Эксоцман
на главную поиск contacts

Сельский социум: негативные явления и потенциальные ресурсы

Опубликовано на портале: 27-09-2004
Директор школы. 2000.  № 2. С. 27-32. 
Статья посвящена особой роли школы и учителя на селе. В селе, где все хорошо знают друг друга, он несет ответственность за судьбу ребенка перед конкретной семьей. Через руки и сердце учителя проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом самобытность, индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.

Вся моя жизнь связана с сельской школой. В ней училась, потом учительствовала, сейчас вот уже одиннадцать лет являюсь директором. С любовью и благодарностью вспоминаю своих наставников. Роль сельского учителя - особая. В селе, где все хорошо знают друг друга, он несет ответственность за судьбу ребенка перед конкретной семьей. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом самобытность, индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.

Есть ли будущее у сельской школы?

Помнится, 1990 год был объявлен годом сельской школы. Сельское учительство возлагало большие надежды на улучшение материально-технической базы, на социальные перемены в жизни педагогов, на подготовку кадров. Но, к сожалению, проблемы были только обозначены. Они так и остались нерешенными, а со временем приобрели хронический характер.

Сегодня ситуация обострилась. Речь идет не только о выживании сельской школы, но и о судьбе села. Выживет ли оно? А значит, есть ли будущее у сельской школы?

С. Т. Шацкий подчеркивал, что ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее положительных и отрицательных влияний мы не можем управлять этим развитием. Сельская среда, как известно, существенно отличается от городской. Основными социальными факторами, воздействующими на становление ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий, семьи и населения, а еще - близость природы. Каждый из этих факторов порождает как положительные, так и отрицательные условия для развития личности, накладывает определенный отпечаток на весь образовательный процесс.

Системообразующим элементом сельского социума является сельскохозяйственное предприятие. Аграрное производство всегда характеризовалось в нашей стране низким уровнем и, следовательно, соответствующей квалификацией работников и культурой труда. В девяностые годы уровень механизации в нашем совхозе составлял 37 процентов. Совхоз, получая государственную дотацию, все же стабильно функционировал. В нем работали две трети наших родителей.

Школа поддерживала тесные связи с совхозом по организации производительного труда учащихся, по созданию материально-технической базы для профессионального обучения. Наши выпускники вместе с аттестатом получали права тракториста-механизатора. Девять лет назад 75 процентов специалистов совхоза были выпускниками школы. За последние шесть-семь лет ситуация приобрела критический характер. Бездействуют основные фонды совхоза. Многое пришло в негодность и не подлежит восстановлению не из-за физической изношенности, а от ненужности, бездейственности. Не востребованными остались специалисты, бывшие наши учащиеся, ныне наши родители. По ряду объективных причин не нашли широкого распространения семейный подряд, аренда, фермерство. Утеряны связи школы с совхозом. В учебном плане нет уже производительного труда. Пришла в негодность материальная база по подготовке трактористов, да и не нужны они ныне.

В развитии ребенка решающую роль играют образовательный и культурный уровень родителей. За время перестроечных перемен число родителей с высшим образованием у нас сократилось вдвое и составляет сейчас всего десять процентов. Причины экономические. Миграционные процессы в стране не обошли и нас. Уезжают, как правило, люди с высшим образованием, а вот приезжают те, кто надеется выжить на земле своим трудом - многодетные, социально неблагополучные семьи. В итоге обострились все негативные явления: безработица, снижение рождаемости. Деформируется семья, растет отчуждение детей от семьи, семьи от детей, снижается авторитет старших, увеличивается число неполных семей. А как следствие, уменьшается число детей «группы риска», неуверенных, с комплексом заниженной самооценки, с проблемами адаптации к сложным социальным условиям. Растет и число больных детей, а среди болезней такие признаки социального неблагополучия, как чесотка и педикулез.

Село живет, пока есть школа

Что же делать нам, педагогам, в такой неблагополучной обстановке? Опустить руки и ждать, пока все окончательно рухнет? Или как-то действовать? Но как именно?

Школа всегда была на селе культурным, стабилизирующим фактором. И в сегодняшних сложнейших условиях выживания села она должна взять на себя роль социального гаранта ребенка и его семьи. Село живет, пока в нем есть школа. В этом утверждении, поверьте, нет никакого преувеличения. Кратко раскрою специфику сельской школы и ее потенциальные возможности в стабилизации ситуации на селе.

Все негативные проблемы, о которых сказано выше, существуют объективно, школа не может их изменить, но мы обязаны учитывать и максимально эффективно использовать позитивные факторы. Жизнь ребенка в природной и в производственной среде, хорошее знание школой семьи и добрые отношения с ней и с сельской общественностью, традиции села, кадровая стабильность в педагогическом коллективе школы, малая наполняемость классов (она у нас - 15-20 человек) - все это способствует организации эффективного образовательного процесса.

Положение единственного учебного заведения многократно увеличивает меру ответственности учителя (если он ее осознает) за качество предоставляемых образовательных услуг. К тому же сельская школа - массовая. Для наших детей - это и лицей, и гимназия, и общеобразовательная средняя, и, что греха таить, школа для отстающих в развитии детей. Необходимость личностно-ориентированного обучения диктуется объективными условиями. Для этого нужно хорошо знать законы развития ребенка, его особенности, уровень обученности и зону ближайшего развития.

Сельская школа имеет более весомый общественный статус в социуме, чем городская. Она - носитель культуры, образованности, интеллигентности. Поэтому здесь педагогу легче состояться профессионально. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых -педагогическое творчество. Здесь всегда есть «звезды», те, у кого учатся, на кого равняются, кого все «от мала, до велика» знают. Особо хочется отметить психологический микроклимат в коллективах сельских школ и особую роль в его развитии со стороны директора. Слишком тесно переплетены профессиональные отношения с межличностными. Учителя не просто коллеги, они соседи по дому, связаны родственными узами. Трудно провести грань между формальными и неформальными отношениями, они взаимно дополняют друг друга. Культура этих отношений в руках директора, и только его. Таким образом, сельская школа не имеет конкуренции на рынке образовательных услуг, и именно этот факт определяет ее место в социуме как единственного гаранта социальной защиты ребенка.

И еще очень важно, что сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности, иную философию жизни и культуру как альтернативу существующей вне ее.

Наша целенаправленная работа по изучению образовательных ресурсов сельской среды, выявление их воспитательного потенциала и использование его в работе с учащимися и родителями дает положительные результаты. Мы все вместе приходим к осознанию новых норм, ценностей, приоритетов. Растет спрос на хорошее образование, повышаются требования к школе, к учителю. Мы не ждем помощи со стороны, а полагаемся на внутренние резервы села, сохраняем старые традиции и вводим новые. Расскажу об этом подробнее.

Становление комплекса «детский сад - школа»

В конце 1995 года наш совхоз оказался не в состоянии содержать дошкольное учреждение. Нависла угроза передачи здания детского сада коммерческим структурам. Боязнь потерять собственное дошкольное учреждение заставила консолидировать силы сельской общественности и оперативно, в кратчайшие сроки добиться передачи его в ведение управления образованием. С целью более рационального использования материальной базы и кадрового потенциала школы и детского сада и реализации единой образовательной политики было образовано новое учебное заведение - комплекс «детский сад - школа».

Все это происходило не только в условиях крайне обострившихся социально-экономических явлений, но и при наличии кризиса в образовании. Явно обозначились противоречия между традиционной системой обучения и воспитания и требованиями, с которыми столкнулись наши выпускники в реальной жизни. Они оказались неконкурентоспособными на рынке образовательных услуг высшей и даже среднетехнической школы, поменявшей свои вывески на лицеи и колледжи. Мы осознали, что традиционная система не отвечает требованиям времени. И, создавая новое образовательное учреждение, старались выбрать иную стратегию развития.

Конечно, у нас не было никакого опыта управленческого реконструирования и проектирования. Действовали скорее интуитивно. Понимая, что сельская школа является звеном достаточно замкнутой, ограниченной социальной системы, мы поставили перед собой такие задачи: исследовать инновационные возможности детского сада и школы и определить их потенциал; выявить уровень и характер требований учащихся и их родителей к образовательным услугам и соотнести их с нашими возможностями и с требованиями к выпускнику образовательных учреждений нашего региона.

Совместными усилиями общественности села, педколлектива, учащихся создали модель комплекса и программу ее реализации. Этап сбора и осознания себя как организации был длительным и сложным. Трудности были в подборе методик, форм, средств. Начинали с простейших вопросов к учителям и к воспитателям, просили назвать сильные и слабые стороны школы, рассказать о том, как они понимают успешность в работе.

Вопросов было достаточно много. Что больше всего удивило меня в ответах? Учителя не осознавали себя частью школьной организации. Их видение школы ограничивалось своим предметом. Источником проблем они считали внешнюю среду, но никак не себя, подчас объясняя низкое качество обучения только отсутствием желания детей учиться. Любую информацию я воспринимала как позитивную, ведь в ней отражалась гражданская, профессиональная, личная позиция наших педагогов (к результатам исследований этих лет я возвращаюсь снова и снова, чтобы посмотреть, как изменилось отношение педагогов к себе, к работе, к школе).

Неоднократно за общим столом оказывались дети и взрослые, их учителя и родители. В деятельности происходило объединение нас в команду. В ней были не только единомышленники. В сельской школе не подберешь под идею единомышленников со стороны. В ней работает стабильный коллектив, где две трети учителей составляют выпускники этой же школы, а педагоги уходят на пенсию с единственной записью в трудовой книжке. Здесь неформальные отношения могут доминировать над формальными, и эту особенность педагогов надо осознавать и принимать как объективную данность, ее нельзя изменить, можно только учитывать.

На этапе совместного анализа и осознания ситуации мы поняли, что началом и движущей силой любых изменений является человек, но при условии, если он изменит отношение к себе, к людям, перестроит видение своего мира, иерархию своих мотивов, откажется от привычных, но уже устаревших стереотипов в мышлении.

Результатом первого этапа стал проект развития комплекса и программа его реализации. Прежде всего мы разработали концепцию непрерывного профессионального образования педагогов, построенную на следующих принципах.
• Системность. Выделили компоненты содержания: блок культурологических, общепрофессиональных, предметных знаний. Разработали методы, формы, средства общения в соответствии с характером изучаемой информации. Качественно новыми компонентами в системе профессионального развития стали целеполагание и рефлексия.
• Непрерывность и преемственность. Создаем единое образовательное пространство, под которым мы понимаем, с одной стороны, постоянно развивающуюся систему научно-теоретического обеспечения развития педагогов, родителей, учащихся, а с другой - связь теории и практики, которая осуществлялась непосредственно в образовательном процессе. Эти принципы определяют характер перехода от традиционного к инновационному обучению. На них строятся связи в содержании образования между ступенями школы.
• Открытость и динамичность предполагает активную позицию педагогов по отношению как к задачам усвоения и переосмысления теоретических вопросов, так и практики их внедрения, открытость к различным научным подходам, концепциям, возможность выбора той модели обучения, которая максимально раскрывает индивидуальные возможности и особенности учителя, способствует самоопределению и самовыражению. Ну а жесткое соблюдение регламента в реализации программы способствует динамичному и поступательному характеру инновационных процессов.
• Комплексность реализована в содержании междисциплинарных знаний, которые охватывают все аспекты деятельности педагога, структуру его педагогического профессионализма. Известный закон развития Л. С. Выготского гласит, что всякое новообразование личности рождается дважды: вначале, в зоне внешней регуляции участников совместной деятельности, а затем - уже как форма саморегулируемая. Поэтому вся работа с учителями строилась в деятельностном режиме. Групповая работа и работа с первоисточниками, «мозговой штурм» использовались как средства осмысления теоретических вопросов, вооружения педагогов навыками организации новых форм учебно-воспитательного процесса, развития аналитических, исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных навыков. Программа культурологического блока была составлена на основе теории культуры организации и авторской школы К. Я. Вазиной. За основу блока общепрофессиональных знаний мы взяли классическую дидактику нашей средней школы и рассмотрели целеполагание в образовании, средства, методы, формы организации образовательного процесса в контексте требований инновационной стратегии. В развитии предметных знаний упор сделали на развитие у учащихся целостного видения мира. На качественно новом уровне занимались формулировкой мировоззренческой и предметной цели содержания обучения.

С помощью доцента Пермского областного института повышения квалификации работников образования Е. Е. Мамаевой программа удачно прошла апробацию в коллективе. Решены очень важные на первом этапе становления нового образовательного учреждения задачи. Создан коллектив единомышленников, где нормами общения стали уважение, доверие, взаимопомощь, коллективное принятие решений, атмосфера делового сотрудничества. На качественно новый уровень вышло развитие межличностных отношений. Для трети педагогов профессиональная деятельность стала носить поисковый характер.

Позитивные изменения нашли отражение и в качестве обучения, в социальной и психологической готовности наших выпускников делать адекватный их возможностям выбор и успешно продолжать обучение в самых разных образовательных учреждениях. Думаю, результаты могли быть еще более значимыми, если бы программа культурологического блока была адаптирована для учащихся и родителей и реализована параллельно с программой педагогов. Над решением этой задачи мы работаем в этом году.

* * *

Создание комплекса «детский сад - школа» стало мощным толчком к созданию единого образовательного пространства, к выявлению потенциальных ресурсов сельской среды, а главное - убедило нас в мысли о том, что почти все проблемы - в нас самих.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Васильевич Гаврилин
Директор школы. 1999.  № 7. С. 71-76. 
[Статья]
Дмитрий Николаевич Лухманов, В Н Аванесова, Инга Вениаминовна Канцебовская
[Книга]
Евгений Николаевич Степанов
Директор школы. 2000.  № 2. С. 16-26. 
[Статья]
Нина Ефимовна Боревская
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 82-88. 
[Статья]
Алим Ахатович Ахмадеев, И. М. Синагатуллин
Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 94-96. 
[Статья]
В.И. Астахова, Омельченко
Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 150-151. 
[Статья]
Игорь Михайлович Реморенко
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 153-155. 
[Статья]