаемые суждения. Однако чаще всего прибегают к закрытым вопросам, с выборочными ответами из числа готовых, так как такие ответы легко стандартизируются и обрабатываются. Недостатком выборочного ответа является ограниченность выбора, возможное несовпадение предполагаемых ответов с личной позицией учащегося. Чтобы снять этот недостаток, обычно ответы-альтернативы дополняют возможностью дать собственный ответ.

По содержанию анкета может касаться фактов («Твои занятия в свободное время»), характеристики окружающих людей, событий, суждений («В чем, по-твоему, причина того, что тебе на уроке порою бывает неинтересно?»), намерений («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Хочешь ли поехать в летний трудовой лагерь?»).

Метод незаконченных предложений. Разновидностью письменного опроса являются незаконченные предложения, которые опрашиваемые дописывают сами. Например: «Сотрудничество педагогов и учащихся - это...», или: «Больше всего я ценю в людях...», или: «Наша школа...». В таком задании вопрос исследователя (Что такое сотрудничество? Что ты ценишь в людях? Что можешь сказать о своей школе?) дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы.

Содержание незаконченных предложений определяется исследовательскими задачами. Если, например, требуется выяснить степень усвоения различных понятий, то предложение может быть сформулировано так: «Ответственный человек - это...», «Быть современным учителем - это значит...». Оценочные суждения помогут выявить предложения типа: «Наши учителя...»; «Более всего мне не нравится в людях...»; «В себе я ценю...». Эти предложения выявляют отношение учащихся к взрослым, своему коллективу, самому себе. Информацию о направленности и содержании учебных интересов могут дать такие предложения, как: «В наши уроки я бы включил...»

Независимо от того, каковы исследовательские задачи, содержание предложений должно быть понятно опрашиваемым, в противном случае не будут реализованы ни информационные, ни воспитательные возможности данного метода.

Методика проведения «незаконченного предложения» проста. Опрашиваемых, предварительно настроив на серьезность, искренность в ответах, просят письменно продолжить одно или несколько предложений. Выполненные задания собираются и обрабатываются. Методика обработки опять же определяется исследовательскими задачами. Можно в каждом выполненном задании выделить правильно или неправильно указанные признаки, признаки не совсем правильные и совсем не указанные. Затем все ответы распределяются по группам: полный, правильный ответ; правильный, но не полный; не совсем правильный; неправильный. В каждой группе подсчитывается число ответов. В зависимости от того, какая получится общая картина, предпринимают последующие шаги: разъясняют совсем не ясное, уточняют непонятное, углубляют уже известное. Важно иметь в виду, что во всех случаях полезно к анализу полученной информации подключать учащихся. В ходе совместного обсуждения (конечно, с учетом особенностей учащихся) исследователь обогащается новой информацией, а школьники приобретают новые знания, у них формируется определенное отношение к обнаруженным проблемам, появляется стремление к их решению. Если изучается отношение школьников к взрослым, учителям, коллективу, к товарищам, к себе, то обработка информации проводится несколько иначе. Сначала выписываются характеристики (черты, качества, свойства), указанные учащимися. Затем подсчитывается количество указаний по каждой из них, и они располагаются в порядке убывания количества указаний. Такое представление информации позволяет увидеть, какие ценности находятся в центре внимания коллектива, какие не замечаются.

При выявлении направленности и содержания учебных интересов учащихся («В наши уроки я предлагаю включить...») полученная информация может быть обработана так. Выписываются все предложения, подсчитывается количество указаний по каждому из них. Все предложения располагаются в порядке убывания количества указаний. Затем особо анализируются предложения, оказавшиеся на первых и последних местах. Их анализируют по содержанию, по направленности, по роли, которую автор отводит взрослым, сверстникам, сравнивают предложения с проводимыми уроками (новые, часто используемые, редко используемые). Обработанная таким образом информация позволяет представить отношение школьников к совместной деятельности на уроках (удовлетворены, не удовлетворены), их отношение к собственной позиции (устраивает, не устраивает, хотят изменить), к учителям (что ценят, предлагают). Предлагаем несколько вариантов метода «незаконченных предложений».

Вариант А
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то...
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...
5. Когда ложь становится естественным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я...
6. Если бы я был на месте учителя, то...

Вариант Б
1. В окружающей жизни я больше всего ценю...
2. В жизни я больше всего осуждаю...
3. Желаемое расписание жизни, что происходило в моей жизни в течение недели: понедельник, вторник...
4. Моя реальная жизнь в течение недели: понедельник, вторник...
5. Что бы я желал делать в течение недели: понедельник, вторник... и т.д.

Изучение работ школьников. Очень много штрихов в «портрет» школьника можно внести путем психологического анализа различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ учащихся. По их качеству можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности ученика. Анализ количества и качества тех или иных работ школьника в течение определенного времени позволяет обнаружить продолжительность вырабатывания, период наивысшей продолжительности труда, начало утомления, и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью можно получить информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений.

Темы сочинений могут быть разными: «Я и моя школа», «Я и мои учителя», «Если бы я был классным руководителем» и др. После выбора темы определяется основной круг вопросов, по которым сочинения будут обрабатываться. Например, по теме «Если бы я был классным руководителем» выделяются следующие вопросы. Какие стороны деятельности классного руководителя выделяют учащиеся? (Работу с классом, индивидуальную работу, работу с руководителями, другими учителями).

Какие формы и способы работы с учащимися оцениваются положительно (отрицательно) и почему?

Какой стиль отношений, общения, деятельности предписывают школьники классному руководителю?

Какой видят позицию руководителя в жизни коллектива? (Главный руководитель, организатор, помощник, консультант, не вмешивающийся в жизнь коллектива).

Сочинение предлагается написать учащимся дома (тогда точно определяется срок его сдачи) или в школе. По усмотрению исследователя может быть предложен ориентировочный круг вопросов. Написанные сочинения собираются и обрабатываются. Сделать это можно так. Сначала следует прочитать все сочинения. Затем берется одно из них (лучше наиболее полное) и из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. После этого берется второе сочинение. Если суждение второго автора по тому или иному вопросу не совпадает с мнением первого, то это суждение полностью выписывают. В противном случае его просто плюсуют к уже имеющемуся. Аналогично поступают со всеми остальными работами.

В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая может быть полной и разнообразной или, наоборот, бедной, однотипной. Далее выделяются вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех; вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнения большинства совпадают, по каким резко противоположны. Сопоставляются мнения юношей и девушек, активно участвующих в жизни коллектива и совсем в ней не участвующих; отличников и слабо успевающих; «лидеров» и «изолированных» в коллективе.

На основе всей этой информации опять же оценивается отношение школьников к деятельности педагога, к общению с ним, его личности. Выявляются проблемы, относящиеся к педагогам, общей атмосфере в школе.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2004.  № 2. С. 51-53. 
[Статья]
И. З. Гликман
Директор школы. 2003.  № 2. С. 51-60. 
[Статья]
Наталья Юрьевна Синягина
Директор школы. 2000.  № 5. С. 58-63. 
[Статья]
Армине Аршаковна Воронова
Директор школы. 1998.  № 2. С. 12-17. 
[Статья]
Юрий Владимирович Ээльмаа
Директор школы. 2003.  № 9. С. 36-40. 
[Статья]
Владимир Альбертович Филимонов
Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 223-235. 
[Статья]
Е. А. Александрова
Директор школы. 2001.  № 3. С. 51-56. 
[Статья]